Предметно развивающая среда в 1 младшей группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:53, контрольная работа

Краткое описание

Задачи: изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;
определить влияние предметно – развивающей среды на развитие младших дошкольников;
представить проект развивающей среды в группе детей раннего дошкольного возраста.
Методы исследования - изучение литературы, наблюдение.

Вложенные файлы: 1 файл

введение.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

 

Предметы ближайшего окружения являются для маленького ребенка источником любопытства и первой ступенью познания мира, поэтому необходимо создание насыщенной предметной среды, в которой происходит активное накопление чувственного опыта ребенка. Игрушки и предметы в группе отражают богатство и многообразие свойств, стимулируют интерес и активность. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым будет сравнивать все, увиденное позже. Именно поэтому необходимо педагогу обращать внимание на то, чтобы игрушки, предметы, изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям реальным животным; не рекомендуется включать в обстановку объекты шаржеобразного, карикатурного характера, с искаженными пропорциями, неестественного цвета.

 

Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию - внешний фактор. С учетом этого пространственная обстановка группы организуется для одновременной деятельности 2-3-х детей и взрослого. Целесообразно разделить площадь игрового помещения на две части: меньшую - для занятий и еды, большую - для игр и двигательной активности. Но большое пространство для маленьких детей обязательно должно быть «разбито» на небольшие, связанные между собой крупными предметами (модули, ящики с игрушками, большие машинки, кубы и пр.) части. Размещать необходимо материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими и самое главное, их. не должно быть очень много. Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребенка затрудняется, а наведение порядка на полках становится постоянной проблемой. Материал следует менять, тем самым, давая возможность детей заинтересоваться новым или «забытым старым». Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные и настольные), легкий модульный материал (поролон различного размера и формы, обтянутые клеенкой) - материал бесконечно привлекательный для ребенка, предоставляющий ему возможность изменять и выстраивать пространство по своему желанию. Этот материал привлекателен и для мальчиков и для девочек, и наличие в группе данного материала обязательно.

 

Игрушки для малышей должны быть, прежде всего, функциональными и носить обобщенный характер. Например, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать, все остальное (вид автомобиля, назначение) для ребенка пока незначимо. В группе для четырехлетних детей уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина скорой помощи, грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т.п.). Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами-заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры. Для этого целесообразно иметь емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров.

 

Самой выразительной особенностью детей начала четвертого года жизни является их стремление к самостоятельности. Оно проявляется в, так называемом, "кризисе трех лет", когда ребенок неожиданно для взрослого заявляет свои права на самостоятельность. Стремление к ней становится внутренним двигателем, направляющим интерес ребенка к практическим средствам и способам различных действий и побуждающим овладеть ими. Однако желание быть самостоятельным и возможность реализовать ее не всегда совпадают. Задача взрослого - помочь ребенку овладеть практическими средствами и способами достижения целей. Интерес детей 3-4 лет к практическим действиям создает в этом возрасте уникальные возможности для становления ручной умелости. В связи с этим в группе широко должны быть представлены объекты для исследования в действии:

 

1. Крупная  мозаика разных форм и цвета.

 

2. Набор  для забивания: молоточек с втулками (пластмассовые).

 

3. Набор  для завинчивания (верстак с отвертками  и набором винтов, пластмассовые).

 

4. Рамки  с 2-3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки).

 

5. Панно  с разнообразными застежками  и съемными элементами.

 

6. Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 2-3 элементов).

 

7. Пазлы  из 4 - 12 частей.

 

8. Наборы  кубиков из 4 - 9 штук.

 

9. Развивающие  игры типа «Сложи квадрат», «Сложи  узор».

 

10. Дидактические  игры типа «Лото» или «Парные  картинки».

 

Большие возможности для развития детей заложены в игре-экспериментировании. ^ Детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее - в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о саморазвитии в деятельности экспериментирования. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования. Лучше размещать материалы для таких «неопрятных» игр ближе к источнику воды. Если нет возможности приобрести специальное оборудование для игр с водой и песком, можно изготовить такие центры самостоятельно. Для этого необходимо в столе вырезать отверстие для таза, желательно широкого и с низким дном. Желательно из оргстекла или фанеры сделать крышки, которыми закрывать данные центры, когда они не используются. Рядом в коробке, контейнере или на полках находятся необходимые предметы: емкости для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, игрушки-забавы для игр с водой и песком (плавающие игрушки, водяные мельницы, сита, шарики от пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки, камешки, мелкие пластмассовые игрушки для закапывания в песок и подобные предметы).

