Применение словесных методов обучения на уроках по предмету профессионального цикла в УНПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении применения словесных методов обучения на уроках по предмету профессионального цикла в УНПО.
Объектом исследования является образовательный процесс в системе УНПО.
Предметом исследования является использование словесных методов на уроках по предмету профессионального цикла в УНПО.
Представленная цель исследования была раскрыта путем поэтапного решения следующих задач: 1. Дать характеристику ключевым понятиям исследования. 2. Охарактеризовать особенности методов производственного обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
Глава 1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ………4
1.1 Характеристика ключевых понятий исследования
1.2 Особенности методов профессионального обучения
Глава 2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ…….…………………………………………….10
2.1 Основные типы уроков и их особенности ………………………
2.2 Использование словесных методов на уроках изобразительного искусства в УНПО ……………………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Шарипова Файруза.docx

— 71.88 Кб (Скачать файл)

Исследовательский метод применяется, как правило, в том случае, когда обучающиеся уже научены приемам интеллектуальной деятельности, знакомы с содержанием теоретического материала и сталкивались с проблемой на производственном обучении. Учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по конкретной проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Авторы предложенной классификации  считают, что она обеспечивает постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их самостоятельность. От преподносящих методов — к методам, предполагающим взаимные действия мастера и учащихся, и, наконец, к обучающим методам самостоятельной работы.

Следует еще раз подчеркнуть  важное обстоятельство: выбор конкретных методов (а более правильно —  их сочетаний) должен быть обусловлен целями данного урока, особенностями  содержания темы, возможностями преподавателя и уровнем развития группы, да и самими условиями обучения. Мастер должен понимать, что система методов производственного обучения и каждый метод в отдельности видоизменяются по мере развития науки, техники и характера труда.

В профессиональном обучении методы могут быть конкретизированы по трем технологическим группам: словесные, наглядные и практические.

Каждая из названных групп имеет  свои функциональные отличия и характерную дидактическую нагрузку. Кроме того, существуют четкие, выработанные практикой рекомендации по особенностям методики их применения в профессиональном обучении. Для определения рациональности их сочетания необходимо знать дидактические особенности каждой группы и методические аспекты их использования.

Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них и методики их применения. Прежде всего следует отметить богатство содержания, которое можно передать живой речью. Преподаватель (мастер), рассказывая учащимся о достаточно сложных технических понятиях, может использовать весьма доступные, яркие образы и аналогии [1].

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы, указать пути их решения. Они способствуют развитию абстрактного мышления. В дидактике принято выделять три вида словесных методов: рассказ и объяснение, инструктаж и беседа, письменное инструктирование.                         Но практика говорит об огромном количестве вариантов, оттенков внутри этих классических методов, причем каждый предмет вносит свой вклад в это разнообразие [4].

Применение словесных методов  предполагает соблюдение ряда непременных  условий; педагог-профессионал должен их знать и освоить.

1. Дикция, темп и четкость речи  очень важны для восприятия  учащимися материала. Ясно произносимые  термины, сопровождающиеся паузами для осмысливания; словесные описания, данные в таком темпе, что они понимаются и запоминаются, — все это обычные методические условия устного изложения. Верно найденная интонация, выделение (при необходимости) омонимов и омофонов (слов, совпадающих с другими по звучанию), правильные ударения — это также обязательные требования. Будущему педагогу необходимо избавляться от слов-паразитов, «экания» и других речевых «перлов», к сожалению, присутствующих у многих.

2. Необходимо избегать местных  диалектов и макаронизма (так  называют шуточное пересыпание  речи иностранными словами). Оговоримся: шутка на занятиях, при объяснении  — желанная гостья, но она должна быть увязана с возрастом аудитории, тактичной и уместной. Слова, которые употребляет мастер при объяснении, должны учитывать интеллектуальные возможности учеников, быть для них понятными и однозначными.

Стоит весьма осторожно, взыскательно относиться к профессиональному жаргону (арго). Если мастер употребит выражение «колумбик», принятое у старых производственников, то и его ученики станут повторять вместо общепринятого «штангенциркуль» название когда-то существовавшей фирмы «Колумбус», действительно их выпускавшей.

