Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена потребностью человека, общества и страны в здоровьесберегающем образовании. Одной из важнейших задач реформирования системы образования становится в данный момент сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, ликвидирующих перегрузки и сохраняющих здоровье подростков.
Целью курсовой работы является исследование особенностей организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие и определение здоровьесберегающей технологии в образовании. 5
1.1. Концепция здоровьесберегающих технологий 5
1.2. Принципы применения здоровьесберегающих технологий в образовании 9
1.3. Особенности использования здоровьесберегающих средств на уроках 14
Глава 2.Методические разработки занятий с применением здоровьесберегающих технологий. 18
2.1. Организация учебного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий 18
2.2. Рекомендации по совершенствованию проведенных уроков 23
Заключение 28
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая!!!!.docx

— 69.52 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Принципы применения здоровьесберегающих технологий в образовании

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно  ориентированной педагогике и др.)[17, c. 47]. Её главная отличительная особенность — приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса. Это определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за результаты обучения школьников (Приложение 4).

Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья учащихся и  педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и формирование и укрепление здоровья школьников, воспитание у них и у их учителей культуры здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Приведенный далее перечень принципов здоровьесберегающей  педагогики нельзя считать исчерпывающим  — любая систематика имеет  признаки субъективизма, пристрастий  её автора. Перечень не иерархизирован, в нем не отдается предпочтения каким-то отдельным принципам, ведь несоблюдение любого принципа нанесет ущерб проводимой работе в целом, иногда и сведет на нет её здоровьесберегающий эффект. И все же один принцип целесообразней поставить на первое место, так как его несоблюдение не только сделает всю работу неэффективной, но и полностью дискредитирует её (Приложение 5).

