Право на образование: Проблемы его реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

Легальное определение образования дается в ФЗ «Об образовании»: Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). От уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ.docx

— 39.24 Кб (Скачать файл)

         Введение

         Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Понятие об образовании у каждого индивида глубоко личное, и порой возникает множество разногласий – то, что для одного является достаточным уровнем образованности, для другого – минимум, граничащий с безграмотностью.

         Легальное определение образования дается в ФЗ «Об образовании»: Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). От уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества.

          Система образования входит в   число важнейших подсистем общества, обеспечивающих сохранение и  накопление человеческого капитала. Она формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Через культурно-воспитательную функцию образование оказывает влияние на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение. В силу того что человеческий капитал оказывает все большее воздействие на конкурентоспособность страны, роль образования в современном обществе неуклонно возрастает (равно как и проблемы, связанные с его развитием).

         Если рассматривать проблемы российской системы образования с точки зрения сохранения и накопления человеческого капитала, одним из наиболее проблемным является дошкольное образование.

 

     1.  Актуальные проблемы современного дошкольного образования

  

          Несомненно, система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить, что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

           Обратим внимание на общение ребенка. Общение - большая проблема. К общению необходимо отнести - умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь.  Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но, не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры, не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

         Так же хочется рассмотреть тему — семья. На сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают ситуации. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с ДОУ, ссылаясь на занятость.

          И таких проблем в современном образовании можно перечислить очень много, такие как проблемы развития произвольной памяти, проблемы обучения НОД. И все упирается на методики. Необходимо внедрение новых технологий и методик.

         Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование. Я предлагаю рассмотреть несколько совершенно разных линий современного образования.

 

          Первая — воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного    сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И эти случаи двояки. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и совсем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что практика раннего обучения детей ЗУН может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.

          Отсюда можно сделать вывод, что результатом вышесказанного является замедление цели раннего образования. Принеся за собой отрицательные эффекты, такие как, например - потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственность в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить. Что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

           Вторая - образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т. е. Его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эту грань в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за некоторых причин.  Можно заметить, что такой образования носит как развивающий эффект, так и развитие или продвижение. Воспитатель должен ставить перед собой цель — обеспечения развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

          Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы в образовании, а в частности в современном образовании есть, и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка, что далее может следовать неблагоприятному социогенезу. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. А что касается нескольких линий образования, хочется добавить, что они совершенно противоположные, но часто встречающиеся.

         Конечно более эффективное обучение — то, которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель принимает на первый план, что на второй. И именно от взрослых зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.

          Сфера образования в России традиционно считается затратной сферой. В разные периоды новейшей истории города предпринимались попытки изменить ситуацию, превратить сферу образования в инвестиционную. Однако, по сути, экономический фундамент образования не создавал достаточной инфраструктуры для привлечения инвестиций.

         С другой стороны, попытки прямого  переноса рыночных экономических  механизмов регулирования в сферу  образования оказывались зачастую  неудачными в связи с тем,  что эффект от вложенных инвестиций  измерялась исключительно в денежном  эквиваленте. Образовательное учреждение  как окупаемый проект или проект, приносящий прибыль в денежном  выражении, не стало массовым  явлением.

         Наиболее ярко такие диспропорции  прослеживались в дошкольном  образовании. В условиях демографического  спада естественным образом произошла убыль дошкольных образовательных учреждений. Причем, количество имеющихся на сегодняшний день дошкольных образовательных учреждений города едва ли соответствует реальному спросу населения на образовательные услуги по образованию детей дошкольного возраста.

         Практически исчезла сеть ведомственных  детских садов, хотя в крупных  городах, например, в Москве многие  из них были переданы в муниципальную  собственность и сохранены для  детей. В целом по России  наблюдается тенденция перепрофилирования  бывших ведомственных детских  садов и продажа их зданий.

          Уже сегодня ряд учреждений  дошкольного образования многих  других регионов России осуществили  переход в новые организационно-правовые  формы. Такой переход стал возможным  в связи с объективным фактом  растущего спроса со стороны  родителей на получение, помимо  бюджетной услуги, ещё и дополнительных  образовательных услуг. Фактический  спрос на индивидуальные образовательные  программы и льготные условия  в ДОУ на сегодня достаточно  высок. Родители готовы заказывать  и оплачивать льготные условия  и дополнительные программы дошкольного  образования за рамками бюджетной  услуги.

