Предмет психологии: от древности до наших дней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Мир, в котором живет человек, вечен, бесконечен и тождественен самому себе. Сколько раз ни входи в «реку», о которой писал Гераклит, она все-таки была, есть и всегда будет именно «рекой» [23]. В то же время мир пребывает в постоянном изменении, становлении, обновлении, развитии. Человек как часть этого мира, причастная к его изменениям, также не остается неизменным. Психика, взятая в единстве ее динамической и содержательной сторон, с течением истории становится все более сложной системой, все более способной на уровне сознательно действующего Я не только отражать имеющееся в мире, но и созидать новые миры. Психологическая наука, стремящаяся проникнуть в тайны психики, открыть законы ее самодвижения, также не стоит на месте. В связи со всем этим возникает вопрос о том, подвержен ли изменениям предмет психологической науки?

Содержание

Введение................................................................................................................... 3
1 Предмет психологии: теоретические и методологические основы................. 6
1.1 Предмет психологии в концепциях истории психологии................... 6
1.2 Предмет психологии и проблема периодизации истории
психологии..................................................................................................... 10
2 Эволюция взглядов о предмете психологии...................................................... 13
2.1 Первый этап: житейская психология.................................................... 13
2.2 Второй этап: философская психология................................................. 13
2.3 Третий этап: научная психология.......................................................... 24
Заключение.............................................................................................................. 32
Список использованных источников.................................................................... 3

Вложенные файлы: 1 файл

Предмет психологии от древности до наших дней.doc

— 1.76 Мб (Скачать файл)

В развитии психологии условно можно выделить три основных этапа: 1) донаучную, или житейскую, психологию; 2) философскую психологию: психологию античного времени; Психологию эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени (VI в. до н.э. – начало XIX в. н.э.); 3) научную психологию (вторая половина XIX в. – наше время).

Итак, какими бы сложными путями ни продвигалась психологическая мысль, осваивая свой предмет, какими бы терминами его ни означали (душа, сознание, психика, деятельность), можно выделить признаки, которые характеризуют предмет психологии, отличающий ее от других наук. Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Таким образом, психологические знания образуют своего рода срединный центр, к которому стягиваются и знания о нервных механизмах психики, и знания о детерминирующих ее содержание и структуру внешних условиях. Синтез всех этих знаний обязательно должен происходить и уже происходит сегодня на наших глазах, а центральной системообразующей наукой здесь выступает именно психология, а не какая-либо другая из конкретных наук, изучающих психическую деятельность мозга. В этом смысле предмет психологии должен и будет все больше приближаться к ее объекту, а сама психология должна будет оставаться не только конкретной частной наукой, но становиться обширной областью комплексных системных экспериментальных и теоретических исследований. Однако основой такой психологии в широком философском смысле слова должна всегда оставаться психология как конкретная наука об одном из результирующих проявлений функционирования сложнейшего объекта природы и общества – психической деятельности мозга. В перспективе психология не будет поглощена ни нейронауками, ни социологией, ни философией, но будет ассимилировать все их открытия и достижения. Очень может быть, что ей действительно суждено стать одной из самых главных наук в человеческом обществе

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Бассин, Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии / Ф.В.Бассин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 101–113.
  2. Богачкина, Н.А. Психология. Конспект лекций / Н.А.Богачкина. – М.: Эксмо, 2007. – 160 с.
  3. Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 1996 – 496 с.
  4. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов / П.Я.Гальперин. – 2-е изд. – М.: «Книжный дом «Университет», 2000. – 336 с.
  5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.
  6. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов / А.Н.Ждан. – 5-е изд., перераб. и доп.– М.: Академический Проект, 2004. – 576 с.
  7. История психологии / Авт.-сост. М.С.Мышкина. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. – 232 с.
  8. Константинов, В.В. История психологии: учебное пособие / В.В.Константинов. – Пенза: ПГПУ им. В.Г.Белинского, 2007. – 144 с.
  9. Лихи, Т. История современной психологии / Т.Лихи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.
  10. Локалова, Н.П. Предмет психологии и специфика профессионального мышления психологов / Н.П.Локалова // Вопросы психологии. – 2004. – № 5. – С. 93–95.
  11. Марцинковская, Т.Д. История психологии / Т.Д.Марцинковская. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004 – 544 с.
  12. Мироненко, И.А. Дискуссия о предмете психологической науки в российской психологии начала ХХI века / И.А.Мироненко // «История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26–29 июня 2006 г.» / Отв. ред. А.Л.Журавлев, В.А.Кольцова, Ю.Н.Олейник. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. – С. 106–113.
  13. Немов, Р.С. Психология: в 3-х книгах / Р.С.Немов. Кн. 1. Общие основы психологии. – 4-е изд. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 688 с.
  14. Нуркова, В.В. Психология / В.В.Нуркова, Н.Б.Березанская. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 484 с.
  15. Общая психология: учебник для вузов / Под ред. А.В.Карпова. – М.: Гардарики, 2002. – 232 с.
  16. Первушина, О.Н. Общая психология: Методические указания / О.Н.Первушина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. – 49 с.
  17. Петухов, В.В. Предмет и задачи психологической науки и практики / В.В.Петухов, В.В.Столин // Психология. Метод. указ. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – С. 5–11, 18–21.
  18. Петрунникова, Р.В. История психологии: учебно-методический комплекс для вузов  / Сост. Р.В.Петрунникова. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Минск: МИУ, 2008. – 220 с.
  19. Пископпель, А.А. Категория деятельности и предмет психологии / А.А.Пископпель // Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – С. 98–110.
  20. Розин, В.М. Научные интерпретации предмета психологии (от парадигмы естественнонаучной к гуманитарной?) / В.М.Розин // Психологический журнал. – 1991. – № 2. – С. 5–15.
  21. Тертель, А.Л. Психология. Курс лекций: учеб. пособие / А.Л.Тертель. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 248 с.
  22. Татенко, В.А. Объект, предмет и метод психологии как субъекта познания / В.А.Татенко. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x1315.htm
  23. Татенко, В.А. О тленном и нетленном в предмете психологии / В.А.Татенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x1308.htm
  24. Теплых, Д.А. Проблема предмета психологии: опыт философско-методологического анализа: диссертация. кандидата философских наук: 09.00.01 / Д. А.Теплых. – Магнитогорск, 2005. – 154 с.
  25. Чуприкова, Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки / Н.И.Чуприкова // Вопросы психологии. – 2004. – № 2. – С. 104–118.
  26. Чуприкова, Н.И. Объект, предмет и метод психологической науки / В.Д.Шадриков // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 3. Метод психологии / Под ред. В.В.Новикова [и др.]. – Ярославль: МАПН, 2005. – С. 359–369.
  27. Шульц, Д.П. История современной психологии / Д.П.Шульц, С.Э.Шульц; пер. с англ. / Под ред. А.Д.Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532 с.
  28. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в. / М.Г.Ярошевский. – М.: Академия, 1996. – 416 с.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица 1

 

 

Таблица 2

 

 

 

 

 

Таблица 3

 


Информация о работе Предмет психологии: от древности до наших дней