Причины эмоциональной депривации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье, - всегда нежелательное, противоестественное явление. В современных условиях, при низком уровне материальной обеспеченности большинства слоев нашего общества, в дома ребенка, детские дома, приюты и интернаты постоянно поступают дети, переходящие на попечение государства по воле их родителей. Среди воспитанников детских домов преобладают дети из семей, где родители лишены родительских прав. Это свидетельствует о низком нравственном уровне многих тысяч матерей и отцов, которые отказали своим детям в заботе и тепле.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

У других детей искаженные условия ранней социализации сопровождаются аморально-криминальным окружением с риском вовлечения в преступную деятельность, с формированием асоциальных личностных деформаций и устойчивыми формами делинквентной и далее криминальной активности.

Для воспитанников детских домов большое значение приобретает диагностика последствий материнской и социально-эмоциональной депривации. Разработка направлений работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей и подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях и неблагополучных семьях, — серьезная проблема, имеющая мультидисциплинарный характер и требующая повышенного внимания со стороны различных государственных, юридических и научных инстанций.

Высокий уровень тревожности и агрессивности у детей из детского дома дает основание для разработки психолого-педагогических программ, направленных на их снижение и организацию психотерапевтической работы.

Проведение этой работы затрудняют: отсутствие системного подхода, недостаточность психолого-педагогических знаний о природе школьной дезадаптации и нарушенного поведения и путей их предупреждения. Неправильное общение педагога с детьми-сиротами может привести к конфликтам, такое отношение может быть спровоцировано социально негативной установкой общества и незнанием особенностей детей с психическим недоразвитием. Неблагоприятное отношение со стороны педагога — серьезная помеха для адаптации ребенка к условиям детского дома, а также серьезная опасность для возникновения агрессивности, враждебности, стойких отклонений в поведении.

Основным путем оказания помощи дезадаптированным детям-сиротам с трудностями в обучении, общении, поведении должен быть путь последовательной социальной интеграции их в нормально развивающуюся среду сверстников.

В этом процессе должны быть взаимосвязаны и скоррегированы интересы ученика, учителя, школы и детского дома. Создание микросоциума, готового понять и принять проблемного ребенка, не может быть осуществлено без специально организованной помощи и поддержки. Для их организации необходимо внедрение в интернатные учреждения системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития каждого учащегося с момента начала поступления в детский дом. Это сопровождение предполагает комплексную диагностику проблем ребенка в динамике развития, составление индивидуальной программы, включающей не только коррекцию проблем учащегося, но и одновременную помощь учителю и воспитателю. В основу программы должны быть положены коррекция психических функций и эмоционально-личностной сферы ребенка, формирование самооценки, навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Указанные меры, несомненно, будут способствовать социализации ребенка-сироты, гармонизации его отношении с окружающей средой, что позволит снизить риск школьной дезадаптации и девиантного, и в первую очередь агрессивного, поведения воспитанников интернатных учреждений.4

 

 

 

Самооценка детей- сирот с легкой степенью умственной отсталости.

 

Один из важнейших факторов развития личности - адекватное формирование самооценки. Знание самооценок необходимо для понимания и управления развитием умственно отсталых лиц. Их самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, собственной деятельности и собственной оценки ее результатов.

Формирование повышенной самооценки у некоторых легко умственно отсталых лиц связано со снижением интеллекта, незрелости личности как псевдокомпенсация в ответ на низкую оценку окружающих.

По причине неустойчивости самооценки у умственно отсталых детей оценочная ситуация (опрос, контроль) может ее снизить. В этих случаях при выполнении заданий в сравнении с обычными условиями число ошибок у них увеличивается (Пинский Б. И.).

