Принципы обучения детей с отклонениями развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:41, реферат

Краткое описание

Существует два комплекса причин, обусловливающих возникновение у детей
отклонений в развитии — врожденные и приобретенные.
Врожденные аномалии являются следствием различных вредных влияний на
зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде — интоксикации, травм,
нарушений питания и т.п. Они также связаны с состоянием здоровья и образом
жизни беременной женщины. Так токсоплазмоз — инфекционное заболевание,
распространяемое домашними животными и птицами, перейдя на плод от больной
матери, может явиться причиной врожденной умственной отсталости ребенка,
поражения у него органов зрения и др.

Содержание

1. Причины возникновения отклонений в развитии у детей
2. Где воспитываются и обучаются дети с отклонениями в развитии
3. Жизненные перспективы детей с отклонениями в развитии
4. Умственно отсталые дети
· Причины поражения коры головного мозга
· Дети–олигофрены
· Деменция
· Дебилы, имбецилы, идиоты
5. Принципы обучения детей с отклонениями развития

Вложенные файлы: 1 файл

умственно отсталые дети.docx

— 47.92 Кб (Скачать файл)

дошкольного возраста.

У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский

сад, не имеющих дома контактов  со специалистами-дефектологами или  заботливыми

и разумными родителями, графическая  деятельность до конца дошкольного

возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического

черкания.

Одним из условий, необходимых для  процесса познания, является способность

ребенка быть внимательным при выполнении заданий и какой-либо деятельности. У

умственно отсталых детей в большой, степени страдает произвольное внимание.

Невозможным оказывается для них  сколько-нибудь длительно концентрировать

внимание, одновременно выполнять  разные виды деятельности.

Преддошкольный и дошкольный возраст  — это период чувственного познания

окружающей среды, которое у  умственно отсталых детей без  специального

коррекционного воздействия развивается  медленно. Сенсорное развитие у этой

категории детей значительно отстает  по срокам формирования. Они действуют

либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным

способом, не адекватным в новой  ситуации. Восприятие олигофренов

характеризуется недифференцированностью, узостью. Сложным для них является

восприятие картин. У детей-олигофренов  отмечается грубая неполноценность

представлений, что несомненно отрицательно сказывается на развитии их речи.

Зачастую имеющиеся у них  зрительные образы не соотносятся со словесными

обозначениями. Слово, наполненное  односторонним содержанием, понимается лишь

в определенных условиях и по отношению  к определенным пред-•метам. У всех

умственно отсталых детей наблюдаются  отклонения в речевой деятельности,

которые в той или иной мере поддаются  коррекции.

Развитие речевого (фонематического) слуха происходит у умственно  отсталых

детей с большим опозданием и  отклонениями. Вследствие этого у  них наблюдается

отсутствие или позднее появление  лепета. Для олигофренов характерна задержка

становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме)

понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования  ею.

У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5

годам. Словарь детей беден. Значения слов недостаточно дифференцированы.

Употребляемые ими предложения  примитивны по своей конструкции, с  большим

количеством аграмматизмов, пропусков. Умственно отсталые дети редко бывают

инициаторами беседы и испытывают огромные трудности в овладении

монологической речью.

У этой категории детей с отклонениями в развитии недостаточно сформирована

регулятивная функция речи. Они  неточно воспринимают указания взрослого  и

далеко не всегда действуют в  соответствии с этими указаниями даже в тех

случаях, когда хорошо их помнят.

Большие трудности возникают у  умственно отсталого ребенка  при решении задач,

требующих наглядно-образного мышления, т.е. действовать в уме, оперируя

образами представлений. Умственно  отсталые дошкольники часто воспринимают

изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются

действовать. Очень сложными для  таких детей являются простые  тексты,

содержащие причинные или временные  зависимости, требующие словесно-

логического мышления. Осуществляя  обобщение предметов или явлений, олигофрены

чаще всего основываются на несущественных, случайных признаках. Их обобщения

бывают слишком широкими по объему. Особенно затрудняет этих детей изменение

однажды выделенного принципа обобщения, объединение объектов по-новому. В

этом проявляется свойственная умственно отсталым патологическая инертность,

тугоподвижность нервных процессов  и стереотипность мышления.

Их память характеризуется малым  объемом, малой точностью и прочностью

запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети

обычно пользуются непроизвольным запоминанием, т.е. запоминают яркое,

необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них

значительно позднее — в конце  дошкольного, в начале школьного  периода жизни.

Существенные отклонения имеются  не только в познавательной деятельности, но и

в личностных проявлениях умственно  отсталых детей. У них отмечается слабость

развития волевых процессов. Эти  дети часто бывают безынициативны,

несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека.

Вместе с тем некоторые дети могут проявить настойчивость и

целеустремленность, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться

нужного результата.

Им свойственна эмоциональная  незрелость, недостаточная дифференцированность и

нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний  характер

проявлений радости, огорчения, веселья. Умственно отсталых дошкольников и

детей младшего школьного возраста затрудняет понимание мимики и жестов,

выразительных движений людей, изображенных на картинке. У этой категории

детей с отклонениями в развитии прослеживаются слабая выраженность и

кратковременность побуждений к деятельности. Самооценка и уровень притязаний

олигофренов чаще всего неадекватны. Дети склонны переоценивать свои

возможности.

