Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:41, реферат
Существует два комплекса причин, обусловливающих возникновение у детей
отклонений в развитии — врожденные и приобретенные.
Врожденные аномалии являются следствием различных вредных влияний на
зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде — интоксикации, травм,
нарушений питания и т.п. Они также связаны с состоянием здоровья и образом
жизни беременной женщины. Так токсоплазмоз — инфекционное заболевание,
распространяемое домашними животными и птицами, перейдя на плод от больной
матери, может явиться причиной врожденной умственной отсталости ребенка,
поражения у него органов зрения и др.
1. Причины возникновения отклонений в развитии у детей
2. Где воспитываются и обучаются дети с отклонениями в развитии
3. Жизненные перспективы детей с отклонениями в развитии
4. Умственно отсталые дети
· Причины поражения коры головного мозга
· Дети–олигофрены
· Деменция
· Дебилы, имбецилы, идиоты
5. Принципы обучения детей с отклонениями развития
посещают школу общего назначения. Если дефект ребенка не является грубым, а
он умен и очень хочет учиться, если он систематически получает
квалифицированную коррекционно-направленную помощь со стороны взрослых и при
этом умеет пользоваться различными вспомогательными средствами (слуховой
аппарат, линзы и др.), то он чувствует себя среди нормально развивающихся
сверстников достаточно комфортно и является успевающим учеником. Конечно,
оставленный в обычной школе без всякой дополнительной помощи ребенок скоро
окажется в бедственном
Труднее всего приходится в школе общего назначения умственно отсталым детям.
Учебная программа оказывается для них слишком сложной, а темп ее прохождения
— чрезмерно быстрым. Даже при дополнительных занятиях с дефектологом они не
усваивают материал первого класса. Чем дальше, тем резче возрастают
сложности. Их обучение является формальным. Оно мало способствует продвижению
детей в общем развитии и коррекции дефекта.
Предоставленные самим себе умственно отсталые дети в обычной школе обучаться
не могут. Если они по каким-то причинам задерживаются в ней, то пользы
получают мало, но приобретают многие отрицательные личностные черты.
Некоторые дети с отклонениями в развитии вовсе не посещают школу, постоянно
живут в домашних условиях. Обычно к их числу относятся те дети, у которых
дефект выражен очень резко. Например, находящиеся в лежачем состоянии или
глубоко умствен-н6 отсталые (идиоты). Однако в ряде случаев родители
предпочитают воспитывать и обучать дома такого ребенка, который вполне мог бы
быть школьником.
Домашнее обучение несомненно имеет свои положительны» стороны. Прежде всего,
ребенок не лишается постоянных эмоциональных контактов с родителями и
близкими. Однако следует предусмотреть и организовать такие условия, при
которых он не будет изолирован от других детей и взрослых.
Наиболее распространенным недостатком домашнего воспитания и обучения
является то, что родители стремятся дать ребенку возможно больший объем
знаний, вместо того, чтобы вырабатывать у него умения и навыки социально-
бытового и специфически трудового плана Однобокость обучения приводит к тому,
что ребенок оказывается не приспособленным
к элементарному
к выполнению жизненно необходимых действий, т.е. становится беспомощным
ожидающим постоянной помощи.
Жизненные перспективы детей с отклонениями в развитии
Перспективы развития, получения дальнейшего образования возможности
социально-трудовой адаптации выпускников специальных школ весьма различны.
Они зависят от многих причин. К их числу относятся характер и тяжесть
дефекта, наличие дополнительных отклонений, а также индивидуальные
особенности и способности под ростка, организация его обучения и воспитания,
воздействие ближайшего социального окружения, главным образом семьи и
родственников. В настоящее время существенное значение приобретает
неблагоприятная обстановка, складывающаяся вокруг подростка -безработица,
наличие криминогенных структур, распространение алкоголизма, наркомании и др.
Все это осложняет реализацию положительных жизненных перспектив.
Часть выпускников школ для детей с нарушениями зрения и слуха, с общим
недоразвитием речи или с заиканием, с задержкой психического развития, с
нарушением опорно-
Впрочем, применить полученные знания им бывает потом нелегко, поскольку нужно
успешно выдержать конкурс с нормально развивающимися сверстниками получившими
те же специальности. Так что часто вне зависимости от образования выпускников
с помощью родителей, знакомых или школы устраивают на любые работы. Однако
тот факт, что они стремятся работать, а не жить на пенсии или попрошайничать,
уж говорит сам за себя. Что касается умственно отсталых, то некоторые,
наиболее сохранные в плане мыслительной, деятельности и моторики молодые люди
поступают в специальные ПТУ, готовящие рабочих по несложным специальностям,
или в специальные группы при ПТУ, или проходят курсы ученичества на различных
предприятиях, а затем трудоустраиваются. Большинство работает на различных,
преимущественно неквалифицированных работах на предприятиях или в сельском
хозяйстве.
Выпускники, страдающие сложными дефектами, окончив школу, учатся в единичных
случаях. Однако имеются отдельные примеры того, что слепоглухие лица получают
высшее образование, даже защищают кандидатские диссертации и становятся
научными работниками (О.И. Скороходова, А. Суворов и др.).
