Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:50, лекция
Одной из основных задач дефектологии является глубокое и разностороннее клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение объективных закономерностей и особенностей физического и психического развития детей с разными видами дефектов. Эта задача включает определение сущности, структуры дефекта и коррекционно-компенсаторных возможностей ребенка с различными отклонениями в развитии; решение проблемы педагогической классификации аномальных детей с целью осуществления организации дифференцированного обучения и воспитания; выявление и учет аномальных детей.
1.Введение. Предмет, задачи, методы, отрасли дефектоло-гии.
Дефектология(ДФ) –(от лат. Defectus – недостаток и греч.
logos – слово, учение) относится к педагогическим наукам и изу-чает психофизиологические особенности развития аномальных
детей, закономерности их воспитания и обучения.
14
Предметом исследования ДФ как отрасли научного позна-ния являются дети с физическими и психическими недостатками
и проблемы их обучения и воспитания.
Задачи дефектологии. Одной из основных задач дефекто-логии является глубокое и разностороннее клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение объек-тивных закономерностей и особенностей физического и психиче-ского развития детей с разными видами дефектов. Эта задача
включает определение сущности, структуры дефекта и коррекци-онно-компенсаторных возможностей ребенка с различными от-клонениями в развитии; решение проблемы педагогической клас-сификации аномальных детей с целью осуществления организа-ции дифференцированного обучения и воспитания; выявление и
учет аномальных детей.
Основные принципы и методы дефектологии. Дефектология
имеет единую цель и принципы с общей педагогикой, хотя и раз-рабатывает свою концептуальную систему исходя из специаль-ных задач обучения, воспитания и развития аномальных детей.
В научно-педагогических исследованиях дефектология ис-пользует известные педагогические и психологические методы.
Широко используются различные
виды эксперимента– естест-венного(
источником получения сведений об аномальных детях является
анализ результатов их деятельности. Ценными средствами изу-чения аномальных детей являются социологические и психологи-ческие методы исследования, а также математические методы,
выявляющие количественные показатели исследуемых характе-ристик.
Дефектология, как отрасль педагогической науки, объединя-ет ряд самостоятельных отраслей:
- сурдопедагогика, изучает вопросы воспитания и обучения
детей с недостатками слуха;
- тифлопедагогика, изучает вопросы воспитания и обучения
детей с дефектами зрения;
- олигофренопедагогика, изучает
вопросы воспитания и обу-
- логопедия, изучает вопросы
изучения и исправления недос-
Дефектология включает также специальную психологию,
изучающую психологические особенности аномальных детей.
Дефектология изучает закономерности развития аномальных
детей, обосновывает и совершенствует систему их воспитания
обучения.
Категории дефектологии. Дефектология как педагогическая
наука оперирует рядом основных педагогических категорий:
- Воспитание аномальных детей. Воспитание аномального
ребенка проводится с учетом его индивидуальных и возрастных
особенностей, направлено на формирование у него самостоятель-ных навыков самообслуживания, труда и культуры поведения,
умения жить и работать в коллективе.
- Обучение и развитие аномальных детей– это целенаправ-ленный процесс передачи и усвоения знаний и умений, навыков
деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.
Дефектология занимается
вопросами специальной
– теории образования и обучения аномальных детей. Организация
учебного процесса, задачи, содержание, принципы разрабатыва-ются для каждого конкретного типа специального учебного заве-дения с учетом глубины и характера дефекта.
- Коррекция(лат. correctio – исправление) в дефектологии–
система педагогических мер, направленных на исправление или
ослабление недостатков психофизического развития детей. Под
коррекцией подразумевается
как исправление отдельных
- Компенсация(лат. compensatio - возмещение, уравновеши-вание) – замещение или перестройка нарушенных или недоразви-тых функций организма.
В связи с тем, что аномальные дети весьма подвержены не-благоприятным влияниям и состояниям(болезненные процессы,
психические перегрузки и стрессы) компенсаторные механизмы
могут разрушаться. При этом
резко снижается
и замедляется развитие. Это явление носит название декомпенса-ции.
- Социальная реабилитация(лат. rehabilitas – восстановление
пригодности) в медико-педагогическом значении означает вклю-чение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к
общественной жизни и труду на уровне его психофизических
возможностей.
- Социальная адаптация(лат. adapto – приспособляю) –
приведение индивидуального и группового поведения аномаль-ных детей в соответствие с системой общественных норм и цен-ностей.
- Семейное воспитание- активный фактор реабилитации.
Совместные усилия семьи и школы обеспечивают приобщение
аномального ребенка к активной общественно-полезной деятель-ности, выявление его трудовых возможностей и выбор доступной
профессии.
2. История развития науки дефектологии, связь с
другими науками.
Становление дефектологической науки в период антично-сти. В Древней Спарте и Риме, где существовал культ здорового
тела, люди, и в первую очередь дети, имеющие ярко выраженные
отклонения от нормы, просто уничтожались. В Спарте доIV – V
веков н.э. детей с недостатками умерщвляли и по решению ста-рейшин сбрасывали с пропасть Тайгет. Так было и в Древнем Ри-ме в начале прошлого тысячелетия, где уродливых убивали и то-пили в воде хилых и обезображенных детей, руководствуясь пра-вилом об отделении негодного от здорового.
Не более гуманным было и отношение общества к людям,
страдающим психическими расстройствами в средневековой Ев-ропе. В период раннего и позднего средневековья(V-XV вв.), когда
в Западной Европе утверждалась идеология католической церкви,
уничтожалось все, что
не соответствовало канонам
Эпоха Возрождения(XV-XVII вв.)
в Западной Европе озна-меновалась
борьбой взглядов на природу человека,
его психиче-скую деятельность между религиозной
схоластикой, мистически-ми«
возвеличивания человеческого разума, сострадания к человече-
ским порокам и недостаткам, к психическим и физическим ано-малиям.
