Причины социально-педагогической дезадаптации среди мальчиков и девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Для развития концепции социальной работы, воспитания и образования
в современных условиях определяющее значение имеют базовые принципы
взаимодействия личности, семьи и общества, принятые в соответствии с
Конвенцией о правах ребенка. В новой социально-правовой системе
приоритет перед обществом, перед профессиональными целями и
интересами отдается ребенку и семье, личностной активности и личностному
росту.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК………………………………………………………………………………………...7
1.1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………………………………...7
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………………………………..…………………………...19
1.3 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК…………………………………...27
ГЛАВА II.ОПЫТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК……………………………………………………………………………………….37
2.1 ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК………………………………………………………….37
2.2 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ…………………………………………………46
2.3 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

дезадаптация среди мальчиков и девочек.docx

— 119.40 Кб (Скачать файл)

компетентности родителей, населения в целом;

способствование разработке новых педагогических технологий,

учитывающих особенности состояния здоровья детей с ПШОП, ММД.

Координация деятельности медицинских и образовательных

учреждений по осуществлению комплексной психологической реабилитации

детей с ПШОП, ММД.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ОПЫТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СРЕДИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

2.1 Изучение причин  социально-педагогической дезадаптации

среди мальчиков  и девочек

 

Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным

стрессом. Поступление в  школу вносит большие перемены в  его жизнь. Все

дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или

удивления по поводу всего  происходящего в школе, испытывают тревогу,

растерянность, напряжение.

Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми,

они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут

вести себя развязно с учителями; дерзить, капризничать. Другие очень

скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают; когда к ним

обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании  плачут.

У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к

игрушкам, играм, книгам для  очень маленьких детей.

У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается

сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться

температура, обостряться  хронические заболевания.

Конечно, не у всех детей  адаптация к школе протекает  с подобными

отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается.

Наблюдения за первоклассниками показали, что психосоциальная адаптация

может проходить по-разному.

Значительная часть детей (50-60%) адаптируются в течение первых

двух-трех месяцев обучения. Другим детям (примерно 30%) требуется

больше времени для  привыкания к новой школьной жизни. Они могут до

конца первого полугодия  предпочитать игровую деятельность учебной, не

сразу соглашаются выполнить  требования учителя, часто выясняют

отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся,

капризничают, жалуются, плачут). У этих детей могут быть трудности в

усвоении учебных программ.

В каждом классе есть примерно 15% ребят, у которых к значительным

трудностям в учебной  работе прибавляются трудности болезненной  и

длительной (до одного года) адаптации. Они отличаются негативными

формами поведения, устойчивыми  отрицательными эмоциями, нежеланием

учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе

изгоями, что вызывает у  них новую реакцию протеста, проявляющуюся в

дезадаптивном поведении. Это, в свою очередь, ведет к серьезным

последствиям для них,  вплоть до невозможности получить полноценное

образование и найти свое место в жизни.

Выводы многих известных  педагогов и психологов, результаты

современных исследований свидетельствуют  о том, что истоками поступков

и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении,

игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются  в

дошкольном и младшем школьном возрасте. Эта линия отклоняющегося

поведения нередко берет  свое начало в раннем детстве и, при  стечении

неблагоприятных обстоятельств, приводит в конечном итоге к стойкой

недисциплинированности  и другим формам антиобщественного  поведения в

подростковом возрасте.

Период раннего детства  в большей мере определяет будущее человека. В

зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния,

отрицательные установки в поведении детей могут носить поверхностный,

легко устранимый характер или укорениться и требовать  длительного и

настойчивого перевоспитания.

Личность развивается формируясь. Формообразование личности

начинается в раннем детстве. Появление незаметных, но опасных

психологических новообразований, гипертрофия некоторых черт создают  в

ранний период жизни предпосылки  для деформации личности. Возникнув

как способ ответа ребенка на неблагоприятные социальные воздействия, эти

психологические новообразования  постепенно обретают собственную логику

развития. Их становление  продолжается и при отсутствии некогда  вызвавших

их условий. Более того, сама личность начинает создавать среду,

способствующую доминированию отрицательных качеств в личностной

системе, приводящих к дальнейшему искажению «формы личности».

Особым, наиболее важным, по нашему мнению фактором, влияющим

на формирование школьной адаптации, особенно на первом году обучения,

является, прежде всего, межличностные  отношения и психологический

климат в семье, тип преобладающего воспитания.

Методологической основой  исследования являются фундаментальные

положения психологии о деятельностной сущности человека, отраженные в

трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.П. Рубинштейна, положения о

том, что личность формируется  и проявляется в процессе деятельности, а

также труды Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина.

Практическая значимость работы заключается в том, что  ее результаты

позволяют определить основные направления деятельности учителей

начальных классов по оптимизации процесса адаптации школьников.