3. Очень важно уяснить, что пользоваться словесными методами надо дозировано. Если учащиеся должны что-то внимательно рассмотреть (плакат или проекцию слайда), то обязательное заполнение при этом паузы речью мастера не оправданно. Можно привлечь внимание к какому-то элементу, но, пока он рассматривается, длинная череда слов не будет воспринята обучаемыми: объяснение уместнее, когда образ уже усвоен зрительно. Соединение слова  с показом должно быть заранее тщательно продумано.

4. Успех словесного изложения во многом зависит от эмоциональности. Безразличие рассказчика явственно ощущается аудиторией и передается ей. Наоборот, когда учащиеся видят и понимают, как неравнодушен сам педагог, как он искренне хочет, чтобы излагаемый материал был воспринят, какие интересные факты при этом он старается подобрать, как интеллектуально пытается обогатить своих учеников, все это работает на результат. Самое сложное, однако, в том, что нельзя «сыграть» в эмоциональность, невозможно искренность подменить активностью. Это разгадывается в любой по возрасту аудитории практически безошибочно и так же безотказно «компенсируется» равнодушием слушающих. Вот почему мастеру так важно знать, как отзывается его слово в душах и умах его учеников [1].

В рамках нашего исследования целесообразно  дать характеристику основным видам словесных методов.

Применение  словесных методов и методических приемов воздействия словом способствует полноценному усвоению учащимся производственно-технических знаний, развитию у них способности правильно воспринимать и осмысливать окружающую производственную действительность. Преподаватель пользуется живым словом. Применяет любой метод производственного обучения; таких методах, как рассказ и объяснение живое слово, монологическая устная речь составляют основу.

Рассказ, как словесный метод  представляет собой изложение в  форме повествования и описания свойств и признаков труда, а  также их изменений в ходе технологических  процессов. Для эффективности рассказа возможно применение приёмов, поддерживающих внимание обучаемых: записи в тетрадях, выполнение схем, чертежей, графиков. При  этом желательно, чтобы записи выполнялись  учащимся не под диктовку, а самостоятельно. Во время рассказа возможно использование  наглядных пособий, учащимся могут задавать вопросы для проверки понимания, ими сообщаемого материала.

Объяснение - это изложение, имеющее  характер рассуждений и доказательств, обоснований тех или иных признаков, свойств предметов, а также явлений и процессов.

В ходе объяснения особенностей трудовой операции мастер дает анализ ее состава  и структуры. Обосновывает назначение и способы выполнения отдельных  приемов, сравнивает изучаемую операцию с уже известными учащимися. Связывает  новое с имеющимися у них опытом. При этом объясняется особенности той или иной операции. Правила безопасности труда. Характер использования оборудования и другие вопросы, относящиеся непосредственно к практической деятельности учащихся.

Инструктаж - важнейшая форма методического руководства обучением в УНПО. В инструктаже сочетается различные методы обучения, но преобладает словесное изложение в виде объяснения, указаний и предостережений от ошибочных действий, вместе с тем широкого применяются показ приемов и средств наглядности. Инструктаж проводится как правило, для тех учащихся, которые уже имеют первоначальные знаний и навыки. Преподаватель инструктирует учащихся для того, чтобы дать указания, как использовать имеющийся у них опыт и зеваний в новых связях и сочетаниях, обычно приближающихся к производственным условиям. Инструктаж должен иметь указания о возможных неполадках в работе оборудования, ошибках в выполнении действий, нарушениях правил технической эксплуатации, правил безопасности труда.

По мере обучения инструктаж становиться  основной формой методического руководства  учащимся со стороны мастера и  становится все более кратким: даются лишь основные указания, все большее  значение приобретает письменный инструктаж, т.е. письменные инструкции, побуждающие  учащихся к самостоятельному принятию решений. При использовании в ходе инструктажа приемов показа и демонстрации, не следует злоупотреблять наглядностью, чтобы инструктаж не превратился в занимательное зрелище.

Беседа - как самостоятельный метод обучения, применяется очень широко. Беседа позволяет научить учащихся правильно применять их знания и практический опыт, предоставляет большие возможности для развития внимания, любознательности, интереса к учебе. Условно различают 3 вида бесед. Беседы по изучению нового материала. В таких беседах мастер, опираясь на знания, практический опыт и наблюдение учащихся подводит их к пониманию нового, к самостоятельным правильным выводам и обобщениям. Все основные положения мастер формулирует сам, но иногда они достаточно полно и правильно могут быть сформулированы в ответах учащихся, что обеспечивает не только усвоение новых знаний, но и способность самостоятельного решения производственно - технических задач. В беседах, проводимых для обобщающих повторений, решаются вопросы закрепления, углубления и систематизации знаний учащихся по определенной теме. По наиболее сложным вопросам специальные беседы проводятся для текущего повторения.