         Высокое качество дошкольного  образования при увеличении охвата  детей дошкольного возраста может  быть обеспечено путем установления  горизонтальных связей между  образовательными институтами различного  уровня и типа. На муниципальном  уровне создаются ресурсные центры  дошкольного образования, оказывающие  методическую поддержку дошкольным  образовательным учреждениям   соответствующей территории.

         В то время как вариативность  – требование к разнообразию  предоставляемых услуг, доступность  образования – требование к  широте сети, возможностям ее  охватить максимальное число  детей. Реализация принципа доступности  при построении сети учреждений, реализующих дошкольные образовательные  программы, означает необходимость  строить сеть таким образом,  чтобы оптимально учесть и  образовательные потребности детей, и пространственную близость учреждений к месту проживания детей. Образовательные услуги могут представлять не только традиционные детские сады, но и другие образовательные учреждения, реализующие дошкольные образовательные программы.

         Построение сети дошкольных образовательных  учреждений предполагает институционализацию  наряду с традиционными детскими  садами таких форм дошкольных  образовательных институтов как 

-   группы совместного  кратковременного пребывания ребенка  и родителя («ребенок-родитель»,  «ясли с мамой», «центр игровой  поддержки», «адаптационная группа»  и др.), организованными на базе  детских садов, при центрах  детского творчества, в специальных  центрах работы с детьми раннего  возраста или при психолого-педагогических  центрах; 

-    группы надомного  образования («ребенок и няня»,  «гувернерские группы», «семейные  группы», «мини-садик» и др.), организованных  родителями на дому или в  специально арендованных с этой  целью жилых квартирах; 

-    группы кратковременного  пребывания ребенка в детском  саду, или в другом образовательном  учреждении, или организации, в  которых реализуется программа  дошкольного образования; 

-    адаптационные  группы для детей беженцев  и вынужденных переселенцев.

         Оптимальное распределение материального  ресурса внутри дошкольной образовательной  сети направлено на рациональное  использование тех ресурсов, которые  существуют в сети нынешних  ДОУ – оборудование, помещения,  спортивные сооружения, парковые  зоны и др. На региональном  уровне необходима разработка  нормативных документов, регламентирующих  использование этих ресурсов  дошкольными образовательными институтами  сети. На муниципальном уровне  необходимо разработать методические  рекомендации по подготовке этих  ресурсов к использованию дошкольной  образовательной сетью. 

          Распределение кадрового ресурса внутри дошкольной образовательной сети предполагает наиболее эффективное использование потенциала методистов, психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков, воспитателей-экспериментаторов, старших воспитателей для повышения качества образования в сети в целом. Развитие сети дошкольного образования предполагает появления малых детских садов, надомных групп, родительские группы и т.д.

         Ресурсом развития сети является  инновационная деятельность. На  региональном и муниципальном  уровнях предполагается принятие  нормативных документов и инструктивных  материалов, направленных на развитие  инновационной деятельности в  сети дошкольных образовательных  учреждений/организаций и ее экспертной  поддержки. 

         Таким образом, можно сделать  вывод, что эффективность развития  сети образовательных учреждений  будет достигнута только при  условии комплексности подхода  к процессу развития (модернизации).

 

       

        3.Модернизация системы дошкольного образования

 

         В соответствии с Законом «Об образовании в РФ», который вступил в действие с 1 сентября 2013 г., дошкольная ступень получила статус уровня системы российского образования.

         Однако, действующим законодательством еще не урегулированы:

         * порядок приема в дошкольные  образовательные учреждения или  обязанность учредителей дошкольных  образовательных учреждений устанавливать  порядок приема в рассматриваемый  тип образовательных учреждений, который обеспечивал бы прием  всех проживающих на данной  территории, имеющих право на  получение общедоступного и бесплатного  дошкольного образования;

         * нормативы финансирования дошкольных  образовательных учреждений;

         * понятие «содержание детей в  дошкольных образовательных учреждениях»;

         * принципы и методика расчета  стоимости содержания детей в  дошкольных образовательных учреждениях;

         * размер предельной платы родителей  за содержание детей в дошкольных  образовательных учреждениях;

         * основные требования к условиям  обучения и воспитания детей  дошкольного возраста;

         * права и обязанности родителей  как участников образовательного  процесса в дошкольном образовательном  учреждении;

Информация о работе Право на образование: Проблемы его реализации