Правовое регулирование отношений в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть сущность общественных отношений, возникающих в сфере образования
Объект исследования: отношения в сфере образования
Предмет исследования: нормы законодательства Российской Федерации и ее субъектов, регулирующие отношения в сфере образования
Задачи:
Установление механизма правового воздействия на образовательные отношения;
выявить содержание предмета и пределов правового регулирования отношений в сфере образования;
охарактеризовать современное состояние системы нормативных правовых актов об образовании;
выявить содержание, сущность и характерные особенности образовательных отношений;

Содержание

Введение…………………………..………………………………………...3
1. Предмет и пределы правового регулирования в сфере образования...6
2. Правоотношения в сфере образования……………..………..………..10
3. Система нормативно - правовых актов об образовании. Политика Российской Федерации в области образования………………………………..17
Заключение………………………….…………………………………….21
Используемая литература……. ………………………..……………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya Romanova O.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Общеизвестно, что правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством7. Правоотношение имеет сложный состав, а его элементами выступают субъекты, объекты, содержание. При этом нужно различать понятие «субъекты правоотношений» и участников образовательного процесса. К субъектам мы относим администрацию школы, учащихся, органы государственной власти и органы управления образованием. Что касается участников образовательного процесса, то к ним относятся лица, которые выступают на стороне какого-либо субъекта. На стороне учащихся выступают их родители (законные представители), а сторону oбщеoбpaзoвaтельнoгo учреждения представляют, кaк пpавилo, пeдaгoги и aдминиcтрaция.

Не существует единой точки зрения по субъектному составу правоотношений. Так, по мнению Е.А. Киримовой к субъектам образовательных отношений относятся обучающиеся, педагогические работники и образовательные учреждения, в частности общеобразовательные. Она подчеркивает, что характерной особенностью образовательных отношений является их трехсторонность. Собственно сами образовательные отношения, которые связывают обучающегося и педагога, возникают только при участии общеобразовательного учреждения. Если же они оформляются минуя общеобразовательное учреждение, напрямую, то являются предметом иной отрасли, но не образовательной2.

Дополняя перечень субъектов образовательных правоотношений, Спасская В.В. относит к ним родителей (законных представителей), которые призваны решать вспомогательные организационные вопросы и имеют собственные права и обязанности. Роль родителей заключается в разъяснении детям их целей и задач в образовательном правоотношении, а также в оказании им посильной помощи в освоении общеобразовательной программы.8

Состав субъектов современных образовательных правоотношений не ограничивается только участниками образовательного процесса. Сюда также входит система образовательных организаций, задача которых заключается в обеспечении реализации права на образование, а именно в предоставлении качественного образования. Поскольку для выполнения этой задачи всегда необходимы определенные условия, то функции общеобразовательного учреждения как обязанной стороны образовательных правоотношений сводятся к созданию таких условий. Это подразумевает подготовку соответствующих помещений, приглашение педагогических и иных работников.

Правовое положение субъектов определяется всеобщностью и обязательностью общего образования для всех граждан РФ и правом граждан на получение иных видов и форм образования. К особенностям правового положения общеобразовательных организаций можно отнести то, что, во-первых, в качестве общеобразовательной организации может выступить только та организация, которая реализует государственные образовательные cтандapты, чтo юpидически зaкрепляется выдачей свидетельства о ее государственной aккpeдитaции. Во-втopыx, общеобразовательная организация при вступлении в административные, финансовые, имущественные и иные отношения, действует исключительно в интересах обучаемых. В-третьих, проведение промежуточной и итоговой аттестации входит в обязанности педагогических работников и не является элементом компетенции общеобразовательной организации.

Объектом правоотношения является то, ради чего возникает само правоотношение, то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности.

Выбор объекта зависит от характера и вида правоотношений:

  1. материальные блага
  2. нематериальные (личные) блага
  3. поведение, действие субъектов
  4. продукты духовного творчества
  5. ценные бумаги, официальные документы

Интересна точка зрения Спасской В.В. о том, что объектом идеальной конструкции образовательных отношений являются духовные блага, и интерес правомочной стороны в рамках процесса обучения и воспитания направлен на овладение ими.

