Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 17:32, курсовая работа
Для развития концепции социальной работы, воспитания и образования
в современных условиях определяющее значение имеют базовые принципы
взаимодействия личности, семьи и общества, принятые в соответствии с
Конвенцией о правах ребенка. В новой социально-правовой системе
приоритет перед обществом, перед профессиональными целями и
интересами отдается ребенку и семье, личностной активности и личностному
росту.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК………………………………………………………………………………………...7
1.1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………………………………...7
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………………………………..…………………………...19
1.3 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………...27
ГЛАВА II.ОПЫТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК……………………………………………………………………………………….37
2.1 ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК………………………………………………………….37
2.2 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ…………………………………………………46
2.3 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
компетентности родителей, населения в целом;
способствование разработке новых педагогических технологий,
учитывающих особенности состояния здоровья детей с ПШОП, ММД.
Координация деятельности медицинских и образовательных
учреждений по осуществлению комплексной психологической реабилитации
детей с ПШОП, ММД.
ГЛАВА 2.ОПЫТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
2.1 Изучение причин
социально-педагогической
среди мальчиков и девочек
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным
стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все
дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или
удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу,
растерянность, напряжение.
Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми,
они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут
вести себя развязно с учителями; дерзить, капризничать. Другие очень
скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают; когда к ним
обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.
У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к
игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.
У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается
сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться
температура, обостряться хронические заболевания.
Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными
отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается.
Наблюдения за первоклассниками показали, что психосоциальная адаптация
может проходить по-разному.
Значительная часть детей (50-60%) адаптируются в течение первых
двух-трех месяцев обучения. Другим детям (примерно 30%) требуется
больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до
конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не
сразу соглашаются выполнить требования учителя, часто выясняют
отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся,
капризничают, жалуются, плачут). У этих детей могут быть трудности в
усвоении учебных программ.
В каждом классе есть примерно 15% ребят, у которых к значительным
трудностям в учебной работе прибавляются трудности болезненной и
длительной (до одного года) адаптации. Они отличаются негативными
формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием
учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе
изгоями, что вызывает у них новую реакцию протеста, проявляющуюся в
дезадаптивном поведении. Это, в свою очередь, ведет к серьезным
последствиям для них, вплоть до невозможности получить полноценное
образование и найти свое место в жизни.
Выводы многих известных педагогов и психологов, результаты
современных исследований свидетельствуют о том, что истоками поступков
и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении,
игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в
дошкольном и младшем школьном возрасте. Эта линия отклоняющегося
поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и, при стечении
неблагоприятных обстоятельств, приводит в конечном итоге к стойкой
недисциплинированности и другим формам антиобщественного поведения в
подростковом возрасте.
Период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. В
зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния,
отрицательные установки в поведении детей могут носить поверхностный,
легко устранимый характер или укорениться и требовать длительного и
настойчивого перевоспитания.
Личность развивается формируясь. Формообразование личности
начинается в раннем детстве. Появление незаметных, но опасных
психологических новообразований, гипертрофия некоторых черт создают в
ранний период жизни предпосылки для деформации личности. Возникнув
как способ ответа ребенка на неблагоприятные социальные воздействия, эти
психологические новообразования постепенно обретают собственную логику
развития. Их становление продолжается и при отсутствии некогда вызвавших
их условий. Более того, сама личность начинает создавать среду,
способствующую доминированию отрицательных качеств в личностной
системе, приводящих к дальнейшему искажению «формы личности».
Особым, наиболее важным, по нашему мнению фактором, влияющим
на формирование школьной адаптации, особенно на первом году обучения,
является, прежде всего, межличностные отношения и психологический
климат в семье, тип преобладающего воспитания.
Методологической основой исследования являются фундаментальные
положения психологии о деятельностной сущности человека, отраженные в
трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.П. Рубинштейна, положения о
том, что личность формируется и проявляется в процессе деятельности, а
также труды Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты
позволяют определить основные направления деятельности учителей
начальных классов по оптимизации процесса адаптации школьников.
Под факторами адаптации в социально-психологической науке
понимаются причины, движущие силы данного процесса, определяющие его
характер. Наиболее распространено деление факторов на объективные и
субъективные (относящиеся к среде и личности адаптанта). Как правило,
объективные факторы рассматриваются исследователями в качестве внешних
условий психической адаптации. По результатам исследований Я.Л.
