Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 13:14, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть сущность общественных отношений, возникающих в сфере образования
Объект исследования: отношения в сфере образования
Предмет исследования: нормы законодательства Российской Федерации и ее субъектов, регулирующие отношения в сфере образования
Задачи:
Установление механизма правового воздействия на образовательные отношения;
выявить содержание предмета и пределов правового регулирования отношений в сфере образования;
охарактеризовать современное состояние системы нормативных правовых актов об образовании;
выявить содержание, сущность и характерные особенности образовательных отношений;
Введение…………………………..………………………………………...3
1. Предмет и пределы правового регулирования в сфере образования...6
2. Правоотношения в сфере образования……………..………..………..10
3. Система нормативно - правовых актов об образовании. Политика Российской Федерации в области образования………………………………..17
Заключение………………………….…………………………………….21
Используемая литература……. ………………………..……………….23
В России законодательно утвержден и успешно реализуется национальный проект «Образование», в рамках которого нашла свое выражение образовательная политика государства. Данный проект рассматривает подъем качества образования как важнейшую государственную задачу, на решение которой народ направляет необходимые силы общества и государства. Благодаря этому проект называется национальным.
В рамках данного национального проекта проводятся различные мероприятия: осуществляется поддержка на конкурсной основе лучших школ и учителей; внедрение инновационных образовательных программ; государственная поддержка научных исследований вузов, организаций среднего профессионального образования; интернетизация российского образования.
Данные направления тесно связаны с модернизацией всей системы образования, они образуют целостную мозаику, основное назначение которой – системный сдвиг в образовательной сфере.
Национальный проект «Образование» реализуется и на уровне субъектов РФ. В Республике Татарстан происходит развитие научно-технической базы, повышается уровень заработной платы педагогических работников, проводятся мероприятия по национальному образованию, изучается родной язык, культура и история края.
Заключение
Право на образование – одно из основополагающих прав и свобод человека и гражданина. Оно неотчуждаемо и имеет тесную связь с остальными базисными правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ. Мы можем реализовывать эти права как в процессе получения образования (право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию), так и после получения образования определенного уровня (право на занятие предпринимательской деятельностью). Таким образом, право на образование является неким интегратором, соединяющим систему основных прав и свобод человека.
Правовая политика государства в сфере образования предусматривает реализацию следующих направлений: всестороннее и комплексное обновление системы образования с выделением необходимых для этого средств и созданием механизмов их эффективного применения; создание правовых условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности; закрепление активной роли государства в сфере образования; обеспечение условий для эффективного правоприменения нового законодательства; развитие государственно-общественного управления системой образования; развитие нормативно-правового обеспечения образования и надзора за его исполнением; совершенствование государственных механизмов управления качеством образования. Так же, как и нормы других отраслей права, нормы образовательного права содержатся в различных источниках права. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», законы в сфере образования в нашей стране представляет собой трехуровневую систему: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Законы субъектов Российской Федерации.
В данной работе уточнено понятие «правовое регулирование» применительно к образовательной сфере, обозначены предмет правового регулирования, методы.
Предметом правового регулирования отношений в сфере образования является совокупность общезначимых, волевых, длящихся, многосубъектных, многоаспектных, непосредственно представительных, устойчивых образовательных отношений, а также связанных с ними иных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в образовательном процессе. Они состоят из государственного регулирования, управления, контроля и надзора исполнения законодательства об образовании, контроля оценки качества образования, а также из осуществления финансового, научно-методического, ресурсного, производственного и информационно-технологического обеспечения образовательной деятельности, функционирования и развития системы образования.
Рассмотрено понятие правоотношений в сфере образования, их отличительные черты, содержание.
Объектом правоотношений в сфере образования является совокупность знаний, умений и навыков и иных духовных благ, к которым общество и человек приобщают учащихся.
Субъективная сторона
Характерная особенность элементов отношений в сфере образования заключается в наличии у обеих сторон одновременно и правомочий, и обязательств.
Образование играет важную роль в развитии общества, как социального института, сохранении культурного наследия человечества, дальнейшего совершенствования интеллектуального уровня развития индивида. Для того, чтобы образование успешно выполняло свои функции, оно должно быть детально регламентировано. От того, насколько совершенны нормативно-правовые акты в данной сфере, во многом зависит и сам уровень образования в стране.
Список используемой литературы:
1 См.: Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права / Учебное пособие – Казань: КЮИ МВД России, 2003. – С. 151
2 См.: Алексеев С. С. Теория государства и права М.: Издательство БЕК, 2003. - С. 157
3 См.: Варданянц Г.К. Социологическая теория права М.: Академический Проект, 2007. - С. 98
4
См.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования
в социалистическом обществе. М., 1966.
5 См.: Твердова Т.В. Правоотношения по оказанию образовательных услуг: заметки о некоторых особенностях // Право и образование. – 2008. – № 2. – С. 45–47.
6 См.: Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. Изд.2-е. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – С.15.
7 См.: Марченко М.Н., Дерябина, Е.М. Правоведение: учебник. – М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2003. – С. 53.
8
См.: Спасская В.В. Образовательные правоотношения:
вопросы теории. М.: Локус-Пресс, 2005. – С.
62
9 См.: ХОДЫРЕВ П. М. ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ:ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ
МОДЕЛИ // Юридическая наука. 2012. №4.
URL: http://cyberleninka.ru/
10 См.: Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. - М.: Юстицинформ, 2000. - С. 84
11 См.: Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 48 с. – (Кодексы. Законы. Нормы). – статья 43
12 См.: Спасская В.В. Законодательство Российской Федерации в сфере образования: становление и перспективы развития. М.: Поматур, 2006. - С. 74
13 См.: Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. – М.: Эксмо, 2013. – статья 10
Информация о работе Правовое регулирование отношений в сфере образования