Системные, политематические знания, навыки и умения, приобретенные гражданином в процессе обучения и воспитания, уровень которых отвечает требованиям государственного образовательного стандарта и удостоверяется документом о соответствующем образовании – в качестве объекта образовательных отношений выделяет Сырых В.М.9. Причем в качестве объекта они могут выступать «прежде всего в условиях, характерных для образовательных правоотношений, которые складываются между образовательными учреждениями и обучающимися в процессе их обучения и воспитания»10.

Образовательные отношения состоят из совокупности прав и обязанностей педагогов и обучающихся, которые носят  исторически развивающийся, изменчивый характер и зависят от многих социально-политических факторов.

Понятие юридического содержания правоотношения имеет тесную связь с понятиями субъективного права и юридической обязанности. Последние понятия являются равнозначными элементами системы правоотношения. Субъективному праву всегда соответствует установленная объективным правом обязанность, потому что права одних лиц удовлетворяются через обязанности других. Благодаря принадлежности субъективного права и юридической обязанности субъект приобретает статус либо управомоченного, либо правообязанного, и таким образом, индивидуализируется в своем правоотношении.

В образовательном правоотношении субъективное право и юридическая обязанность имеют своеобразный состав и характеристики. В полномочия обладателя субъективного права, представляющие собой правовые возможности, помимо права требования исполнения юридической обязанности и права на свои собственные положительные действия, включается долженствование, обязывающее управомоченную сторону совершать активные положительные действия по обучению.9

      Специфика  основной юридической обязанности  образовательной организации и  педагогических работников проявляется в том, что ее выполнение не представляется возможным без наделения указанных субъектов дополнительными правовыми свойствами, каковым является право требования в отношении управомоченной стороны. Это правомочие призвано обеспечить исполнение управомоченной стороной ее долженствования. То есть в образовательном правоотношении право требования может принадлежать не только управомоченной, но и правообязанной стороне, и быть направлено соответственно не на юридическую обязанность, а на исполнение долженствования управомоченной стороны.

Содержание образовательных отношений определяет метод правового регулирования образовательного права. Так, применительно к образовательному праву В.М.Сырых отражает в качестве метода правового регулирования особое сочетание императивного и императивно-диспозитивного методов. Он приводит примеры, демонстрирующие реализацию указанного сочетания методов правового регулирования в сфере образования, а также примеры «тупиковых ситуаций», возникающих в случае неприменения специфических методов образовательного права.10

Элементы правоотношений в сфере образования (субъект, объект и содержание правоотношения) имеют свои характерные черты. Для них свойственна особая конструкция субъективного права и юридической обязанности – обе стороны обладают одновременно и правомочиями, и обязательствами.

Объектом образовательных отношений выступают духовные блага (в виде знаний, умений, навыков, ключевых компетенций), содержание которых определяется образовательной программой соответствующего уровня и направленности. Субъектами образовательных отношений выступают организации, осуществляющие образовательную деятельность; лица, осуществляющие педагогическую деятельность; педагогические работники; обучающиеся и их родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.

Кроме того отличительным элементом образовательных отношений выступают требования, предъявляемые к субъектам (к примеру, для ведения образовательной деятельности образовательная организация должна иметь лицензию; к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена по приговору суда или по медицинским показаниям; обучающиеся в образовательном отношении с самого раннего детства приобретают полную дееспособность).

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что отношения в сфере образования имеют различную природу и однозначного мнения, среди ученых, занимающихся этими вопросами нет.  Я согласна с точкой зрения Сырых: отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в образовательной сфере, можно выделить в две большие группы: 1) правоотношения в сфере образования, т.е. самые разнообразные отношения, регулируемые правовыми нормами различной отраслевой принадлежности: конституционного, административного, гражданского, семейного, финансового, трудового и других отраслей права; 2) образовательные правоотношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Система нормативно - правовых актов об образовании. Политика Российской Федерации в области образования

Нормативно-правовой акт - это акт правотворчества, он принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

В нормативно-правовых актах содержатся нормы, учитывающие интересы большинства и меньшинства в целом, координирующие их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в определенный период.

