Принципы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, переход от старого состояния к новому состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие личности - это процесс, описывающий происходящие в личности изменения;процесс проявления того, что в личности изначально присутствовало, было дано, и появления нового, того, чего в ней не было прежде. Воспитание-процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к общественной, культурной и производственной деятельности.

Содержание

Вопрос 1 .Воспитание – ведущий фактор развития личности.
1.1 Основные педагогические понятия ,содержание и классификация методов воспитания……......................…..……………...................................................................2
1.2. Методы формирования сознания личности…..............................………………….2
1.3. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения………….3
1.4. Методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности
Выводы по первому вопросу……………………………………………………………..4

Вопрос 2. Система принципов обучения.
2.1. Обоснование принципов обучения………………………………………………….5
2.2. Характеристика принципов обучения………………………………………………5
Выводы по второму вопросу……………………………………………………………..6

Вопрос 3. Сущность и структурные компоненты мировоззрения.
3.1.Сущность мировоззрения и его виды………………….……………………………..7
3.2. Структура мировоззрения…………………………………………………………….8
Выводы по третьему вопросу……………………..............................................................9
Список использованных источников………………………............................................. .10

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика контр.docx

— 51.69 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И  ТУРИЗМА

РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ

 

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по  педагогике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студентки III курса заочной формы обучения

факультета  ОФКиТ, группы 036

Соколовой Тамары Александровны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

Оглавление

Вопрос 1 .Воспитание – ведущий фактор развития личности.

1.1 Основные педагогические понятия ,содержание  и классификация методов воспитания……......................…..……………...................................................................2

1.2. Методы формирования  сознания личности…..............................………………….2

1.3. Методы организации  деятельности и формирования  опыта поведения………….3

1.4. Методы стимулирования  и мотивации поведения и деятельности

Выводы по первому  вопросу……………………………………………………………..4

 

Вопрос 2. Система принципов обучения.

2.1. Обоснование принципов  обучения………………………………………………….5

2.2. Характеристика  принципов обучения………………………………………………5

Выводы по второму вопросу……………………………………………………………..6

 

Вопрос 3. Сущность и структурные  компоненты мировоззрения.

3.1.Сущность мировоззрения и его виды………………….……………………………..7

3.2. Структура мировоззрения…………………………………………………………….8

Выводы по третьему вопросу……………………..............................................................9

Список использованных источников………………………............................................. .10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1 .Воспитание – ведущий  фактор развития личности.

1.1.Основные педагогические понятия ,содержание  и классификация методов воспитания.

Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, переход от старого состояния к новому состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие личности - это процесс, описывающий происходящие в личности изменения;процесс проявления того, что в личности изначально присутствовало, было дано, и появления нового, того, чего в ней не было прежде.

Воспитание-процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к общественной, культурной и производственной деятельности.

Формирование -процесс становления личности, оформления структуры ее бытия.

Образование - овладение обучающими научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, вследствие чего они приобретают определенный личностный облик и индивидуальное своеобразие.

Обучение-специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.

Содержание воспитания: «базовая культура личности», куда входят: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая культура; культура семейных отношений, культура жизненного самоопределения .(№1)

Методы воспитания: 1)методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа; увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

                                      2)методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

                                      3)методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности: соревнование, сюжетно-ролевые игры , поощрение, наказание.

 

1.2. Методы формирования сознания личности .

Основной задачей методов  этой группы является формирование убеждений, взглядов, стремлений воспитанников .

Лекция, рассказ, объяснение,инструктаж,доклад - это монологические формы. В каждой из этих форм требуется информативность, доступность и эмоциональность, убедительность.

Внушение – воздействие  на сознание человека с целью выработки  у него определенных установок. Эффективно при  высоком авторитете воспитателя.

Разъяснение может быть применено лишь в тех случаях, когда до воспитанника нужно донести смысл того или иного действия или поступка, объяснить его последствия, положительные и отрицательные стороны.

 Увещевание содержит в себе элементы разъяснения и внушения. Оно призвано вызвать в человеке чувства, эмоциональное отношение к поступкам, побудить желание действовать во благо себе и окружающим, соответствовать социальным и общественным канонам.