Несмотря на то что они усваивают нормы поведения, их ролевые функции в обществе ограничены. Они охватывают лишь ограниченное число общественных функций, плохо ориентируются в новой обстановке, а это затрудняет их адаптацию и делает неуверенными.5

Одним из основных показателей личностного роста ребенка, его адаптивных возможностей является сформированность самооценки. Способность ребенка правильно оценивать свои возможности в различных аспектах деятельности обеспечивает ему более высокую приспособляемость к требованиям окружающей среды, снижает риск внутриличностных и межличностных конфликтов. Известно, что самооценка ребенка формируется под влиянием оценки со стороны значимых взрослых из ближайшего окружения. Если ребенок воспитывается в семье, то на формирование его субъективной оценки, прежде всего, скажется оценка родителей, затем учителя. Для воспитанников детских домов наиболее значима оценка воспитателей и учителей. В исследовании воспитанников детских домов младшего школьного возраста изучалась самооценка успешности учебной деятельности и поведения.

Субъективная оценка ребенком своей учебы и поведения сопоставлялись с экспертной оценкой учителя и воспитателя, В результате сопоставления субъективной оценки с экспертной определялась ее адекватность или неадекватность.

Результаты исследования самооценки успешности учебы и поведения детей-сирот, проживающих в различных типах учреждений, рассматриваются в сравнительном плане. Кроме того, представлен возрастной аспект формирования самооценки как по всей выборке обследованных, так и по отдельным категориям детей-сирот.

 

 

Распределение обследованных детей-сирот

по характеру самооценки учебной деятельности

по годам обучения, %

 

 

Самооценка

учебы

Класс

1 (n=43)

2 (n=57)

3 (n=37)

4 (n=42)

Адекватная

47

38

27

45

 

Завышенная

44

54

69

51

Заниженная

9

8

4

4


 

 

Полученные результаты (таблица 17) свидетельствуют о неоднозначном характере формирования самооценки на данном этапе онтогенеза у обследованных детей-сирот. Так, в 1-ом классе около половины детей имеют адекватную самооценку, в то время как во 2-ом и 3-ем классах преобладают дети с неадекватной самооценкой, В 4 классе картина распределения детей по самооценке учебы приближается к первоклассникам. Следует отметить как отрицательный факт, что в четвертом классе преобладает количество детей с неадекватной самооценкой, что может быть одной из причин их школьной дезадаптации.

 

 

Распределение детей-сирот с различной самооценкой поведения в зависимости, %

 

 

Учреждения

Самооценка поведения

Адекватная

Завышенная

Заниженная

Общего типа

40

40

20

 

Для детей с нарушением интеллекта

47

43

10


 

 

Результаты, представленные в таблице 18 показывают, что для обследованного контингента детей-сирот в целом и для каждой отдельной категории воспитанников разных типов учреждений характерна тенденция завышения самооценки, не только учебы, но и поведения,

У детей с нарушением интеллекта в большем проценте случаев но сравнению с другими категориями обследованных самооценка поведения совпадает с экспертной. Предположительно, этот факт можно объяснить тем, что умственно отсталые дети в большей степени, чем другие, ориентированы на оценку воспитателя. Может быть, поэтому среди них в 2 раза меньше случаев, когда наблюдается заниженная самооценка.

Можно думать, что дети с заниженной самооценкой поведения представляют "группу риска" по девиантному поведению и плохо поддаются психологической коррекции.

Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что у детей-сирот, воспитывающихся в разных типах сиротских учреждений, выявляется тенденция формирования субъективной оценки успешности деятельности, соответствующая младшему школьному возрасту. Для большинства из них характерна завышенная самооценка. Это связано с тем, как показывают исследования, что у детей только к 10-12 годам формируется способность оценивать себя по результатам деятельности, до этого возраста дети склонны оценивать себя по затраченным усилиям (Хекхаузен X., 1986). Как правило, дети с высокой мотивацией учебы, но среднеуспевающие зачастую склонны к завышенной самооценке учебы. Хорошо успевающие дети, как правило, оценивают себя адекватно.

Неблагоприятной особенностью изученного контингента детей-сирот является выявление большого процента детей с заниженной самооценкой поведения, которая трудно поддается коррекции.

