Предмет психологии: от древности до наших дней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Мир, в котором живет человек, вечен, бесконечен и тождественен самому себе. Сколько раз ни входи в «реку», о которой писал Гераклит, она все-таки была, есть и всегда будет именно «рекой» [23]. В то же время мир пребывает в постоянном изменении, становлении, обновлении, развитии. Человек как часть этого мира, причастная к его изменениям, также не остается неизменным. Психика, взятая в единстве ее динамической и содержательной сторон, с течением истории становится все более сложной системой, все более способной на уровне сознательно действующего Я не только отражать имеющееся в мире, но и созидать новые миры. Психологическая наука, стремящаяся проникнуть в тайны психики, открыть законы ее самодвижения, также не стоит на месте. В связи со всем этим возникает вопрос о том, подвержен ли изменениям предмет психологической науки?

Содержание

Введение................................................................................................................... 3
1 Предмет психологии: теоретические и методологические основы................. 6
1.1 Предмет психологии в концепциях истории психологии................... 6
1.2 Предмет психологии и проблема периодизации истории
психологии..................................................................................................... 10
2 Эволюция взглядов о предмете психологии...................................................... 13
2.1 Первый этап: житейская психология.................................................... 13
2.2 Второй этап: философская психология................................................. 13
2.3 Третий этап: научная психология.......................................................... 24
Заключение.............................................................................................................. 32
Список использованных источников.................................................................... 3

Вложенные файлы: 1 файл

Предмет психологии от древности до наших дней.doc

— 1.76 Мб (Скачать файл)

В России, начиная с XIX в., выходят капитальные труды по историографии психологии (М.И.Владиславлев, Ф.А.Зеленогорский, М.М.Троицкий, Е.А.Бобров, А.П.Казанский, В.Н.Ивановский и др.). Основы отечественной историко-психологической науки были заложены Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, Б.М.Тепловым, Б.Г.Ананьевым, Д.Н.Узнадзе, П.Я.Гальпериным, А.А.Смирновым, Труды историков психологии О.М.Тутунджяна (исследование теоретических проблем историографии, периодизации отечественной психологической мысли), В.А.Роменца (исследование истории научной психологии в связи с историей культуры), М.С.Роговина, М.В.Соколова, А.А.Никольской, Е.А.Будиловой, А.В.Петровского внесли большой вклад в разработку методологии историко-психологического исследования. В настоящее время в отечественной науке работа по исследованию истории психологии продолжается в трудах Л.И.Анцыферовой, В.А.Кольцовой, Т.Д.Марцинковской, В.А.Якунина и др. В фундаментальных трудах А.В.Петровского освещаются события психологии советского периода во всей их сложности и в контексте социальных условий, дается объективная оценка педологии, психотехники, рефлексологии и других течений психологической мысли в России.

 Особенно значительный вклад в отечественную историю психологии внес М.Г.Ярошевский (1915–2001) [28]. Он разработал концепцию категориального анализа истории психологии. По его мнению, общая картина движения психологической мысли может быть построена в том случае, если в потоке исторических событий будут найдены такие компоненты, которые были бы инвариантны по отношению к прошлому, настоящему и будущему и в то же время позволяли раскрывать своеобразие их конкретного содержания в различные исторические периоды. Для поиска таких инвариант автор обращается к предмету психологии и полагает, что «инвариантное ядро психологии» составляют категории, принципы и проблемы психологии, их преобразование в ходе исторического пути развития науки. Им выделены специфические конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психологической реальности: образ, действие, мотив, психосоциальное отношение, личность. Система этих категорий вместе с объяснительными принципами – детерминизма, системности, развития – образуют категориальный аппарат науки, ее инвариантное ядро.

Применение категориального анализа позволяет увидеть в меняющихся знаниях о субъективной реальности их постоянные компоненты. По мнению Ярошевского, в категориальном строе дан предмет психологии. Именно категории, принципы и проблемы, сочетающие в себе единство устойчивого и изменчивого, инвариантного и вариативного, составляют ту «систему координат», которая позволяет рассмотреть эволюцию психологии в ее широкой исторической перспективе. Среди социопсихологических факторов научного творчества М.Г.Ярошевский выделяет оппонентный круг ученого, включающий всех авторов, в полемике с которыми генерируются новые идеи, происходит возникновение нового научного знания.

 Известный теоретик и историк психологии П.Я.Гальперин предложил рассмотреть историю психологии как процесс становления ее предмета. Согласно этому подходу, история психологии предстает как процесс непрекращающейся трансформации ее предметной области в контексте вызвавших его причин и условий. Каждое новое понимание предмета в сочетании с новыми методическими процедурами исследования рассматривается как открывающее новый аспект в психической реальности, приближающее к ее все более полному научному пониманию.

 Другим возможным способом исследования является тот, при котором история психологической науки изображается по странам. При таком географическом подходе удается раскрыть историческую взаимосвязь психологических знаний, развиваемых в различных странах мира и выступающих как ветви гигантского дерева, отличающиеся формой, величиной и направлением, но имеющие общий корень.

