Предметный портфолио как средство развития самооценки младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы разработать проект предметного портфолио по ИЯ для 3 класса как средство развития самооценки младших школьников.
Для реализации цели мы поставили ряд задач:
1). Проанализировать литературу по данной теме.
2). Сформулировать теоретическое обоснование использования Портфолио в образовательном процессе.

Содержание

ТЕЗАУРУС 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1. Понятие самооценки в психологии и педагогике. 8
1.2. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте. 11
1.3. Портфолио как средство развития самооценки младших школьников. 16
1.4. Типы портфолио. 20
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ПРЕДМЕТНОГО ПОРТФОЛИО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЕГО САМООЦЕНКИ 23
2.1. Пояснительная записка к проекту. 23
2.2. Методические рекомендации по организации деятельности младших школьников с предметным портфолио. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

П как средство развития самооценки учащегося младшей школы.docx

— 264.90 Кб (Скачать файл)

Завершающим этапом твоей работы с данным документом должна стать презентация твоих достижений, во время которой ты должен продемонстрировать свои успехи и достижения. Ценность данного этапа в том, что ты представляешь себя именно через ту область, в которой ты действительно успешен - это может быть учеба, внеучебная деятельность и т.д. Помни, портфолио - это ТВОЙ документ, который призван помочь тебе увидеть свой труд на занятии, почувствовать себя успешным, подтвердить твои результаты, стать личностью в глазах близких и родным людей.

Если у тебя возникли вопросы по заполнению портфолио, обратись за консультацией к учителю – предметнику.

Методические рекомендации для классных руководителей, реализующих портфолио индивидуальных образовательных достижений школьников начального звена.

Для эффективной работы учителю необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. Годится ли преподавание для работы с портфолио? Содержит ли процесс обучения повторяющиеся требования одного типа, при выполнении которых может быть увиден прогресс? Ориентирован ли процесс обучения на способности? Есть ли возможность индивидуализировать процесс обучения и направить его на креативно-созидательный процесс, который ведет к появлению красивых продуктов? Можно ли выделить время для рефлексии или программа так забита, что все необходимо будет делать в спешке?

2. Есть ли у меня мотивация и возможности взять на себя много работы, но работы интересной? Есть ли у меня возможность так распланировать свое время, чтобы индивидуально консультировать учеников и давать краткие устные и письменные комментарии к их работам, собранным в портфолио?

3. Какие материалы из данного курса могут быть отобраны для портфолио? Какие я уже могу определить заранее, какие могут быть приложены по ходу дела, какие может определить сам ученик?

4. Какие сроки для вложения каких образцов нужно установить?

5. Какие указания к действию, образцы, критерии и точки зрения нужно сообщить ученику для того, чтобы он мог организовать и оценить свою работу?

6. Какие поводы должны быть, чтобы осуществлялся контроль и самооценка? Когда время для обратной связи, беседы и презентации портфолио?

7. Когда и как должен состояться отбор работ для портфолио?

8. Через какую форму презентации можно завершить обучение? Может ли быть сделана выставка или устроены чтения и т.п. ? Кого можно/следует пригласить (родителей, учащихся других классов) ?

9. В конце четверти (учебного года) желательно обеспечить школьникам возможность представления Портфолио своих достижений. Для этого необходимо оформить небольшой отзыв (рецензию) на Портфолио школьника. Отзыв (рецензию) может составить любой преподаватель, работающий в данном классе. По итогам презентации Портфолио может быть выдан сертификат, свидетельствующий о особых успехах и достижениях школьника.

 

 

Заключение

 

Проанализировав литературу по данной теме, познакомившись с типами портфолио, с понятием самооценки, мы пришли к следующим выводам: портфолио является одной из инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей (1, с.54).

Самооценка бывает адекватной и неадекватной.

Понятия самооценки и портфолио тесно связаны друг с другом, так как «портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…». То есть портфолио является одним из средств самооценки достижений самого учащегося.

И благодаря предметному портфолио, макет которого мы разработали в данном курсовом проекте, учащиеся не только смогут адекватно оценить себя, но и показать свои знания, умения и навыки, приобретенные им в начальном звене по иностранному языку.

Мы считаем, что выполнили ряд тех задач, которые поставили перед собой перед написанием данной курсовой работы: проанализировали литературу по данной теме, сформулировали теоретическое обоснование использования Портфолио в образовательном процессе, разработали макет портфолио для младших школьников по теме «Предметное портфолио как средство развития самооценки младших школьников», сформулировали выводы и разработали рекомендации субъектам образовательного процесса по использованию предметного портфолио.

Дальнейшая деятельность по реализации данного проекта будет направлена на организацию образовательной среды на уроках иностранного языка, способной обеспечить развитие самооценки младшего школьника.

 

 

Список литературы

 

Баранов С.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987. – С.34.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.:

Питер, 2001. – С.304.

Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам (начальная школа, методическое пособие). - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004. - С. 204.

Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. Вопросы психологии. – 1991. - №6. – С.45 - 49.

Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. – 2004. - № 3. - С.32 – 36.

Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М.: ACADEMA, 1999. - С.54.

Ксензова Л.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М.: 2000. – С.67.

Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976. – С.87.

Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М.: 1968. – С.49 - 57.

Матюхина М.В. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 1970. – С.127.

Модель «портфолио» выпускника основной школы МОС Крапивинского района Кемеровской области // Управление школой. - 2004. - № 31. – С.45 - 47.

Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист. - 2004. - № 5. – С.56 – 59.

Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений - «портфолио» // Директор школы. -2004. - № 7. - С.45 – 48.

Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. – 2004. - № 2. - С.48-56.

Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агенство, 1995. – С.215.

Пейн С. Дж. Учебное портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 2000. - № 1. – С.65-67.

Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996. – С.245.

Портфолио достижений ученика – шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа. - 2004. - № 5. – С.65 - 67.

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: практическое руководство учителей и родителей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – С.176.

Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2003. – С.320.

Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Юристь, 1997. - С.46.

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: 1974. - С.45.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – С.554.

Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007. - С.124.

 

 

Приложение

 

Мой портфолио достижений

(собираем вместе)

J

______________________________________________________

Фамилия, имя

Учащегося___ класса ___ основной общеобразовательной школы

№ ___

 

Красноуфимск,

2008.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

РАЗДЕЛ I « Мой портрет»

 
   

Это важно!!!

 
   

Мой портрет. Обо мне.

 
   

Моя родословная

 
   

Что я люблю больше всего

 
   

Моя школьная жизнь

 
   

РАЗДЕЛ II «Портфолио работ»

 
   

Мои работы

 
   

РАЗДЕЛ III «Мои успехи»

 
   

Достижения, успехи, награды

 
   

Я…ДО и ПОСЛЕ

 
   

Полезные советы как повысить свою самооценку

 

 

ЭТО ВАЖНО!!!!

Дорогой друг!

Этот портфель нужен тебе для того, чтобы:

Отмечать в нем все, чем ты занимаешься на уроках иностранного языка и вне их;

Складывать в него свои рисунки, творческие работы, письменные задания, достижения по иностранному языку;

Показать его учителю иностранного языка и другим педагогам, если ты перейдешь в другой класс или школу.

 

Мой личный портрет J

(нарисуй или приклей)

 

 


 

Напиши о себе:

What is your name?

What is your surname?

What is the date of your birth?

Have you got brother or sister?

Do you like them?

Why do your parents give you such name?

What is your birth sign?

Do you like your name?

Напиши о своей семье


 

мама

 

папа

 

имя

 
 

отчество

 
 

профессия

 
 

Чем они любят заниматься в свободное время?

 

 

- Чем вы любите заниматься в свободное время? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

- Есть ли у вас любимые семейные праздники? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

- А есть ли у вас общие увлечения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как ты считаешь, какое место ты занимаешь в своей семье? __________________________________________________________________


ЧТО Я ЛЮБЛЮ БОЛЬШЕ ВСЕГО

(по желанию можешь заполнить данную анкету на иностранном языке)

Мое любимое время года

Мое любимое животное

Место, где я люблю бывать больше всего на свете

_____________________________________________________________

Мой лучший друг ______________

Мой любимый вид спорта _

Моя любимая книга ___________

Мое любимое занятие __________

Мой любимый фильм _____________

Моя любимая телепередача _____

Моя любимая одежда _____________

Моя любимая музыка

Мой любимый музыкальный инструмент

Моя любимая игра _____________

Мой любимый цвет _____________

Мой любимый звук ____________

Моя любимая игрушка ______________

Мое любимое блюдо

Мой любимый запах

Мое любимое время суток

(можешь дописать, что ты  любишь еще)

Моя школьная жизнь.

Мой интерес к школьным предметам

 

 

Мои любимые учителя

 

 

Мои любимые предметы

 

1

 
 

2

 
 

3

 
 

4

 
 

5

 
     

 

- Как ты думаешь, для чего ты учишься в школе? __________________________________________________________________

- На какую отметку ты хотел бы учиться? __________________________________________________________________

- Как ты относишься к урокам иностранного языка? Нравятся ли они тебе? _____________________________________________________________

- Как ты думаешь, где может пригодиться тебе иностранный язык? __________________________________________________________________

- На какую отметку ты сейчас знаешь иностранный язык? __________________________________________________________________

- А на какую бы отметку ты хотел знать иностранный язык? __________________________________________________________________

 

РАЗДЕЛ II

ПОРТФОЛИО РАБОТ

Дорогой друг!!!

Данный раздел портфолио очень уважен для тебя. Сюда ты можешь включить следующие свои работы:

Различные домашние задания, самостоятельные работы, которые тебе нравятся или которые тебе посоветовали включить учитель или родители.

Но знай!!!

Каждую работу, включенную тобою в эту част, ты должен сопроводить четким и ясным объяснением, почему же именно ее ты выделил из всех.

И не забудь!!!

В конце работы оценить свою деятельность в виде отметки


Мои работы

 

Перечень творческих работ

Дата

Отношение учителя

Самооценка

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Информация о работе Предметный портфолио как средство развития самооценки младшего школьника