  1. Принцип ненанесения вреда. Одинаково важен и для медиков, и для педагогов, и для родителей. На его соблюдении строятся профессиональная этика любой профессии, основы педагогики и дидактики. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что все происходящее в образовательном учреждении — от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. — должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Заключение «Не вредит здоровью» должно быть разрешающим для любого мероприятия, а заключение «Полезно для здоровья» — давать зеленый свет соответствующим проектам и предложениям [15, c.31]. Реализация данного принципа невозможна без проведения мониторинга здоровья учащихся — физического, психологического, духовно-нравственного.
  2. Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в образовательных учреждениях не от случая к случаю и по предписанию СЭС, как часто бывает, а каждый день и на каждом уроке. Причем обязателен учет того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе.
  3. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Связь главной задачи школы — образовательной с заботой о здоровье учащихся проявляется на двух уровнях: содержательном и процессуальном. Первый определяется включением вопросов здоровья в содержание учебных программ; второй — обеспечением здоровьесберегающего характера (результата) проведения процесса обучения. В решении главной задачи на обоих уровнях принципиально важны заинтересованность и ответственность учащегося [23, c.18]. Это его, школьника, задача состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача же учителя— максимальное содействие ему в этом стремлении. То же и на процессуальном уровне: не только педагоги обязаны обеспечивать здоровьесберегающие условия образовательного процесса — сам школьник должен помогать им в решении этой общей (и более важной лично для него) задачи. Иначе из субъекта образовательного процесса учащийся превращается в его объект — некий сосуд, который требуется наполнить знаниями, придать ему определенный вид и при этом уберечь от разрушающих воздействий, царапин и т.д. Сосуд, который, когда он не нужен, можно поставить в темный уголок или хранить на складе. Школьник должен быть сам заинтересован в том, чтобы процесс обучения осуществлялся эффективно, качественно. Во-первых, это определит более высокие оценки и связанные с этим поощрения — и внешние (от сверстников, учителей, родителей), и внутренние (самоуважение); во-вторых, позволит меньше напрягаться, переживать, переутомляться, обеспечит больше свободного времени; в третьих, поможет сберечь своё здоровье, хотя об этом большинство детей думают редко или в последнюю очередь. Поэтому без воспитания у учащегося ответственности за свое здоровье и предоставления ему возможностей воспользоваться своими правами и обязанностями реализация здоровьесберегающих программ обречена на неудачу.
  4. Принцип триединого представления о здоровье обусловливает необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. как к единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья. При его несоблюдении всё внимание обращается на физическое здоровье с возложением ответственности за его сохранение на врача, физиолога, учителя физкультуры. При этом другие стороны здоровья как единого целого — душевное, духовно-нравственное — остаются за рамками рассмотрения и оценки. В здоровьесберегающей деятельности школы эта методологическая ошибка не только снижает эффективность проводимой работы, но и дезориентирует её исполнителей (Приложение 6).
  5. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Речь идет об уровне и содержании программ, терминологии, решаемых задачах, формах и методах преподавания и т.д. Традиционная для педагогики проблема: что и как преподавать, чтобы, с одной стороны, учебный материал не был слишком сложен для учащихся, а с другой — способствовал бы их развитию[16, c.48]. При рассмотрении этой проблемы в аспекте охраны здоровья учащихся основное внимание обычно обращают на риск перегрузок, развитие состояния утомления от сложности изучаемого материала и слишком высокий темп учебной работы, на формирование дистресса, фрустрации от постоянного ощущения неуспеха. Комплексный междисциплинарный подход — основа эффективной работы по охране здоровья человека. Только тесное, согласованное взаимодействие педагогов, психологов и врачей является условием достижения намеченных результатов здоровьесберегающих программ. Необходимы жесткие требования к уровню профессионализма педагогов, занимающихся вопросами здоровья учащихся.
  6. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями) — один из важнейших общепедагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики [25, c.62]. Неблагоприятное воздействие на здоровье и психическое развитие детей оказывает преобладание запретов, порицаний, неодобрений и т.д., превалирующих как в профессиональной, так и в родительской педагогике. Привычка учителя (а дома родителя) фиксировать внимание ребенка преимущественно на недостатках, ошибках, ограничениях и т.д. формирует психологически ущербную личность, с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не способную ставить настоящих целей и добиваться их достижения. А это признак психологического нездоровья.
  7. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий. В соответствии с охранительной стратегией следует оберегать человека от всех (по возможности) вредных воздействий. Тренирующая стратегия построена на стремлении повысить адаптационные возможности человека, наилучшим образом подготовить его к встрече с нежелательными, опасными для здоровья воздействиями [9, c.28]. Стимулировать процессы развития личности, формирования, укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма на таком уровне напряжения сил и возможностей, при котором проявление заботы о перспективах развития и жизнедеятельности организма не вступает в противоречие с заботой об актуальном состоянии и здоровье человека, — вот суть принципа сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
  8. Принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье как частный случай ответственности за свое поведение, свою жизнь.
  9. Принцип контроля за результатами, основанный на получении обратной связи, должен быть реализован в работе как всей школы (проведение диагностики, мониторинга здоровья), так и каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии.

Таким образом, в школе должны быть решены следующие проблемы, связанные со здоровьем учащихся:

  • снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;
  • организация физической активности учащихся, профилактика;
  • организация правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;
  • предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней);
  • охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);
  • формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;
  • организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.  

 

1.3. Особенности использования здоровьесберегающих средств на уроках.

        Для  достижения целей здоровьесбережения в процессе обучения применяются следующие группы средств:

  • средства двигательной направленности;
  • оздоровительные силы природы;
  • гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления. К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя», гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально - организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др. (Приложение 7).

 Использование оздоровительных  сил природы оказывает существенное  влияние на достижение целей  здоровьесберегающих образовательных технологий обучения [16, c.49]. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Учет влияния метеорологических  условий (солнечное излучение, воздействие  температуры воздуха и воды, изменение  атмосферного давления, движение и  ионизация воздуха и др.)  на  определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию перегрузок, усталости школьников и тому подобное (Приложение 8,9).

Как относительно самостоятельные  средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год – в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов – фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся [21, c.54].

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных  СанПиНами [3]; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ),  простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления (Приложение 10).