Коломинского и Е,.А. Панько позитивную роль в адаптации к школе играют
следующие факторы:
- благоприятная семейная микросреда, для которой характерно отсутствие
конфликтных ситуаций;
- правильные методы воспитания в семье;
- полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке
ребенка к школе;
- тесный контакт родителей с учителем;
- выполнение ребенком требований школьного режима.
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка,
меняющий в целом иерархию его притязаний на признание. Поступление в
школу - это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это
переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со
взрослыми. Меняются фактор места, социальные условия, определяющие
развитие и саму жизнь ребенка. Новое положение в обществе состоит в том,
что ребенок переходит от существования, свободного от постоянных
обязанностей, к обязательной, общественно значимой деятельности: он
обязан учиться. Теперь он подчинен системе строгих, обязательных для всех
школьных и связанных со школой общих социальных правил.
В школе между учеником и учителем складывается особый тип
взаимоотношений. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не
вызывает симпатию ребенка. Он - посредник знаний, в функции которого
входит передача достижений культуры, опыта человечества ребенку. Кроме
того, учитель является реальным носителем общественных требований к
ребенку как ученику. Совместное участие в учебной деятельности порождает
новый тип взаимоотношений: учитель спрашивает- ученик отвечает, )
учитель объясняет- ученик должен понять и выполнить; учитель оценивает-
ученик принимает как должное. При этом ребенок ориентирован на то, чтобы
соответствовать ожиданиям учителя и быть им признанным.
Школьник учится ответственно относиться к учебе, потому что он
вынужден подчиняться требованиям и правилам школьной жизни и
оправдывать ожидания его семьи.
Притязание на признание среди близких и учителей побуждает и
принуждает ребенка к развитию усидчивости, навыков самоконтроля и
самооценки. Младший школьник уже знает о своей принадлежности к тому
или иному полу. Он уже понимает, что это необратимо, и стремится
утвердить себя как мальчик или девочка. Мальчик знает, что он должен быть
смелым, не плакать, уступать дорогу всем взрослым и девочкам. Мальчик
присматривается к мужским профессиям. Он знает, что такое мужская
работа. Сам пытается что-то отпилить, что-то забить. Очень гордится, когда
эти его старания замечены и одобрены. Мальчики стараются вести себя, как
свойственно мужчинам.
Девочка знает, что она должна быть приветливой, доброй,
женственной, не драться, не плеваться, не лазать по заборам. Она
приобщается к домашней работе. Когда ее хвалят за то, что она рукодельница
и хозяюшка, она вспыхивает от удовольствия и смущения. Девочки
стремятся уподобиться женщинам.
В классе девочки и мальчики при общении друг с другом не забывают
о том, что они противоположны: когда учитель сажает мальчика и девочку за
одну парту, дети смущаются, особенно если окружающие сверстники
реагируют на это обстоятельство. В непосредственном общении у детей
можно наблюдать некое дистанцирование в связи с тем, что они «мальчики»
и «девочки». Однако младший школьный возраст является относительно
спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевых отношениях.
Развитый младший школьник знает доступные его разумению нормы
поведения. Эти знания усваиваются в практике общения со взрослыми,
сверстниками и детьми других возрастов. Ребенок знает обязанности и
понимает их значение, он может объяснить, почему, для чего и зачем нужно
вести себя тем или иным образом. Знание норм поведения само по себе еще
не обеспечивает нравственного развития личности. У ребенка в практике
общения со взрослыми и сверстниками должны сложиться привычки
правильного поведения. В привычке представлена эмоционально
переживаемая побудительная сила: когда ребенок действует, нарушая
привычное поведение, у него возникает чувство тревоги, ощущение
дискомфорта. Сформированные привычки обеспечивают то поведение,
которое мы и называем хорошим воспитанием. Школьник уже может быть
вежливым, приветливым и доброжелательным в своих проявлениях.
Понятие «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние
годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей
различного возраста в связи с обучением в школе.
В основе этих проблем лежит сложное взаимодействие
индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для
гармоничного развития, а пусковым механизмом формирования самих
проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие
предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям. К
числу факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка относят
следующие:
-несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям
обучения, ориентированным на средневозрастные нормы,
психофизиологическим
детей;
- несоответствие этим особенностям темпа учебной работы в гетерогенном классе;
Информация о работе Причины социально-педагогической дезадаптации среди мальчиков и девочек