Перечисленные особенности психической  деятельности свойственны не только

умственно отсталым детям. Многие из указанных черт отмечаются и у  других

категорий детей с отклонениями в развитии. Так, например, недоразвитие речи

обнаруживается у детей с  задержкой психического развития, со специфическими

речевыми дефектами, у слабослышащих, у педагогически запущенных, у  детей из

малокультурных двуязычных семей  и др. Недостач точная контактность ярко

выражена у аутичных детей, у  тех, у кого

снижено слуховое восприятие и др. Так что только наличие у ребенка  комплекса

своеобразных отклонений дает право  поставить вопрос о наличии у  него

умственной отсталости.

Для продвижения умственно отсталого  ребенка в общем развитии, в  усвоении им

знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно-

направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у  него

положительных возможностей. Для таких  детей у нас в стране созданы

специальные учебно-воспитательные учреждения: детские сады, школы, школы-

интернаты, классы коррекционно-развивающего обучения, где, как правило,

находятся дети с диагнозом олигофрения  в степени дебильности. Часть  детей

воспитывается и обучается в  домашних условиях, что требует огромного  труда и

больших материальных затрат.

В специальных детских учреждениях, которые посещают дети с легкой степенью

умственной отсталости, процесс  обучения ведется по специально разработанным

программам, методикам, учебникам, при  небольшой наполняемости групп  или

классов.

В детских садах содержание и  методы коррекционно-воспитательной работы

заключаются в проведении комплекса  мер, направленных на развитие ребенка, на

сглаживание недостатков психики  умственно отсталого ребенка, усугубляющих их

интеллектуальную, эмоционально-волевую, физическую и социальную

несостоятельность. Предусматривается  посильное овладение дошкольниками

основными видами деятельности (игрой, рисованием, конструированием,

элементарным самообслуживанием  и трудом), что создает предпосылки  для

перехода к учебной деятельности. Если ребенок живет и воспитывается  в

домашних условиях, то основные направления  коррекционной работы с ним должны

сохраняться и постоянно реализоваться  или родителями, или приглашенными  с

этой целью лицами.

Все умственно отсталые дети дошкольного  возраста имеют ярко выраженные

речевые недоразвития. В специальном  детском саду проводятся систематические

занятия с логопедом как фронтальные, так и индивидуальные. Приобретаемые

речевые навыки закрепляются на занятиях с педагогом и воспитателем.

Аналогичная работа должна осуществляться и в условиях домашнего воспитания

ребенка.

Ребенку легче продвигаться в общем  развитии, усваивать необходимые  умения и

навыки в том случае, если он физически здоров. В специальном  детском саду за

здоровьем воспитанников следит врач, который проводит постоянные наблюдения,

разнообразные осмотры, применяет  необходимые медикаментозные средства, дает

советы педагогам и воспитателям относительно особого режима дня  для некоторых

воспитанников. Не следует лишать детей, воспитывающихся дома, медицинского

обслуживания.

В специальных школах, школах-интернатах и классах, где учатся умственно  отсталые

дети, наряду с прохождением определенной:

программы по общеобразовательным  предметам (русскому языку, математике,

географии и т.п.), формированием  у них определенных умений и навыков,

существенное внимание уделяется  трудовой подготовке, а также ориентировке в

социально-бытовых проблемах. На каждом уроке обязательно ставятся и  решаются

конкретные коррекционные проблемы. Однако предусмотрены и специальные

занятия, имеющие коррекционную  направленность. Например, логопедические,

лечебная физкультура.

Овладев в условиях школы некоторыми профессиональными умениями и

определенными навыками труда, приобретя  интерес к выполняемой работе,

почувствовав свои возможности, увидев результаты своей деятельности ученики

начинают верить в свои силы. Закончив школьное обучение они могут социально

адаптироваться в обществе, в  самостоятельной жизни. Однако им нужны  для этого

благоприятные условия: здоровая обстановка в трудовом коллективе.

Воспитывая ребенка в семье, родителям следует задуматься о  его будущем. Если

предполагается, что он всю жизнь  пробудет только в семье, нигде не работая,

то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного  бытового

труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним

умственно отсталого ребенка.

Как уже говорилось, умственная отсталость может наступить в разные периоды

развития ребенка. В одних случаях, родители сразу же после рождения малыша

знают, что в семье появился ребенок  с отклонениями в развитии. Уже  с первых

дней жизни такой ребенок  и его родители должны получать квалифицированную

помощь и консультации врачей-специалистов. В других случаях сразу распознать

умственную отсталость бывает невозможно (особенно, при некоторых генетических

отклонениях). Тогда практически  только родители, в первую очередь  мать, могут

заметить, что ребенок имеет  какие-то отклонения. Матери следует  обратиться к

врачам (педиатру, невропатологу) и  рассказать им о тех особенностях, которые

она заметила у своего малыша. Чем  раньше такому ребенку будет поставлен

точный диагноз и с ним  начнут проводить коррекционную  работу, тем большего

продвижения в развитии умственно  отсталого ребенка можно достичь.

Одним из основных направлений коррекционной  работы с умственно отсталыми

дошкольниками и младшими школьниками  является формирование у них

положительного отношения к  контактам со взрослыми и сверстниками. Надо дать

ребенку почувствовать, что его  любят, ему рады, он не одинок. Родители должны

быть ласковы со своим ребенком, доброжелательны, терпеливы и, вместе с тем,

требовательны и строги, когда это  необходимо.

Очень важно для воспитания и  социализации умственно отсталого  ребенка

развивать у него культурно-гигиенические  навыки, навыки самообслуживания и

элементарного бытового труда. Надо хвалить  малыша, когда он старается быть

опрятным, и не ругать, а помогать, если навык по какой-то причине

утрачивается.

Занимаясь с умственно отсталым ребенком, родителям следует воспитывать  у него


Информация о работе Принципы обучения детей с отклонениями развития