 Возможен и так называемый отраслевой подход, когда история психологии показывается как процесс возникновения и развития различных специальных и прикладных областей психологии. Этот принцип дает возможность зримо увидеть, как складывалась система психологической науки, какова ее современная структура и перспективы дальнейшей дифференциации и интеграции психологических знаний, а также реальные и возможные междисциплинарные связи психологии.

Согласно теме нашего исследования в данной курсовой работе мы более подробно остановимся на изучении истории психологии как процесса становления ее предмета.

Известный теоретик и историк психологии П.Я.Гальперин считал вопрос о предмете изучения главным теоретическим вопросом и важным практически [6, с. 10]. Эта идея проходит через все его творчество. Обозревая исторический путь психологии, Гальперин пришел к выводу: «Все предложенные до сих пор определения, описания и указания предмета психологии оказались не только недостаточными, но и просто несостоятельными» [4, с. 7]. В курсе лекций по истории психологии, которые он читал в Московском университете им. М.В.Ломоносова, рассматривая психологические концепции прошлого, он выделял содержащееся в них в явной или скрытой форме понимание предмета изучения. Вывод о несостоятельности и ошибочности всех представлений о предмете психологии не означал недооценки Гальпериным всего исторического опыта – хотя в его рассмотрении критический аспект очень значителен. Например, оценивая достижения развития психологии как экспериментальной науки, он пишет, что они сводятся к «...относительно небольшому числу и как бы случайному характеру важнейших результатов, столь частым взлетам и падениям теоретических конструкций» [4, с. 9]. За этими резкими словами скрывается озабоченность неудовлетворительным положением вещей в психологии, источник которого он видел в неумении выделить в психических явлениях те их аспекты, которые составляют предмет психологии. Таким образом, согласно Гальперину, «вопрос о предмете изучения – это не только первый и самый трудный из больших теоретических вопросов психологии, но вместе с тем вопрос неотложной практической важности» [4, с. 7].

История психологии предстает тогда как процесс непрекращающейся трансформации ее предметной области в контексте вызвавших его причин и условий. Каждое новое понимание предмета в сочетании с новыми методическими процедурами исследования рассматривается как открывающее новый аспект в психической реальности, приближающее к ее все более полному научному пониманию.

 

1.2 Предмет психологии и проблема периодизации

истории психологии

 

Особое значение в отражении общей линии развития психологии имеет периодизация. Основное назначение ее состоит в том, чтобы выделить в едином процессе развития психологической науки те коренные изменения и поворотные моменты, которые имели место в ее истории, а также обобщить все многообразие исторических фактов, характеризующих процесс развития психологии в общей исторической перспективе.

 С позиций методологии науки история психологии может быть описана как последовательность этапов становления представлений о предмете, методе и объяснительных принципах в рамках научных парадигм, в последовательности их возникновения, сосуществования, конкуренции и смены на разных стадиях формирования психологии как единой самостоятельной научной дисциплины. В истории психологии различаются два больших периода [6]:

I – период развития  психологии в лоне философии, а также других наук, прежде всего естествознания, или этап описательной, умозрительной психологии – VI в. до Р.Х. – сер. XIX в.;

II – период оформления  психологии как науки, т.е. этап выделения психологии в самостоятельную науку и экспериментальную область знаний – сер. XIX в. – настоящее время.

Наиболее характерными чертами первого периода (периода формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин) являются: 1) несамостоятельность психологического знания, представленность его как составной части философских и медицинских учений сначала в виде учения о душе, затем – философской теории познания, учений об опыте и сознании; 2) отсутствие сообщества, которое разделяло бы общие взгляды на предмет и метод изучения; 3) умозрительный характер исследований, несформированность опытного (экспериментального) подхода к исследованиям.

Очевидна необходимость более дробной периодизации. При этом возможны разные подходы: в рамках хронологического принципа можно различать историю психологии каждого века; периодизацию мировой и отечественной психологии, рассматривая при этом историю отечественной психологической мысли как составную часть мировой науки.

Доминирующая периодизация истории психологии – условное выделение четырех этапов (см. приложение 1, таблица 1). Данная периодизация весьма схематична и условна даже с точки зрения самого основания этой периодизации. Достаточно сказать, например, что подавляющее большинство отечественных и зарубежных психологов связывают возникновение научной и экспериментальной психологии либо с именем Г.Фехнера, поскольку ему принадлежит заслуга в создании первой экспериментальной области психологии – психофизики, либо с именем В.Вундта, преобразовавшим психологию в самостоятельную экспериментальную науку. Между тем хорошо известно, что опыты по изучению отдельных психических явлений у человека и животных имели место уже в античную и средневековую эпохи.