Этическая беседа – метод педагогического воздействия, в ходе которого обсуждаются, анализируются и оцениваются определенные действия, поступки, взгляды, убеждения, особенности поведения какого либо человека или группы людей. Целью этого метода воспитания является формирование и закрепление нравственных взглядов и убеждений.

Диспут – активное обсуждение специально подготовленных тем, принимающее форму спора. Целью диспута является формирование взглядов и убеждений, рождающихся в процессе аргументированного, логически построенного спора, столкновения противоположных точек зрения, выявления ошибочных мнений, обоснования и доказательств их ошибочности. (№2)

Пример – метод воспитания,основанный на психологической склонности людей к подражанию. Эффективность этого метода объясняется его прямым воздействием на сознание человека.Примером могут служить люди, окружающие человека в реальной жизни или герои книг, фильмов, знаменитые деятели разного рода.

1.3. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности детей, которая является источником воспитания в этой группе методов. (№3)

Педагогическое требование-предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражать как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия. По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания, Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников.

Общественное мнение —  это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности.

Приучение и упражнение содействуют  формированию устойчивых способов поведения, привычек. Приучение — это организация регулярного выполнения детьми действий ,превращая в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми и отражают сознательные установки личности. Приучение эффективно на ранних этапах развития.

Упражнение — многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности.

Воспитывающие ситуации —  это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом. Их функция — создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.

1.4. Методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности.                                      В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание.Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.(№7.с.337) 
Соревнование-вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности ,поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы. Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.         Сюжетно-ролевые игры направлены на создание соревновательных ситуаций, но игровых, вызывающих яркие эмоциональные переживания. Как правило, "участниками педагогического процесса" в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные персонажи.                                                                                                 Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.В нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Оно вызывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.                                                                                                          Наказание - это такое воздействие на личность, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения. Наказание корректирует поведение, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок

Выводы по первому вопросу.                                                                                                                 Особой проблемой является выбор методов воспитания. Не бывает методов хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным .Исходя из вышеизложенного делаем обобщение и вывод.Воспитание-это педагогический процесс,направленный  на формирование сознания личности,на организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения с учётом целей и актуальных задач воспитания, возрастных особенностей воспитуемых , с индивидуальным  и личностным подходом к воспитанникам ,взяв в расчёт их социальное окружение ,при сопровождении педагога,умеющим прогнозировать результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Система принципов  обучения.

2.1. Обоснование принципов  обучения  

Принцип (от лат. слова principium — основа, первоначало) — руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению и пр.

Дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.(№4) Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями. Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

  1. сознательности и активности;
  2. наглядности;
  3. систематичности и последовательности;
  4. прочности;
  5. научности;
  6. доступности;
  7. связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему  дидактических принципов.

 

2.2. Характеристика  принципов обучения.

Суть принципа сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера.

Суть принципа наглядности обусловлена тем,что образовательный процесс более успешен, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий,включено в овладение знаниями различных органов восприятия. К наглядным пособиям относятся: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели машин, муляжи, иллюстративные пособия (картины, рисунки, фотографии), графические пособия (диаграммы, графики, схемы, таблицы), различные технические средства (учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютеры).

Суть принципа систематичности и последовательности заключается в последовательном усвоении определенной системы знаний в разных областях науки, систематическом прохождении обучения.Обучение даётся легче,если в нём есть  система в содержании усваиваемых знаний,  систематическая работа по повторению и обобщению изучаемого материала.

Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в которой овладение системой знаний, умений, навыков достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Прочность обучения достигается  тогда, когда  совершается в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий,его более глубокое осмысление, проделывается  работа по его запоминанию, применению  знаний на практике, по их повторению и систематизации,проверка и оценка знаний.

Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования должно быть научным . Важно,чтобы учащиеся понимали, что все в этом мире подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе.                       Суть принципа доступности заключается в учете возрастных и индивидуальных особенностей  и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Принцип связи теории с практикой предусматривает использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации данного принципа является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.(№4)

 

Выводы по второму  вопросу.

Знание принципов  обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно  определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют  обучающим и обучаемым соблюдать  этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 3. Сущность и структурные  компоненты мировоззрения.

3.1.Сущность мировоззрения и его виды.

Информация о работе Принципы воспитания