Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа
Цель:
Объект исследования –игровая деятельность детей раннего возраста
Предмет исследования – сюжетные игры детей раннего возраста
Задачи:
1.Изучить литературу сюжетных игр детей раннего возраста.
2.Определить особенности сюжетных игр детей раннего возраста.
1.Введение ................................................................................. 2 - 3
2.Характеристика деятельности детей раннего возраста ….................................................................................................. 4 - 9
3. Особенности игры в группе детей раннего возраста …................................................................................................. 10 - 13
4.Характеристика сюжетных игр для детей раннего возраста……………………………………………………………. 14.
5.Методика обучения детей раннего возраста сюжетным играм……………………………………………………………….. 15 - 16
Заключение……………………………………………………….. 17.
Список литературы……………………………………………….18-19.
Содержание работы по всем компонентам руководства игрой направлено на постепенное усложнение способов решения игровых задач, развитие сюжета, взаимоотношений детей ( игровых и реальных) и их самостоятельность в игре.
Характеристика сюжетных игр для детей раннего возраста.
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетная игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Основой сюжетной игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Самостоятельность детей в сюжетной игре одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития , решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет нечего невозможного: можно, сев в кресло- «ракету», очутиться на Луне, при помощи полочки- «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недопустимы. Объединяясь в сюжетной игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Но самое главное- в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: « … в игре же дитя – звереющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Творческий характер сюжетной игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел , лучше справиться с ролью.
Как всякая творческая
деятельность, сюжетная игра эмоциональна
насыщена и доставляет каждому ребенку
радость и удовольствие уже самим своим
процессом.
Методика обучения детей раннего возраста сюжетным играм
В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено прежде всего развитие таких способностей и умений, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать и др. В дальнейшем они будут необходимы для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта.
Своеобразие обучения детей раннего возраста заключается в том, что вся деятельность маленького ребенка организуется взрослым с учетом уровня его развития. На занятиях дети получают новые знания, учатся наблюдать за окружающим миром, слушать воспитателя, подражать его действиям. Усвоение элементарных знаний способствует развитию в мышлении детей простейших элементов анализа и синтеза, обогащению их речи.
Умственное развитие детей на занятиях характеризуется следующими показателями:
- развитием мыслительных операций (функции обобщения - подбор предметов по аналогии формы или цвета, установление последовательности ряда предметов);
- умением внимательно выслушивать, рассматривать, воспринимать и запоминать наглядно-действенный показ взрослого и следовать ему;
- пониманием предметов и действий, умением называть их;
- умением в быстром темпе усваивать действия с предметами;
- проявлением посильной самостоятельности, активности при решении задач; умением отличать предметы по форме, величине, цвету;
- сравнивать свою постройку с образцом.
Чтобы обучение
шло успешно, воспитатель должен
предусмотреть следующие
- положительное отношение ребенка к усвоению программного материала на занятиях;
- непосредственно-чувственное ознакомление с предметами и материалами;
- активность детей на занятиях, которая к концу третьего года жизни становится более целеустремленной и избирательной;
- эмоциональность общения взрослого с ребенком, развитие предпосылок первых речевых реакций и слов, рост понимания речи и активное использование ребенком собственной речи в процессе выполнения режимных моментов, на занятии, в игре.
Обучение детей раннего возраста осуществляется в повседневной жизни: во время режимных процессов, наблюдений, на прогулках, в самостоятельных играх, при выполнении элементарных трудовых поручений. Но в данном цикле статей речь будет идти об обучении детей первых трех лет жизни только на занятиях.
В группе раннего возраста проводятся индивидуальные занятия.
Во всех видах
занятий предусматривается
Длительность
занятий:
к первому году жизни 8 мин,
до 1 года 6 месяцев 8-9 мин,
от 1 года 6 месяцев до 2 лет- 10-15 мин,
от 2 до 3 лет- 15 мин.
Наиболее короткими должны быть те занятия, которые требуют сосредоточенного внимания детей. К ним относят: рассказывание без пособий, действия с предметами (накинь колечко на колпачок, вылови черпачком мелкие игрушки), дидактические игры типа лото и др. Такие занятия, как показы-инсценировки, музыкальные занятия, драматизация знакомых потешек и стихов, наблюдения за животными, могут быть более длительными.