Несоблюдение гигиенических  требований к проведению занятий  снижает положительный эффект здоровьесберегающих  образовательных технологий обучения.

Одним из главных требований к использованию перечисленных  выше средств является их системное  и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; аудисопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно -теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

Таким образом, на уроках должны присутствовать следующие компоненты:

- Утренняя гимнастика;

- Динамические паузы;

- Чередование поз во время урока;

- Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока);

- Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.;

- Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности);

- Гармоничное сочетание обучения-воспитания-развития в учебной деятельности.

Глава 2. Методические разработки занятий с применением здоровьесберегающих технологий.

2.1. Организация учебного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий

Изучение экономики в старшей школе – это сложный многогранный процесс, где задействуются все мыслительные способности школьника. Память, воля, внимание, оперативное мышление и другие психические процессы развиваются и совершенствуются в процессе изучения экономики. Прежде всего, педагог перед началом своей работы должен поговорить с психологом  и классным руководителем об индивидуальных особенностях каждого обучающегося, чтобы выявить успеваемость, тип темперамента, возможные особенности характера, памяти, мышления и так далее, для того чтобы подобрать темп и уровень изучаемой программы.

Получение желаемого результата в условиях сокращения времени, отводимого на преподавание предмета, возможно только на основе применения рациональных и  эффективных методик, поэтому оптимизация  процесса обучения, повышение его  качества и эффективности становится первоочередной задачей и для  самого педагога. Поэтому, для более глубоко изучения материала по экономике можно использовать графический калькулятор, поскольку данное техническое средство является оперативным для решения сложных вычислительных задач, а также средством фиксации и визуализации этапов процесса решения. Это важно в условиях сохранения сил, времени и энергии школьников, ведь построение графиков, решение сложных вычислений должно изучаться и закрепляться на уроках математики (алгебры и геометрии) (Приложение 16) [25, c.72].

Очень важно разработать  уроки так, чтобы изученная тема вызвала интерес у каждого  школьника. Положительные эмоции являются неотъемлемой частью здорового образа жизни. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на школьника, чем наказание. При изучении экономики педагог хвалит учащегося за то, что он вспомнил понятия и термины предыдущих тем и дисциплин (междисциплинарные связи), умеет применять полученные знания на практике, способен приводить примеры из жизни. Это поощряет ученика прилагать усилия и дальше, так как изучать экономику – это всегда трата сил, умений и эмоций. От педагога зависит, какую эмоциональную атмосферу он создаст на уроке. Таким образом, поощряя школьника, педагог сохраняет и укрепляет не только физическое, но и эмоциональное здоровье учащегося.

Осуществление идеи организации  здоровьесберегающего учебно-воспитательного  процесса приводит к необходимости  использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть  на уроке 45 минут достаточно сложно даже старшекласснику, особенно на уроках экономики. Поэтому очень важно, чтобы на каждом уроке присутствовали физкультминутки, особенно хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.  Физкультминутки на уроках обеспечивают отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности. Ведь перерыв в работе необходим для отдыха зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц кистей. Также физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. Их необходимо  применять на всех уроках, особенно на тех, которые вызывают утомление и сложны для освоения.

На интерактивных уроках, где школьники работают с компьютерами необходимо включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – «Раскрашивание». Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Также всем известная игра «Муха» помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении (Приложение 14).

На уроках, где дети пишут  конспект, контрольную работу или  эссе необходимо, чтобы присутствовали упражнения на релаксацию. Учитывая тот факт, что подростковый возраст является одним из критических возрастов, во время которого возникает наибольшая вероятность переживания чувств тревоги и волнения, необходимо искать способы уменьшения эмоциональной напряженности подростков. Релаксация устраняет страх и может быть рекомендована для устранения эмоциональной напряженности, чувства тревоги, психогенного беспокойства и т. д. Например, игра «Роняем руки» расслабляет мышцы всего корпуса. Школьники поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется (Приложение 17).Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь, школьники постепенно становятся более внимательными и терпеливыми. Такая системная работа позволяет организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

Информация о работе Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по экономике