Итак, большая часть выпускников специальных школ и классов трудятся без
продолжения образования. Эти люди работают в различных отраслях народною
хозяйства — на фабриках, заводах, в мастерских, в цехах специальных
предприятий, частных фирмах, на собственных земельных участках и др.
Некоторые молодые люди со сниженным зрением поют в хорах, в том числе и в
церковных.
Многие повышают свою квалификацию в процессе труда, достигая при этом
значительных успехов.
Более грустные перспективы у глубоко умственно отсталых юношей и тех, кто
страдает сложными дефектами. Они живут и посильно трудятся в учреждениях,
организованных Министерством социальной защиты или находятся на обеспечении
своих родственников.
Подводя общий итог наблюдениям и ряду исследований, можно заключить, что
многие дети с отклонениями в развитии, вырастая, адаптируются социально. Одни
из них живут в семьях, проявляя заботу и внимание к своим близким. Другие —
создают собственные семьи, воспитывают
детей. Большинство стремится
посильную работу, которая дает им возможность чувствовать себя полезными и
нужными людьми, социально самоутвердиться. Напряженная коррекционно-
воспитательная работа, осуществляемая в специальных школах, дает
положительные результаты, хотя, конечно, имеют место и неблагополучные
случаи.
Умственно отсталые дети
Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от
общей детской популяции) составляют умственно отсталые дети, у которых
имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся
в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы
ребенка. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью,
захватывают многие участки коры головного мозга этих детей, нарушая их
строение и функции.
Причины поражения коры головного мозга ребенка могут быть различны. Это
зависит от того патогенного (вредоносного) фактора, который вызвал поражение.
К таким факторам обычно относят: кислородную недостаточность мозга (в периоды
внутриутробного развития, родов или после рождения), травмы мозга (родовые,
внутричерепные кровоизлияния), воспаления мозга или мозговых оболочек,
различные токсические воздействия, вирусные инфекции, некоторые лекарственные
препараты, употреблявшиеся матерью во время беременности, хронический
алкоголизм родителей или их наркомания, особенно матери, некоторые
эндокринные заболевания, хромосомные нарушения, наследственные заболевания
без хромосомных нарушений и др. Определенную роль играют радиация и все
ухудшающиеся экологические
В настоящее время установлено, что среди всех детей, страдающих таким
отклонением в развитии, преобладают дети с генетическими формами умственной
отсталости — 75%. Из них 74,5% возникает внутриутробно, 17,1% — в
интернатальном периоде, т.е. во время родов, 8,4% случаев — в ранний период
жизни ребенка. Все генетические формы умственной отсталости относятся к числу
врожденных.
В последние годы все чаще можно услышать мнение о том, что не во всех случаях
умственной отсталости можно обнаружить поражение коры головного мозга
ребенка. Впрочем, вероятно и то, что наши диагностические средства
недостаточно совершенны, i:
Умственно отсталые — это весьма полиморфная группа, в которой преобладающее
большинство составляют дети-олигофрены (от греческого oligos — малоумный).
У этих детей поражение мозговых систем возникает на ранних этапах развития:
или во внутриутробном (пренатальном), или в постнатальном периоде, т.е. при
рождении или в первые три года жизни ребенка, т.е. до полного становления
речи. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный
(остаточный), непрогредиентный (не усугубляющийся) характер. Ребенок-
олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое
состояние ребенка, при котором
наблюдается стойкое
психики.
Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов
проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они
способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с
резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого
происходят и количественные, и качественные изменения всей психической
деятельности ребенка.
Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже
сформировалась, встречается относительно редко. Одной из ее разновидностей
является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при
деменции необратим, т.к. происходит прогрессирование заболевания, которое
иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи,
когда имеющаяся у ребенка умственная отсталость сопровождается текущим
психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной
дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.
Остановимся несколько подробнее на клинической характеристике детей-
олигофренов, поскольку это самая представительная группа умственно отсталых
детей. Все они существенно
отечественной дефектологии их обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы,
идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они
являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ
для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной
отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях
или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где
находятся пожизненно.
Дети с органическими
обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают
энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных
процессов, отсутствие интереса к
окружающему и поэтому
со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте
часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками.
Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют
правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и
образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может
сохраняться вплоть до поступления в школу.
Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и
фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между
предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому
дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для
нормально развивающегося ребенка. Он чаще всего не предпринимает попыток
тактильно-двигательного
хватанием и позднее, в дошкольном возрасте, затрудняется в определении на
ощупь формы и величины предмета. Большинство умственно отсталых детей в
раннем возрасте имеет недоразвитие моторики и зрительно-двигательной
координации. Движения рук у них неловкие, недостаточно согласованные, часто
едущая рука не выделяется. Многие дети не могут действовать одновременно
двумя руками сразу. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации
приводит к тому, что ребенок
промахивается при попытке
неверно определяет направление, не может проследить зрительно за движениями
руки.
У умственно отсталых детей-дошкольников, лишенных специального коррекционно-
направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических
для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования,
элементарного бытового труда.
Умственно отсталый ребенок проявляет крайне, слабый интерес к окружающему,
долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими
манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети
активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые
дошкольник я только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-
игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине
Информация о работе Принципы обучения детей с отклонениями развития