Нормативно-правовой акт среди современных источников права занимает доминирующую позицию. Он закрепляет в себе общеобязательные правила поведения, создаваемые и охраняемые государством.

Нормативно-правовыми актами являются конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. По юридической силе и порядку принятия нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Система законодательства об образовании, понимаемая как совокупность законов и подзаконных актов, состоит из огромного массива нормативных правовых актов, объединенных в отдельную отрасль законодательства. Основное назначение этой системы заключается в том, чтобы обеспечить законодательную основу для правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования.

К законодательным актам Российской Федерации об образовании относятся Конституция РФ, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и законы об образовании, принимаемые субъектами Российской Федерации. Конституция РФ как акт высшей юридической силы закрепляет право на образование (ст. 43) и другие права, способствующие его реализации, а также в соответствии с принципом федерализма устанавливает федеральный и региональный уровни правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования. Законы, которые принимаются на федеральном уровне определяют общее направление развития и регулируют общие вопросы сферы образования, которые получают дальнейшее развитие в законодательных актах субъектов Федерации в целях учета особенности того или иного региона. Таким образом, система законодательства об образовании имеет трехзвенную структуру.11

Системообразующим законодательным актом в системе российского законодательства об образовании является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон). Он выполняет интегрирующую функцию, то есть соединяет в единую отрасль законодательства все множество нормативно- правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере образования. Поэтому его можно назвать основополагающим или базовым законом. Такие законодательные акты, в соответствии с теорией законодательной техники, вводят «общие принципы и режимы правового регулирования, которые получают затем развитие в видовых законах». То есть, нормы базового закона обычно находят отражение в нормах других федеральных законов, имеющих более узкий предмет регулирования, а также в нормативных правовых актах, издаваемых федеральными органами исполнительной власти.12

Новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ», вступивший в силу 1 сентября 2013, существенно отличается от старого. Кроме управленческих и финансово-экономических отношений, он регламентирует еще и содержание образования, то есть права и обязанности участников образовательного процесса.

Также в новом Законе вводятся четкие определения понятий «образование», «обучение», «воспитание», «уровень образования»,  «учебный план», «квалификация» и т.д. Одним из основных изменений является замена термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».

В соответствии с новым законом структура образования в РФ состоит из общего образования, профессионального образование, дополнительного образование и профессионального обучения.13

Общее образование включает в себя:   

  1. дошкольное образование; 
  2. начальное общее образование; 
  3. основное общее образование; 
  4. среднее общее образование. 

Что касается системы профессионального образования, то она содержит четыре уровня:

  1. среднее профессиональное образование; 
  2. высшее образование – бакалавриат; 
  3. высшее образование – специалитет, магистратура; 
  4. высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. 

Дополнительное образование в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” основано на концепции образования в течение всей жизни и включает в себя три элемента: 

  • дополнительное образование детей; 
  • дополнительное образование взрослых; 
  • дополнительное профессиональное образование. 

Большое внимание вопросам правового регулирования образования оказывает Парламент РФ. В Государственной Думе и Совете Федерации работают специальные парламентские комитеты по науке и образованию, состоящие из депутатов, профессионально связанных с образованием. Прежде чем принять какой-либо закон, он подлежит тщательнейшему обсуждению специалистами и представителями общественности.

Министерство образования и науки Российской Федерации в целях реализации нового закона осуществляет ряд проектов, направленных на обеспечение применения и соблюдения новых норм на практике. К ним относятся: создание справочно-экспертной онлайн-системы, повышение квалификации работников органов государственной власти в сфере образования, направление методические разъяснений по применению отдельных норм Федерального закона.

Информация о работе Правовое регулирование отношений в сфере образования