 

Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и мир людей, в том числе себя. Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, воспитатель помогает ему научиться сопереживать самым близким людям — родителям, сверстникам, понимать их настроение. В группе с этой целью надо на уровне глаз детей прикреплять фотографии, картинки с изображением людей разного возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины), с разным выражением эмоционального состояния (грустные, веселые, смеющиеся, плачущие), с разными особенностями внешности, прически, одежды, обуви. Можно вывешивать фотографии членов семьи ребенка и его самого. Воспитатель обращает внимание ребенка на разные эмоциональные проявления человека, учит находить общее и отличное во внешнем виде людей.

 

Очень полезно в группе иметь много зеркал в разных местах, поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. Кстати, психологами отмечено, что когда малыш видит себя в зеркале, он забывает про слезы. А уголок «ряженья» позволит ему изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавать себя, такого знакомого и незнакомого одновременно. Именно поэтому дети 3 - 4 лет так любят играть в «уголке ряженья». В нем как можно шире должны быть представлены атрибуты, помогающие обозначить внешний знак роли - фуражки, сумки, плащи, короны, шлемы и т.д. все это помогает детям в их возможностях быть такими же «большими и важными».

 

У младших детей активно развиваются движения, они стремятся быстро ходить, бегать, лазать. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными.

 

Для стимулирования двигательной активности необходимо иметь оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Например, хороши для этого пластиковые кубы с отверстиями или лабиринты, подойдут также и трапециевидные столы с круглыми отверстиями в боковинах. Можно использовать большой матрас или мат, на котором дети с удовольствием будут прыгать, лежать, ползать, слушать сказку. Яркая аппликация с цифрами, формами или сказочным сюжетом сделает этот атрибут еще более привлекательным. Внесение в группу 2—3-х очень крупных, разноцветных надувных мячей и несколько мячей меньших размеров будет способствовать стимулированию ходьбы. Можно также иметь 1—2 большие коляски для кукол, 1—2 больших автомобиля (на которых может кататься сам ребенок), а если позволяет пространство — трехколесный велосипед. Для развития координации, самостоятельности у младших дошкольников необходимо использовать разнообразные физкультурные коврики с разметками на них из различных предметов. Данные коврики можно изготовить самостоятельно, используя для этого различные материалы (коврики для ванной, самоклеющую пленку, обрезки ткани и т.д.). Данное оборудование не только способствует закреплению у детей умения действовать с заданными условиями (прокатить мяч, огибая препятствия, попрыгать на одной ножке, перепрыгнуть через препятствие и др.), но и помогает закрепить выученные детьми основные движения.

 

Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться.

 

Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах используется секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка «физкультурный уголок».

 

 

 УГОЛОК  ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

 

Цель: Оказание помощи в организации речевого уголка. Обучение приёмам,

 

использованию игрового материала для развития речи, познавательных и творческих способностей детей.

 

В групповой комнате выделить место, где будет находиться уголок по развитию речи. Под уголок можно занять несколько открытых полок в шкафу, стеллаже. Его обозначить красочной эмблемой: картинкой, иллюстрацией, панно, персонажем из сказки, мультфильма, художественного произведения - хорошо знакомого детям. Эмблему изготовит из плотной бумаги, картона, фанеры, пластмассы, поролона или! другого материала.

 

Вторая младшая группа

 

Задачи по развитию речи:

 

1.Увеличивать  пассивный и активный словарь.

 

2.Произносить  правильно слова, имеющиеся в  активном словаре.

 

3.Учить  задавать вопросы и отвечать  на них, грамматически правильно  оформлять высказывания.

 

4.Составлять  небольшие рассказы.

 

5.Учить  пересказывать сказки, рассказы.

 

В уголке по развитию речи желательно иметь следующий материал:

 

1.Дидактические  мелкие игрушки: кубики, шарики, дощечки  разные по форме, цвету, величине, материалу, из которого сделаны.

