Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:06, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.
В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:
1. Изучить теорию и практику приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.
2. Рассмотреть национальную культуру, как область воспитательных воздействий в ДОУ.
3.Изучить состояние работы в дошкольном образовательном учреждении по приобщению детей к истокам национальной культуры.
4. Анализировать полученные результаты.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Изучение проблемы приобщения детей к истокам национальной культуры
1.2 Национальная культура, как область воспитательных воздействий в ДОУ
1.3 Условия эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Организация исследования
2.2 Интерпретации результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
2. Использование фольклора
во всех его проявлениях (
3. Народные праздники
и традиции. Именно здесь фокусируются
тончайшие наблюдения за
4. Ознакомление детей
с народной декоративной
5. Знакомство с народными играми.
В играх удовлетворяется жажда действий, предоставляется возможность для работы ума и воображения, воспитывается умения преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и справедливость. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем. Поэтому народные игры также были введены в программу курса и дети знакомятся с ними на занятиях, во время физкультминуток.
Для успешного воспитания детей в национальных традициях необходимо реализации на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический годовой план работы) и конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.
Знакомство с данными материалами (национальными праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста. Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а может включаться в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) и т.д. Следует особое внимание уделять развитию речи детей, поскольку это обеспечивает развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан язык (сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов).
Таким образом, ребенок поставлен в условия, когда он незаметно для себя самого включается в процесс активного творчества. Такой подход вводит дошкольников в мир народной жизни (имитирует старинный народный быт); создает атмосферу игры, благодаря чему нравственные ценности усваиваются легко, непринужденно, но вместе с тем основательно; стимулирует практическую художественную деятельность детей, развивает их музыкальный слух, творческие способности, культуру и живость устной речи.
Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, А. Фролова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие:
-- общение с представителями разных национальностей;
-- устное народное творчество;
-- художественную литературу;
-- игру, народную игрушку и национальную куклу;
-- декоративно-прикладное искусство, живопись;
-- музыку;
-- этнические мини-музеи [25].
Таким образом, условиями эффективного приобщения дошкольников к истокам национальной культуры в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:
- взвешенный подход к
конструированию содержания
- определение базовых
направлений в работе с детьми,
раскрывающих окружение
- совместная деятельность
родителей и педагогов,
- использование разнообразных
технологий организации
Выводы по первой главе
Базовый процесс «вращивания»
ребенка в культуру в дошкольном
возрасте определяет изучение форм и
содержания родной культуры, помогает
ребенку-дошкольнику познать
Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.
В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
национальный воспитание дошкольный образовательный
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Организация исследования
Объект исследования - этнопедагогический аспект дошкольного образования.
Предмет исследования - приобщение дошкольников к истокам национальной культуры.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.
Гипотеза исследования: приобщение дошкольников к истокам национальной культуры в ДОУ будет эффективным, при условии систематической работы с детьми.
Методики исследования:
1. «Методика выбора»,
2. «Метод индивидуальной беседы», разработанная И.Б. Рябцевой.
3. «Метод творческих заданий», разработанная И.Б. Рябцевой.
База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Снегурочка» г. Альметьевска».
Выборка: 40 детей старшего дошкольного возраста (в экспериментальной и контрольной группе по 20 человек) 40 родителей и 20 педагогов.
Констатирующий этап исследования.
Цель: выявить особенности освоения детьми 5-6-го года жизни содержания элементов национальной культуры.
Задачами исследования являются
- осуществление выбора
необходимых методик для
- проведение эксперимента
для выявления освоения
Перейдя к практическому выполнению поставленных задач, мы выбрали необходимые методики диагностики:
1. «Методика выбора»,
Цель - выявить уровень интереса у детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре. Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 12 .
В результате диагностики выявляются следующие уровни интереса детей к национальной культуре:
высокий уровень - 12- 9 баллов;
средний уровень - 8 - 6 баллов;
низкий уровень - от 5 и менее.
