Предметно-развивающая среда в ДОУ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель:
Объект исследования –игровая деятельность детей раннего возраста
Предмет исследования – сюжетные игры детей раннего возраста
Задачи:
1.Изучить литературу сюжетных игр детей раннего возраста.
2.Определить особенности сюжетных игр детей раннего возраста.

Содержание

1.Введение ................................................................................. 2 - 3
2.Характеристика деятельности детей раннего возраста ….................................................................................................. 4 - 9
3. Особенности игры в группе детей раннего возраста …................................................................................................. 10 - 13
4.Характеристика сюжетных игр для детей раннего возраста……………………………………………………………. 14.
5.Методика обучения детей раннего возраста сюжетным играм……………………………………………………………….. 15 - 16
Заключение……………………………………………………….. 17.
Список литературы……………………………………………….18-19.

Вложенные файлы: 1 файл

курсава печать.docx

— 48.42 Кб (Скачать файл)

Содержание работы по всем компонентам руководства  игрой направлено на постепенное  усложнение способов решения игровых  задач, развитие сюжета, взаимоотношений  детей ( игровых и реальных) и их самостоятельность в игре.

Характеристика  сюжетных игр для  детей раннего  возраста.

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает  новые знания и умения, сюжетная игра остается  наиболее характерным видом его деятельности. Основой сюжетной игры является  мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей  в сюжетной игре одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития , решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа.  При этом нет нечего   невозможного: можно, сев в кресло- «ракету», очутиться на Луне, при помощи полочки- «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться  в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недопустимы. Объединяясь в сюжетной игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Но самое главное- в игре ребенок  воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность  игры указывал К.Д. Ушинский: « … в игре же дитя – звереющий человек,  пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Творческий характер сюжетной игры определяется наличием в ней  замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют  большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел , лучше справиться с ролью.

Как всякая творческая деятельность,  сюжетная  игра  эмоциональна насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методика обучения детей раннего возраста сюжетным играм

В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено прежде всего развитие таких способностей и умений, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать и др. В дальнейшем они будут необходимы для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта.

Своеобразие обучения детей раннего возраста заключается  в том, что вся деятельность маленького ребенка организуется взрослым с  учетом уровня его развития. На занятиях дети получают новые знания, учатся наблюдать за окружающим миром, слушать  воспитателя, подражать его действиям. Усвоение элементарных знаний способствует развитию в мышлении детей простейших элементов анализа и синтеза, обогащению их речи.

Умственное развитие детей на занятиях характеризуется  следующими показателями:

-  развитием мыслительных операций (функции обобщения - подбор предметов по аналогии формы или цвета, установление последовательности ряда предметов);

 - умением внимательно выслушивать, рассматривать, воспринимать и запоминать наглядно-действенный показ взрослого и следовать ему;

- пониманием предметов и действий, умением называть их;

-  умением в быстром темпе усваивать действия с предметами;

-  проявлением посильной самостоятельности, активности при решении задач; умением отличать предметы по форме, величине, цвету;

- сравнивать свою постройку с образцом.

Чтобы обучение шло успешно, воспитатель должен предусмотреть следующие моменты:

-  положительное отношение ребенка к усвоению программного материала на занятиях;

-  непосредственно-чувственное ознакомление с предметами и материалами;

-  активность детей на занятиях, которая к концу третьего года жизни становится более целеустремленной и избирательной;

-  эмоциональность общения взрослого с ребенком, развитие предпосылок первых речевых реакций и слов, рост понимания речи и активное использование ребенком собственной речи в процессе выполнения режимных моментов, на занятии, в игре.

Обучение детей  раннего возраста осуществляется в  повседневной жизни: во время режимных процессов, наблюдений, на прогулках, в  самостоятельных играх, при выполнении элементарных трудовых поручений. Но в  данном цикле статей речь будет идти об обучении детей первых трех лет  жизни только на занятиях.

В группе раннего  возраста проводятся индивидуальные занятия.