Как отмечалось выше, по существу, это группа "риска" школьной дезадаптации и девиантного поведения. Менее выражена отмеченная особенность в формировании заниженной самооценки воспитанников детского дома для умственно отсталых детей. Они менее критичны в оценке любых явлений, в том числе и оценке своих поступков, больше полагаются на оценки окружающих.

Другой особенностью, характерной для всех обследованных детей-сирот, независимо от типа коррекционного учреждения, является отсутствие четкой положительной возрастной динамики формирования адекватной самооценки. Неоднозначная картина сформированное™ адекватной самооценки на разных возрастных этапах может быть объяснена наличием ряда факторов, перекрывающих действие возрастного. К таким факторам могут быть отнесены следующие: отсутствие родительского эталона оценки, неоднозначность оценки значимых взрослых, характер сложившихся отношений с воспитателями, отсутствие целенаправленных, программ формирования и коррекции системы отношений личности.6

Признание изначальной ценности каждого человека как личности способствует индивидуальному развитию, раскрепощает его и создает предпосылки для признания на деле неотъемлемых прав человека. Если отношения в семье, школе и с близким окружающим сформировали в ребенке положительную «Я»- концепцию, он сможет в будущем с уважением относится к людям, не допускать недостойных слов и дел, будет достаточно уверен в себе, чтобы не сомневаться в необходимости своей созидательной деятельности.7

Сиротство - сложное многоаспектное социально- психологическое явление. 

Детям – сиротам, оказавшимся в группе “риска нарушения адаптации” и в группе “личностно-социальной дезадаптации”, следует уделять особое внимание не только в процессе обучения в школе, но и особенно во внеучебной деятельности, в условиях их проживания в детском учреждении. Работники детского дома должны проявлять в максимальной мере индивидуальный подход к ребенку. Этот индивидуальный подход должен основываться на глубоком знании истории жизни ребенка, зоны его актуального развития и потенциальных возможностей, что обеспечит оптимальные условия его психического развития, эмоционального и соматического комфорта, личностного роста с последующей социально- профессиональной ориентацией.

Дети группы "риска нарушения адаптации" нуждаются в большем контроле со стороны взрослого, чем остальные учащиеся. Им необходима эмоциональная поддержка, позволяющая преодолевать эмоциональные барьеры развития. Следует побуждать ребенка рассказывать о своих действиях, чувствах, мыслях, описывать их. Педагог должен концентрировать внимание ребенка на его успехах, несмотря на слабые достижения ребенка, формируя таким образом положительную мотивацию к учению.

В связи с бедностью эмоциональных проявлений у детей необходимо проводить специальные занятия по развития способности дифференцировать переживания, способности самовыражения, умения объяснить причины и источники переживаний, формировать способность к эмпатии, сопереживанию. Важным аспектом этой работы является обучение детей умению контролировать свои переживания.

В случае появления у ребенка тревоги, эмоционального напряжения рекомендуется проведение индивидуальной беседы по выявлению причин и содержания неприятных переживаний, страхов, а также моментов их появления. Часто при попытке устранить источник страха психолог или педагог получает от ребенка отрицательный ответ - ребенок, вытесняя страх, отрицает его существование. В этом проявляется часто не осознаваемое ребенком стремление дать взрослому социально желаемый ответ, то есть тот ответ, за который значимый для ребенка взрослый мог бы его похвалить. Поэтому с детьми младшего школьного возраста целесообразно проведение не только индивидуальных, но и групповых занятий по рисованию на такие темы, как "Что мне страшное снится?" или "Чего я боюсь днем?", "Что было со мной самое хорошее (или плохое)?". Во время рисования внимание обращается на преобладание тех или иных цветовых тонов, особенно черного, серого, коричневого, на ширину мазков (если рисунок делается красками), число отчетливых и пересекающихся линий и т.д.

После окончания рисования проводится обсуждение рисунка. В ряде случаев ослаблению страха помогает ритуал сжигания рисунка или любое другое его уничтожение.

Информация о работе Причины эмоциональной депривации