Третий вид беседы, проводимый для  проверки знаний учащихся, используется при контроле и оценке результатов  производственного обучения. Такие  беседы целесообразно проводить  в развернутой форме, когда все  учащиеся вовлекаются в работу, задавая  вопросы отвечающему. Исправляя и добавляя его ответы. Беседы всех видов должны отвечать таким требованиям, как правильная организация вызов учащихся, побуждение учащихся к активному участию в обсуждении вопросов. Дифференцированный подход к более сильным, средним и отстающим учащимся при постановке вопросов соответствующей сложности.

Наиболее распространенный вид работы с печатным текстом в ходе выполнения практических заданий и работ. Особенно широкого распространены такие варианты письменного инструктирования, как инструкционные карты, карты - задания, информационные карты и т.д.

При разработке инструкционных материалов следует учитывать, что они не являются простой памяткой, а служат средством организации познавательной деятельности. При этом чисто текстовые, т.е. словесные инструкции лучше заменить картами со схематическими рисунком. Схемами, условными (кодовыми) обозначениями. Это не только сокращает размеры карт, но и способствует большой четкости в обозначении и запоминании последовательности действий.

Кроме письменных инструкций широко используются различные виды производственно - технической документации -чертежи, схемы. технические условия, технологические карты, инструкции по настройке наладке оборудования и т.д. В этом случае учащиеся должны уметь пользоваться дополнительной литературой, в частности техническими справочниками. В связи с этим необходимо объяснить правила пользования справочниками, показать, как находить в них требуемые данные. Как делать необходимые записи их расчеты по формулам и таблицам.

Следует шире использовать в производственном обучении домашнее задания в ходе подготовки к очередной теме или  для повторения в связи с предстоящими контрольными работами или экзаменам. При этом чтение книг и других пособий должно способствовать развитию умений отбирать необходимый материал[6].

Эффективность применения в процессе производственного обучения словесных  методов во многом зависит от умелого  владения мастером техникой речи. Из основных требований к речи мастера следует выделить следующие: литературная и техническая грамотность; логическая стройность;  образность, выразительность, наглядность; эмоциональность по форме и содержанию; живая разговорная манера, естественность и непринужденность; четкость и ясность произношения, «чистота речи»; умеренная мимика и жестикуляция; умелое владение голосом – тембр, интонация, высота;  оптимальная громкость и скорость; умение варьировать ими в ходе изложения; умелое использование пауз и смысловых акцентов; очевидным требованием к методам обучения является их доступность [2].

Путь обучения должен быть понятен  и приемлем для ученика, а способы  изучения учебного материала соответствовать  возрастным возможностям усвоения знаний. Задача учителей состоит в том, чтобы  не только овладеть всем богатством этих методов, но и научиться умело сочетать их с другими методами, находя в каждом конкретном случае наиболее рациональный вариант. Особое внимание надо уделить усилению воспитательного влияния словесных методов обучения. И дело не только в том, чтобы более полно отражать в содержании обучения с помощью словесных методов некоторые ведущие воспитательные идеи каждой темы учебного курса. Это обязательное требование к обучению. Вместе с тем необходимо повысить роль словесных методов в вооружении учащихся умениям аргументировать, доказывать, сопоставлять, противопоставлять факты, события, явления. Учительское слово должно нести большой заряд убедительности, аргументированности, доказательности, а не ограничиваться лишь простым информированием. Учительское слово должно быть более сильно окрашено эмоциями, личностным отношением к излагаемым проблемам. Все это будет способствовать усилению воспитательного влияния словесных методов обучения [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ПРИМЕНЕНИЯ СЛОВЕСНЫХ  МЕТОДОВ

2.1 Основные  типы уроков и их особенности

Урок является основной формой организации  учебной работы в учебных заведениях НПО. Однако уроки производственного  обучения имеют свою специфику, выражаемую рядом особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов.

Информация о работе Применение словесных методов обучения на уроках по предмету профессионального цикла в УНПО