 

Использовать в дидактических играх:

 

«Найди такой же», «Узнай и назови»: Цель: различать называть предметы, их цвет, подбирать по форме, величине, цвету.

 

«Чудесный мешочек», «Что в мешочке?».

 

Цель: определить предмет на ощупь и назвать его.

 

 

Мелкие игрушки вкладываются в красивый, привлекательный по цвету и рисунку, полотняный мешочек, который задёргивается шнуром. Мелкие игрушки и мешочек хранить в картонной коробке с отделениями.

 

2.Куклы  и предметы домашнего обихода.

 

Для проведения дидактических игр :«Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку».

 

Цель: Закреплять названия предметов (одеяло, подушка, кровать и т.д.), их качество (удобная, чистая, красивая), действия с ними (накрыть, уложить, надеть, постелить).

 

Игры «Надень платье, пальто, шапочку одного цвета». Цель: Закрепить: название и цвет одежды.

 

3.Заводные  игрушки: танцующий (медведь собачка) играющие на музыкальных инструментах (кукла – гармонист, заяц –  барабанщик), двигающиеся по полу (мотоциклист, автомобиль), летающие (самолет, ракета), плавающие (рыбки, кораблик, подводная лодка), прыгающие (белка, лягушка).

 

Использовать в дидактической игре:

 

«Найди и назови действие».

 

Цель: Назвать предмет и действие.

 

Варианты дидактического материала к игре: серии картинок, изображающие различные действия, состояние одного и того же лица или предмета ( девочка спит, прибирает постель, умывается, читает, идёт, бежит и т.д. )

 

4.Наборы  предметных картинок на классификацию  лексических тем: «овощи», «фрукты», «Игрушки», «Мебель», «Посуда» и др.

 

Использовать в дидактических играх:

 

«Дай общее название», «Назови лишний предмет»

 

Цель: Развивать умения систематизировать и обобщать предметы.

 

5.Наборы  парных с привлекательным разнообразным  содержанием.

 

Игра «Парные картинки»

 

Цель: Учить сравнивать предметы по отличительным признакам, по их назначению.

 

6. Наборы  предметных картинок, развивающих  понимание «Целое и его часть».

 

- Ножки, крышка- стол,

 

- Сиденье, спинка- стул,

 

- Мотор, кабина, руль, кузов, колёса, двери- автомобиль.

 

Дидактические игры: «Склеим разбитую посуду»(ваза, чашка, чайник).

 

Цель: назвать слово, обозначающее целый предмет.

 

«Назови части».

 

Цель:назвать части целого предмета.

 

Голова- лицо уши, затылок.

 

7.Разрезные  предметные картинки: «Овощи», «Фрукты», «Животные».

 

Разрезанные на две, четыре части.

 

Предметные картинки хранить в красивых коробках с отделениями, отделяя друг от друга соответствующими обозначениями.

 

8.Кубики  с предметными картинками.

 

-набор из 4-6 кубиков: «овощи», «фрукты», «игрушки», «животные»,

 

Цель: закреплять словарь, координировать движение рук.

 

9.Образные  игрушки: мишка, зайчик, собачка.

 

Дидактические игры: «Где спрятался зайчик?».

 

Цель: развитие пространственных представлений и их словесное обозначение.

 

Образные игрушки - яркие, привлекательные, имеющие характерные детали, использовать в играх:«Отгадай -ка!», «Помоги Незнайке».

 

Цель: составлять описательные рассказы, отгадывать по описанию игрушки. Предметные картинки с изображением одинаковых предметов, разных по цвету и размеру, например: мячей, шаров.-

 

 

Игра «Мой весёлый, звонкий мяч»

 

 

Цель: формировать обобщенное значение слов (мяч, шар), развивать связную речь. Настольные игры «Каких деток потеряла мама?».

 

Большие карточки с изображением домашних животных: коровы, собаки, кошки и др. и маленькие- их детёныши: котята, телёнок, щенята.'

 

^ Цель: закрепить  названия домашних животных и  их детёнышей грамматическое  оформление СЛОВ.

 

Игра «Кому, что нужно?»

Информация о работе Предметно развивающая среда в 1 младшей группе детского сада