Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 13:14, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть сущность общественных отношений, возникающих в сфере образования
Объект исследования: отношения в сфере образования
Предмет исследования: нормы законодательства Российской Федерации и ее субъектов, регулирующие отношения в сфере образования
Задачи:
Установление механизма правового воздействия на образовательные отношения;
выявить содержание предмета и пределов правового регулирования отношений в сфере образования;
охарактеризовать современное состояние системы нормативных правовых актов об образовании;
выявить содержание, сущность и характерные особенности образовательных отношений;
Введение…………………………..………………………………………...3
1. Предмет и пределы правового регулирования в сфере образования...6
2. Правоотношения в сфере образования……………..………..………..10
3. Система нормативно - правовых актов об образовании. Политика Российской Федерации в области образования………………………………..17
Заключение………………………….…………………………………….21
Используемая литература……. ………………………..……………….23
Общеизвестно, что правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством7. Правоотношение имеет сложный состав, а его элементами выступают субъекты, объекты, содержание. При этом нужно различать понятие «субъекты правоотношений» и участников образовательного процесса. К субъектам мы относим администрацию школы, учащихся, органы государственной власти и органы управления образованием. Что касается участников образовательного процесса, то к ним относятся лица, которые выступают на стороне какого-либо субъекта. На стороне учащихся выступают их родители (законные представители), а сторону oбщеoбpaзoвaтельнoгo учреждения представляют, кaк пpавилo, пeдaгoги и aдминиcтрaция.
Не существует единой точки зрения по субъектному составу правоотношений. Так, по мнению Е.А. Киримовой к субъектам образовательных отношений относятся обучающиеся, педагогические работники и образовательные учреждения, в частности общеобразовательные. Она подчеркивает, что характерной особенностью образовательных отношений является их трехсторонность. Собственно сами образовательные отношения, которые связывают обучающегося и педагога, возникают только при участии общеобразовательного учреждения. Если же они оформляются минуя общеобразовательное учреждение, напрямую, то являются предметом иной отрасли, но не образовательной2.
Дополняя перечень субъектов образовательных правоотношений, Спасская В.В. относит к ним родителей (законных представителей), которые призваны решать вспомогательные организационные вопросы и имеют собственные права и обязанности. Роль родителей заключается в разъяснении детям их целей и задач в образовательном правоотношении, а также в оказании им посильной помощи в освоении общеобразовательной программы.8
Состав субъектов современных образовательных правоотношений не ограничивается только участниками образовательного процесса. Сюда также входит система образовательных организаций, задача которых заключается в обеспечении реализации права на образование, а именно в предоставлении качественного образования. Поскольку для выполнения этой задачи всегда необходимы определенные условия, то функции общеобразовательного учреждения как обязанной стороны образовательных правоотношений сводятся к созданию таких условий. Это подразумевает подготовку соответствующих помещений, приглашение педагогических и иных работников.
Правовое положение субъектов определяется всеобщностью и обязательностью общего образования для всех граждан РФ и правом граждан на получение иных видов и форм образования. К особенностям правового положения общеобразовательных организаций можно отнести то, что, во-первых, в качестве общеобразовательной организации может выступить только та организация, которая реализует государственные образовательные cтандapты, чтo юpидически зaкрепляется выдачей свидетельства о ее государственной aккpeдитaции. Во-втopыx, общеобразовательная организация при вступлении в административные, финансовые, имущественные и иные отношения, действует исключительно в интересах обучаемых. В-третьих, проведение промежуточной и итоговой аттестации входит в обязанности педагогических работников и не является элементом компетенции общеобразовательной организации.
Объектом правоотношения является то, ради чего возникает само правоотношение, то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности.
Выбор объекта зависит от характера и вида правоотношений:
Интересна точка зрения Спасской В.В. о том, что объектом идеальной конструкции образовательных отношений являются духовные блага, и интерес правомочной стороны в рамках процесса обучения и воспитания направлен на овладение ими.
Системные, политематические знания, навыки и умения, приобретенные гражданином в процессе обучения и воспитания, уровень которых отвечает требованиям государственного образовательного стандарта и удостоверяется документом о соответствующем образовании – в качестве объекта образовательных отношений выделяет Сырых В.М.9. Причем в качестве объекта они могут выступать «прежде всего в условиях, характерных для образовательных правоотношений, которые складываются между образовательными учреждениями и обучающимися в процессе их обучения и воспитания»10.
Образовательные отношения состоят из совокупности прав и обязанностей педагогов и обучающихся, которые носят исторически развивающийся, изменчивый характер и зависят от многих социально-политических факторов.
Понятие юридического содержания правоотношения имеет тесную связь с понятиями субъективного права и юридической обязанности. Последние понятия являются равнозначными элементами системы правоотношения. Субъективному праву всегда соответствует установленная объективным правом обязанность, потому что права одних лиц удовлетворяются через обязанности других. Благодаря принадлежности субъективного права и юридической обязанности субъект приобретает статус либо управомоченного, либо правообязанного, и таким образом, индивидуализируется в своем правоотношении.