 В Новое время и особенно в первой половине XIX столетия ученые разных областей естествознания в своих исследованиях все больше стали касаться проблем, имеющих прямое отношение к психологии (Р.Декарт, И.Ньютон, М.В.Ломоносов, И.Кеплер, Т.Юнг, Ж.Флуранс, Ф.Бессель, Ч.Белл, Э.Вебер, И.Мюллер и др.). Следовательно, история экспериментальной и научной психологии в известной мере началась задолго до Г.Фехнера. Тем более нельзя считать ее единственным основателем В.Вундта. До него в создании экспериментальной психологии приняли участие И.М.Сеченов, Г.Гельмгольц, Г.Фехнер, Ф.Дондерс, З.Экснер и другие. Заслуга В.Вундта состояла, как подчеркивал К.А.Рамуль, в ускорении и практическом завершении процесса превращения психологии в самостоятельную и экспериментальную науку, ее официального признания.

 Таким образом, процесс становления научной психологии был длительным и носил интернациональный характер, поскольку был связан с деятельностью большого числа ученых различных стран мира.

 Если в качестве одной из основных тенденций в развитии психологии как точной науки принять непрерывное расширение области приложения эксперимента, то и с этой точки зрения выделение описательного и научного периодов является весьма относительным: первоначально экспериментально-психологические проблемы разрабатывались в рамках общей психологии, после чего эксперимент стал проникать в различные специальные и прикладные области. Последовательность проникновения эксперимента в различные области психологии такова. Вслед за общей психологией эксперимент вошел в зоопсихологию (Л.Морган, Э.Торндайк, В.А.Вагнер, В.Келлер), детскую и педагогическую психологию (Э.Мейман, А.Бине, А.П.Нечаев, Ст.Холл, Э.Торндайк), дифференциальную психологию и психологию личности (А.Ф.Лазурский, В.Штерн, Ф.Гальтон, А.Бине, Д.Кеттелл), психотехнику и психологию труда (Б.Штерн, Г.Мюнстерберг), в социальную психологию (В.М.Бехтерев, В.Меде, Ф.Оллпорт). Медицинская психология развивалась параллельно с общей психологией в рамках медицины (В.М.Бехтерев, Э.Крепелин, В.Ф.Чиж и др.).

 В настоящее время большинство ведущих отраслей психологии уже сложились как относительно самостоятельные ее научные ветви. Вместе с тем, не все из них находятся на одном уровне своего развития с точки зрения критериев научности. Таким образом, полное становление психологии как науки еще не завершено. Многие ее разделы продолжают оставаться на стадии понимания и описания. Все это свидетельствует о том, что четкие границы, разделяющие один период развития психологии от другого, провести трудно и что всякая одномерная периодизация относительна и условна [6, с. 28].

Учитывая условность всякой периодизации и принимая во внимание неразработанность этой проблемы, следует рассматривать предлагаемую далее периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов. При этом история отечественной психологической мысли рассматривается как составная часть мировой науки. Основаниями для разделения этого процесса на этапы явились содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического (см. приложение 1, таблица 2).

С учетом рассматриваемой в данной курсовой работе проблемы предмета психологии, можно предложить еще один вариант периодизации истории психологии (см. приложение 1, таблица 3).

Итак, какими бы сложными путями ни продвигалась психологическая мысль, осваивая свой предмет, какими бы терминами его ни означали (душа, сознание, психика, деятельность), можно выделить признаки, которые характеризуют предмет психологии, отличающий ее от других наук. Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

В развитии психологии условно можно выделить три основных этапа: 1) донаучную, или житейскую, психологию; 2) философскую психологию: психологию античного времени; Психологию эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени (VI в. до н.э. – начало XIX в. н.э.); 3) научную психологию (вторая половина XIX в. – наше время).

 

2 ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ

 

 

2.1 Первый этап: житейская психология

 

Житейские психологические знания, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания.

Когда мы говорим о донаучной психологии, то можно считать, что с возникновением человеческого общества возникает и психология. В данном случае психология – это прежде всего познание другого человека и самого себя в процессах деятельности и взаимного общения людей. Потребности практического взаимодействия вынуждали людей различать скрытые за внешним поведением психические процессы. З поступком всегда усматривались намерения, мотивы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие – особенности характера. Поэтому задолго до того, как психические процессы свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге.

По выражению французского психолога П.Жане, житейская психология – это та психология, которую народ создает еще до психологов. Так, человек может не знать пословицу «повторение – мать учения» однако из личного жизненного опыта знает, что повторное прочтение текста способствует лучшему сохранению его в памяти.

Житейское (обыденное) знание возникает в конкретной ситуации решения частных задач, так что человек выступает в качестве «наивного исследователя» мира. Содержанием житейского психологического знания обычно становятся простые, явно прослеживаемые причинно-следственные связи и обобщения очевидных фактов. Примером могут служить известные пословицы «семь раз отмерь – один раз отрежь», «у семи нянек дитя без присмотра» и др.

Информация о работе Предмет психологии: от древности до наших дней