Во всех видах  занятий предусматривается деятельность воспитателя и активность детей  в движениях, действиях, речи. Большая  часть занятия должна отводиться активной деятельности маленьких детей.

Длительность  занятий:  
к первому году жизни 8 мин, 
до 1 года 6 месяцев 8-9 мин,  
от 1 года 6 месяцев до 2 лет- 10-15 мин,  
от 2 до 3 лет- 15 мин.

Наиболее короткими  должны быть те занятия, которые требуют  сосредоточенного внимания детей. К  ним относят: рассказывание без  пособий, действия с предметами (накинь колечко на колпачок, вылови черпачком  мелкие игрушки), дидактические игры типа лото и др. Такие занятия, как показы-инсценировки, музыкальные занятия, драматизация знакомых потешек и стихов, наблюдения за животными, могут быть более длительными.

Процесс обучения в раннем возрасте основывается на принципах планомерности, наглядности, доступности, посильности, эмоциональности, систематичности и последовательности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Своевременное и правильное применение различных  игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач, поставленных « Программой воспитания и обучения в детском  саду», в наиболее приемлемой для  детей форме. Нельзя не отметить, что  игры имеют существенные преимущества перед специально организованными  занятиями в том плане, что  в них складываются более благоприятные  условия для проявления активного  отражения в детской самостоятельной  деятельности общественно сложившегося опыта.

Соответственно  содержанию тех или иных игр дети используют разные виды игрушек: дидактические, сюжетно- образные, технические, моторно-спортивные, музыкальные, театральные, празднично- карнавальные, игрушки- забавы. Игрушка, помимо своего эстетического и развлекательного свойства, должна развивать ребенка во всех отношениях.

Достигнутый в  игре прогресс психического развития ребенка существенно влияет на возможности  его систематического обучения на занятиях, способствует совершенствованию его  реальной нравственно- эстетической позиции в среде сверстников и взрослых.

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит  не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и  в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению  потребности в знаниях, становлению  мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе.  
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1."Дидактические  игры и занятия  с детьми раннего  возраста", под  ред. С.Л.Новоселовой; М., 1985 г.  
2.Н. М. Аксарина. Воспитание детей раннего возраста: 
Изд-во «медицина», М., 1977 г.

3.Е. В. Зворыгина. - первые сюжетные игры малышей; Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: просвещение, 1988г

4. Аникеева Н.П.  Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.  
5. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981.  
6. Воспитание детей к игре. – М.: Просвещение, 1983.  
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996.  
8. Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. – М., 1989.  
9. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 г.  
10. Литература и фантазия. Сборник: Книга для воспитателей детского сада и родителей. //Составитель Л.Е.Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992.  
11. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971. 
12. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. //Дошкольное воспитание. – 1989.  
13. Обухова Л.Ф. Концепция Ж.Пиаже: за и против. М., 1981.  
14. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.  
15. Шадрина А.А. Детские народные игры. –Якутск, 1990.  
16. Экки Л. Театрально-игровая деятельность. //Дошкольное воспитание. – 1991. 
17. Эльконин А.Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1960.  
18. Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966г. 
19. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960.  
20. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.  
21. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д.Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985.

22.Акимова Г. Развивающие игры для малышей. – СПб.: Лениздат, 2007.

23. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1997. 24.Беляков  О.В. , Матюхина Ю. А. Развивающие игры для малышей. – М.: Мой мир, 2007. – 320 с.

25. Степанов С. С. Нормальные проблемы нормального ребенка. – М.: Генезис, 2002.

26. Н. Я. Михайленко , Н. А. Короткова Организация сюжетной игры в детском саду : Пособие для воспитателя. 2-е изд. , испр. – М.: Издательство  « ГНОМ и Д» , 2001.

27.  Дошкольная  педагогика : учебник для студ.  сред. проф. учеб. заведений /  С.  А. Козлова, Т. А. Куликова. –  10-е изд. , стер. – М. : Издательский центр « Академия»           

 

Информация о работе Предметно-развивающая среда в ДОУ на современном этапе