В образовательном правоотношении субъективное право и юридическая обязанность имеют своеобразный состав и характеристики. В полномочия обладателя субъективного права, представляющие собой правовые возможности, помимо права требования исполнения юридической обязанности и права на свои собственные положительные действия, включается долженствование, обязывающее управомоченную сторону совершать активные положительные действия по обучению.9
Специфика
основной юридической
Содержание образовательных отношений определяет метод правового регулирования образовательного права. Так, применительно к образовательному праву В.М.Сырых отражает в качестве метода правового регулирования особое сочетание императивного и императивно-диспозитивного методов. Он приводит примеры, демонстрирующие реализацию указанного сочетания методов правового регулирования в сфере образования, а также примеры «тупиковых ситуаций», возникающих в случае неприменения специфических методов образовательного права.10
Элементы правоотношений в сфере образования (субъект, объект и содержание правоотношения) имеют свои характерные черты. Для них свойственна особая конструкция субъективного права и юридической обязанности – обе стороны обладают одновременно и правомочиями, и обязательствами.
Объектом образовательных отношений выступают духовные блага (в виде знаний, умений, навыков, ключевых компетенций), содержание которых определяется образовательной программой соответствующего уровня и направленности. Субъектами образовательных отношений выступают организации, осуществляющие образовательную деятельность; лица, осуществляющие педагогическую деятельность; педагогические работники; обучающиеся и их родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.
Кроме того отличительным элементом образовательных отношений выступают требования, предъявляемые к субъектам (к примеру, для ведения образовательной деятельности образовательная организация должна иметь лицензию; к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена по приговору суда или по медицинским показаниям; обучающиеся в образовательном отношении с самого раннего детства приобретают полную дееспособность).
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что отношения в сфере образования имеют различную природу и однозначного мнения, среди ученых, занимающихся этими вопросами нет. Я согласна с точкой зрения Сырых: отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в образовательной сфере, можно выделить в две большие группы: 1) правоотношения в сфере образования, т.е. самые разнообразные отношения, регулируемые правовыми нормами различной отраслевой принадлежности: конституционного, административного, гражданского, семейного, финансового, трудового и других отраслей права; 2) образовательные правоотношения.
Нормативно-правовой акт - это акт правотворчества, он принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.
В нормативно-правовых актах содержатся нормы, учитывающие интересы большинства и меньшинства в целом, координирующие их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в определенный период.
Нормативно-правовой акт среди современных источников права занимает доминирующую позицию. Он закрепляет в себе общеобязательные правила поведения, создаваемые и охраняемые государством.
Нормативно-правовыми актами являются конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. По юридической силе и порядку принятия нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Система законодательства об образовании, понимаемая как совокупность законов и подзаконных актов, состоит из огромного массива нормативных правовых актов, объединенных в отдельную отрасль законодательства. Основное назначение этой системы заключается в том, чтобы обеспечить законодательную основу для правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования.
К законодательным актам Российской Федерации об образовании относятся Конституция РФ, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и законы об образовании, принимаемые субъектами Российской Федерации. Конституция РФ как акт высшей юридической силы закрепляет право на образование (ст. 43) и другие права, способствующие его реализации, а также в соответствии с принципом федерализма устанавливает федеральный и региональный уровни правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования. Законы, которые принимаются на федеральном уровне определяют общее направление развития и регулируют общие вопросы сферы образования, которые получают дальнейшее развитие в законодательных актах субъектов Федерации в целях учета особенности того или иного региона. Таким образом, система законодательства об образовании имеет трехзвенную структуру.11
Системообразующим законодательным актом в системе российского законодательства об образовании является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон). Он выполняет интегрирующую функцию, то есть соединяет в единую отрасль законодательства все множество нормативно- правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере образования. Поэтому его можно назвать основополагающим или базовым законом. Такие законодательные акты, в соответствии с теорией законодательной техники, вводят «общие принципы и режимы правового регулирования, которые получают затем развитие в видовых законах». То есть, нормы базового закона обычно находят отражение в нормах других федеральных законов, имеющих более узкий предмет регулирования, а также в нормативных правовых актах, издаваемых федеральными органами исполнительной власти.12
Новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ», вступивший в силу 1 сентября 2013, существенно отличается от старого. Кроме управленческих и финансово-экономических отношений, он регламентирует еще и содержание образования, то есть права и обязанности участников образовательного процесса.
Также в новом Законе вводятся четкие определения понятий «образование», «обучение», «воспитание», «уровень образования», «учебный план», «квалификация» и т.д. Одним из основных изменений является замена термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».
В соответствии с новым законом структура образования в РФ состоит из общего образования, профессионального образование, дополнительного образование и профессионального обучения.13
Общее образование включает в себя:
Что касается системы профессионального образования, то она содержит четыре уровня:
Дополнительное образование в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” основано на концепции образования в течение всей жизни и включает в себя три элемента:
Большое внимание вопросам правового регулирования образования оказывает Парламент РФ. В Государственной Думе и Совете Федерации работают специальные парламентские комитеты по науке и образованию, состоящие из депутатов, профессионально связанных с образованием. Прежде чем принять какой-либо закон, он подлежит тщательнейшему обсуждению специалистами и представителями общественности.
Министерство образования и науки Российской Федерации в целях реализации нового закона осуществляет ряд проектов, направленных на обеспечение применения и соблюдения новых норм на практике. К ним относятся: создание справочно-экспертной онлайн-системы, повышение квалификации работников органов государственной власти в сфере образования, направление методические разъяснений по применению отдельных норм Федерального закона.
Информация о работе Правовое регулирование отношений в сфере образования