Процесс обучения
в раннем возрасте основывается на
принципах планомерности, наглядности,
доступности, посильности, эмоциональности,
систематичности и
Заключение
Своевременное
и правильное применение различных
игр в воспитательной практике обеспечивает
решение задач, поставленных « Программой
воспитания и обучения в детском
саду», в наиболее приемлемой для
детей форме. Нельзя не отметить, что
игры имеют существенные преимущества
перед специально организованными
занятиями в том плане, что
в них складываются более благоприятные
условия для проявления активного
отражения в детской
Соответственно содержанию тех или иных игр дети используют разные виды игрушек: дидактические, сюжетно- образные, технические, моторно-спортивные, музыкальные, театральные, празднично- карнавальные, игрушки- забавы. Игрушка, помимо своего эстетического и развлекательного свойства, должна развивать ребенка во всех отношениях.
Достигнутый в игре прогресс психического развития ребенка существенно влияет на возможности его систематического обучения на занятиях, способствует совершенствованию его реальной нравственно- эстетической позиции в среде сверстников и взрослых.
Прогрессивное,
развивающее значение игры состоит
не только в реализации возможностей
всестороннего развития детей, но и
в том, что она способствует расширению
сферы их интересов, возникновению
потребности в знаниях, становлению
мотива новой деятельности- учебной,
что является одним из важнейших факторов
психологической готовности ребенка к
обучению в школе.
Список литературы:
1."Дидактические
игры и занятия
с детьми раннего
возраста", под
ред. С.Л.Новоселовой;
М., 1985 г.
2.Н. М. Аксарина. Воспитание детей раннего
возраста:
Изд-во «медицина», М., 1977 г.
3.Е. В. Зворыгина. - первые сюжетные игры малышей; Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: просвещение, 1988г
4. Аникеева Н.П.
Воспитание игрой. М.: Просвещение,
1987.
5. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения
на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика,
1981.
6. Воспитание детей к игре. – М.: Просвещение,
1983.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом
развитии ребенка. // Вопросы психологии.
1996.
8. Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное
планирование по формированию игры. –
М., 1989.
9. Зеньковский В.В. Психология детства.
– М., 1995 г.
10. Литература и фантазия. Сборник: Книга
для воспитателей детского сада и родителей.
//Составитель Л.Е.Стрельцова. - М.: Просвещение,
1992.
11. Люблинская А.А. Детская психология:
Учебное пособие для студентов педагогических
институтов. – М.: Просвещение, 1971.
12. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы
организации сюжетной игры. //Дошкольное
воспитание. – 1989.
13. Обухова Л.Ф. Концепция Ж.Пиаже: за и
против. М., 1981.
14. Пидкасистый П.И. «Технология игры в
обучении» – М.Просвещение, 1992г.
15. Шадрина А.А. Детские народные игры.
–Якутск, 1990.
16. Экки Л. Театрально-игровая деятельность.
//Дошкольное воспитание. – 1991.
17. Эльконин А.Б. Детская психология. –
М.: Просвещение, 1960.
18. Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции
в игре детей // Дошкольное воспитание»
1966г.
19. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.:
Учпедгиз, 1960.
20. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика,
1978.
21. Эмоциональное развитие дошкольника
/Под ред. А.Д.Кошелевой. – М.: Просвещение,
1985.
22.Акимова Г. Развивающие игры для малышей. – СПб.: Лениздат, 2007.
23. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1997. 24.Беляков О.В. , Матюхина Ю. А. Развивающие игры для малышей. – М.: Мой мир, 2007. – 320 с.
25. Степанов С. С. Нормальные проблемы нормального ребенка. – М.: Генезис, 2002.
26. Н. Я. Михайленко , Н. А. Короткова Организация сюжетной игры в детском саду : Пособие для воспитателя. 2-е изд. , испр. – М.: Издательство « ГНОМ и Д» , 2001.
27. Дошкольная
педагогика : учебник для студ.
сред. проф. учеб. заведений / С.
А. Козлова, Т. А. Куликова. –
10-е изд. , стер. – М. : Издательский центр
« Академия»
Информация о работе Предметно-развивающая среда в ДОУ на современном этапе