В это время зарождаются гуманистические тенденции в об-ласти медицины, когда врачи посещают монастыри и тюрьмы,
ведут наблюдение за душевнобольными, пытаясь осмыслить и
оценить это психическое состояние человека. Благодаря достиже-ниям в области психиатрии в началеXIX века стали различать как
два отдельных состояния сумасшествие и умственную неполно-ценность.
История становления российской дефектологической науки
тесно связана с именем Екатерины Константиновны Грачевой
(1866-1934). Ей принадлежит издание первых руководств по ра-боте с глубоко умственно отсталыми детьми. Лев Семенович Вы-готский (1896-1934), известный психолог-экспериментатор вы-явил и сформулировал основные законы психического развития
ребенка: закон развития высших психических функций, закон не-равномерности детского развития, закон метаморфозы в детском
развитии и др. Им были разработаны и научно обоснованы осно-вы социальной реабилитации аномального ребенка. Им был пред-ложен динамический подход к дефекту. Л.С. Выготский разрабо-тал учение о первичности и вторичности дефекта, обосновал
идею единства интеллекта и аффекта.
2. Понятие«аномальный ребенок». Особенности ано-мального ребенка
К аномальным (от греч.anomalos – неправильный) относятся
дети, у которых физические или психические отклонения приво-дят к нарушению общего развития. Дефект (лат. defectus– недос-18
таток) одной из функций нарушает развитие ребенка только при
определенных обстоятельствах.
Аномальными считаются дети с нарушением психического
развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обу-чении и воспитании.
К основным категориям аномальных детей относятся: дети с
нарушением слуха(глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с
нарушением зрения(
Аномальные дети– сложная и разнохарактерная группа.
Различные аномалии развития по-разному отражаются на форми-ровании социальных связей детей, на их познавательной возмож-ности и трудовой деятельности. В зависимости от характера на-рушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в про-цессе развития ребенка, а другие лишь корригироваться, а неко-торые только компенсироваться.
Образовательный уровень аномальных детей резко различен.
Характер нарушения оказывает влияние и на возможности уча-щихся специальных школ в отношении практической деятельно-сти.
2. Роль биологического
и социального факторов в фор-
Аномальное развитие ребенка не отличается лишь отрица-тельными признаками. Это не столько отрицательное, дефектное,
сколько своеобразное развитие. В основе изучения основных за-кономерностей детского развития лежит правильное понимание
роли биологического и социального факторов.
Процесс развития личности характеризуется единством и
взаимодействием системы биологических и социальных факто-ров. Оба эти фактора ведут к единой цели– формированию чело-века.
Слепота и глухота есть факторы биологические, а не соци-альные. «Но все дело в том, что воспитателю приходится иметь
дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их
социальными последствиями» - писал Л.С.Выготский.
Чем глубже биологическое нарушение, тем менее эффектив-но педагогическое воздействие на психическое развитие ано-
19
мального ребенка и тем более необходим поиск действенных кор-рекционно-воспитательных средств и компенсаторных возможно-стей.
«Первичный дефект» и«вторичные нарушения» – определе-ние понятий. Наряду с общими закономерностями психического
развития нормального
и аномального ребенка
разработана теория сложной
структуры аномального разви-
Сложность структуры аномального развития ребенка с дефектом
заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биоло-гическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под
влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального
развития.
Следует обратить внимание на взаимодействие первичных и
вторичных дефектов. В описанных выше случаях первичный де-фект вызывал вторичные отклонения. Но и вторичные симптомы
в определенных условиях воздействую на первичный фактор
В процессе аномального развития проявляются не только не-гативные стороны, но и положительные возможности ребенка.
Они являются способом приспособления личности ребенка к оп-ределенному вторичному дефекту развития. Источниками при-способления аномальных детей к окружающей среде являются
сохранные функции.
На развитие аномального ребенка оказывают существенное
влияние степень и качество первичного дефекта. Своеобразие
развития аномального ребенка зависит также и от срока возник-новения первичного дефекта. На своеобразие аномального ребен-ка активно влияют условия окружающей среды, особенно педа-гогические.
3.Причины аномального развития
В основе аномалий или дефектов развития лежат нарушения
нервной системы или определенного анализатора, в результате
которых возникают нетипичное(
тате действия наследственных факторов. В зависимости от при-чин возникновения их подразделяют на врожденные и приобре-тенные.
Причины возникновения врожденных аномалий:
I группа врожденных аномалий. Патогенные(вызываю-щие отклонения) агенты, действующие на развивающийся плод
во внутриутробном развитии. Это инфекции, физические и пси-хические травмы, токсикозы беременности, интоксикации(отрав-ление организма ядовитыми веществами), температурные влия-ния(охлаждения), различные болезни беременной женщины(бо-лезни сердца, легких, эндокринных желез).
II группа врожденных аномалий- наследственные гене-тические поражения организма. Они характеризуются разнооб-разными наследственно обусловленными нарушениями обмена
веществ, так как нередко наследственность определяют как свой-ство живых организмов воспроизводить сходный тип обмена ве-ществ в ряду поколений. Возможно наследование некоторых
форм олигофрении(например, болезнь Дауна) и психозов, обу-словленных нарушениями в строении или числе хромосом. Эти
нарушения вызваны аномалиями
хромосомных наборов родите-
составляет около1 %. Крайне отрицательно влияют на потомство,
вызывая врожденные аномалии, алкоголизм и наркомания роди-телей.
Приобретенные аномалии включают разнообразные откло-нения в развитии, вызванные природовыми и послеродовыми по-ражениями организма ребенка.
Информация о работе Предмет, задачи, методы, отрасли дефектологии