Под факторами адаптации  в социально-психологической науке

понимаются причины, движущие силы данного процесса, определяющие его

характер. Наиболее распространено деление факторов на объективные и

субъективные (относящиеся  к среде и личности адаптанта). Как правило,

объективные факторы рассматриваются  исследователями в качестве внешних

условий психической адаптации. По результатам исследований Я.Л.

Коломинского и Е,.А. Панько позитивную роль в адаптации к школе играют

следующие факторы:

- благоприятная  семейная микросреда, для которой характерно отсутствие

конфликтных ситуаций;

- правильные методы воспитания в семье;

- полноценное общение  с ребенком, заинтересованность  в подготовке

ребенка к школе;

- тесный контакт родителей с учителем;

- выполнение ребенком  требований школьного режима.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка,

меняющий в целом иерархию его притязаний на признание. Поступление в

школу - это переход к  новому образу жизни и условиям деятельности, это

переход к новому положению  в обществе, новым взаимоотношениям со

взрослыми. Меняются фактор места, социальные условия, определяющие

развитие и саму жизнь ребенка. Новое положение в обществе состоит в том,

что ребенок переходит  от существования, свободного от постоянных

обязанностей, к обязательной, общественно значимой деятельности: он

обязан учиться. Теперь он подчинен системе строгих, обязательных для всех

школьных и связанных  со школой общих социальных правил.

В школе между учеником и учителем складывается особый тип

взаимоотношений. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не

вызывает симпатию ребенка. Он - посредник знаний, в функции  которого

входит передача достижений культуры, опыта человечества ребенку. Кроме

того, учитель является реальным носителем общественных требований к

ребенку как ученику. Совместное участие в учебной деятельности порождает

новый тип взаимоотношений: учитель спрашивает- ученик отвечает, )

учитель объясняет- ученик должен понять и выполнить; учитель оценивает-

ученик принимает как должное. При этом ребенок ориентирован на то, чтобы

соответствовать ожиданиям  учителя и быть им признанным.

Школьник учится ответственно относиться к учебе, потому что он

вынужден подчиняться требованиям и правилам школьной жизни и

оправдывать ожидания его  семьи.

Притязание на признание  среди близких и учителей побуждает  и

принуждает ребенка к  развитию усидчивости, навыков самоконтроля и

самооценки. Младший школьник уже знает о своей принадлежности к тому

или иному полу. Он уже  понимает, что это необратимо, и  стремится

утвердить себя как мальчик или девочка. Мальчик знает, что он должен быть

смелым, не плакать, уступать дорогу всем взрослым и девочкам. Мальчик

присматривается к мужским  профессиям. Он знает, что такое мужская

работа. Сам пытается что-то отпилить, что-то забить. Очень гордится, когда

эти его старания замечены и одобрены. Мальчики стараются вести  себя, как

свойственно мужчинам.

Девочка знает, что она должна быть приветливой, доброй,

женственной, не драться, не плеваться, не лазать по заборам. Она

приобщается к домашней работе. Когда ее хвалят за то, что она рукодельница

и хозяюшка, она вспыхивает от удовольствия и смущения.  Девочки

стремятся уподобиться женщинам.

В классе девочки и мальчики при общении друг с другом не забывают

о том, что они противоположны: когда учитель сажает мальчика и девочку за

одну парту, дети смущаются, особенно если окружающие сверстники

реагируют на это обстоятельство. В непосредственном общении у  детей

можно наблюдать некое  дистанцирование в связи с  тем, что они «мальчики»

и «девочки». Однако младший школьный возраст является относительно

спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевых отношениях.

Развитый младший школьник знает доступные его разумению нормы

поведения. Эти знания усваиваются в практике общения со взрослыми,

сверстниками и детьми других возрастов. Ребенок знает обязанности и

понимает их значение, он может объяснить, почему, для чего и зачем нужно

вести себя тем или иным образом. Знание норм поведения само по себе еще

не обеспечивает нравственного развития личности. У ребенка в практике

общения со взрослыми и сверстниками должны сложиться привычки

правильного поведения. В  привычке представлена эмоционально

переживаемая побудительная  сила: когда ребенок действует, нарушая

привычное поведение, у него возникает чувство тревоги, ощущение

дискомфорта. Сформированные привычки обеспечивают то поведение,

которое мы и называем хорошим воспитанием.  Школьник уже может быть

вежливым, приветливым и доброжелательным в своих проявлениях.

Понятие «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние

годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей

различного возраста в связи с обучением в школе.

В основе этих проблем лежит сложное взаимодействие

индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для

гармоничного развития, а  пусковым механизмом формирования самих

проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие

предъявляемых к ребенку  педагогических требований его возможностям. К

числу факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка относят

следующие:

-несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям

обучения, ориентированным на средневозрастные нормы,

психофизиологическим особенностям физически и психически ослабленных

детей;

- несоответствие этим особенностям темпа учебной работы в гетерогенном классе;

Информация о работе Причины социально-педагогической дезадаптации среди мальчиков и девочек