2. «Метод индивидуальной
беседы», разработанная И.Б.
Цель - выявить представления детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре. Максимальное количество баллов, которое ребенок может получит по этой методики, равно 21.
В результате диагностики выявляются следующие уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре:
высокий уровень - 21- 18 баллов;
средний уровень - 17 - 12 баллов;
низкий уровень - от 11и менее.
3. «Метод творческих заданий», разработанная Рябцевой И.Б. (см. Приложение 3).
Цель - выявить уровень умений детей старшего дошкольного возраста отражать элементы национальной культуры в практической деятельности. Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить, равно 12.
В результате диагностики выявляются следующие уровень умений отражать элементы национальной культуры в практической деятельности:
высокий уровень - 12- 8 баллов;
средний уровень - 8 - 6 баллов;
низкий уровень - от 5 и менее.
При оценке интереса, представлений и умений отражать элементы национальной культуры в практической деятельности выбрали метод «Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК». В результате диагностики используется следующая шкала:
Высокий уровень - от 2,4 до 3 баллов - проявляют познавательный интерес к ознакомлению с национальной культурой; имеет четкие представления о культурном достоянии родного края; целостно отражают национальные черты, объекты в творческой деятельности.
Средний уровень - от 1,7 до 2,3 баллов - интерес к ознакомлению с национальной культурой проявляется наряду с другими интересами, интересуют наиболее яркие моменты; дети имеют дифференцированные представления о некоторых наиболее ярких национальных объектах; пытаются отразить их в действительности.
Низкий уровень - от 1 до 1,6
балла - интерес к ознакомлению с
национальной культурой явно отсутствует,
сформированы поверхностные элементарные
представления в области
В ходе исследования был изучен годовой план ДОУ №30 «Снегурочка» на 2011 - 2012 учебный год, где основными задачами является:
1. Физическое совершенствование
детей с целью развития
2. Приобщение дошкольников
к миру национальных культур
через художественно-
3. Взаимосвязь дошкольного
образовательного учреждения, семьи
и школы по формированию
В годовом плане запланировано проведение праздников « С?мбел?», выступление из опыта работы воспитателя на тему: «Использование средств фольклора в приобщение детей к национальной культуре». С целью ознакомления детей с элементами национальной одежды, сшиты костюмы куклам. Картотекам татарских народных и русских народных игр требуется дополнение. Очень мало татарских игр. Оформлен музейный уголок «Татарская изба», в котором есть изделия с вышивкой, татарским орнаментом (покрывала, наволочки, скатерти, занавески), посуда. Далее были изучены перспективные планы работ на 2011 - 2012 учебный год воспитателя татарского языка и музыкального руководителя. При планировании воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию любви к родному краю и всей стране учитывается приобретенный опыт, знания и впечатления в младших группах: проявление дружелюбия по отношению друг к другу, заботы о сверстниках - русских, татарских мальчиках и девочках, испытание радости от «встреч» и проводов полюбившихся национальных кукол. В плане работы с детьми материал концентрируется: «Родная природа», «Труд взрослых», «Родной город», «о дружбе ребят», «Праздник». В отборе материала по темам предусматривается углубление, учитывается принцип сезонности.
На занятиях по музыкальной
деятельности, следуя русской культурной
традиции, решаются не только эстетические
задачи (научить ребенка слушать
музыку, понимать ее язык, эмоционально
реагировать на ее изменения), но и
задачи развития музыкальных способностей
детей. Причем задачи овладения ритмическими,
интонационными, танцевальными навыками
и т. д. решаются одновременно, так
как музыкальный фольклор сочетает
в себе и танец, и пение, и игру
на музыкальных инструментах. Это
свою очередь активизирует внимание,
собранность, интеллектуальную и речевую
нагрузку. В группе имеется уголок
творчества, где дети в свободное
время могут рассмотреть
Информация о работе Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры