Проблема выразительности как основная часть культуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из сказанного, можно утверждать, что тема данной дипломной работы является актуальной, так как в настоящее время мало внимания отводится этой теме, и она важна для развития детей. Выразительное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение.
Основная цель работы - определение условий, приемов обучения выразительному чтению.
Объект исследования - процесс развития и совершенствования навыка звучащей речи на основе подготовки к выразительному чтению художественных произведений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические и методические основы обучения младших школьников выразительному чтению…………………………………………...5
1.1 Физиология и психология выразительной речи и чтения………………….5
1.2 Понятие выразительного чтения и техники речи…………………………..7
1.3 Средства речевой выразительности………………………………………..11
Глава 2. Проблема выразительности как основная часть культуры речи……15
2.1 Условия организации работы над выразительностью чтения……………15
2.2 Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности речи…….16
2.3 Организация работы по выразительному чтению как средство глубокого понимания художественного текста……………………………………………21
2.4 Опытно-экспериментальная работа………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

приемы борьбы с ненормальным чтением.docx

— 58.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Теоретические и  методические основы обучения младших  школьников выразительному чтению…………………………………………...5

1.1 Физиология и психология  выразительной речи и чтения………………….5

1.2 Понятие выразительного  чтения и техники речи…………………………..7

1.3 Средства речевой выразительности………………………………………..11

Глава 2. Проблема выразительности  как основная часть культуры речи……15

2.1 Условия организации  работы над выразительностью  чтения……………15

2.2 Методы, приемы и виды  работ по развитию выразительности  речи…….16

2.3 Организация работы  по выразительному чтению как  средство глубокого понимания  художественного текста……………………………………………21

2.4 Опытно-экспериментальная  работа………………………………………...23

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы………………………………………………………………28

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выразительно прочитать  стихотворение или прозаический отрывок - трудно это или легко  для школьника? Некоторые учителя, а за ними и учащиеся считают выразительное  чтение делом легким, настолько легким, что помогать ученикам, учить их не надо, сами справятся, но есть и другое мнение: выразительно читать может  только талантливый, все, же остальные, как, ни учи, будут в лучшем случае, читая, соблюдать знаки препинания.

Ни с тем, ни с другим мнением нельзя согласиться. Творческая деятельность, а выразительно чтение - один из видов творческой деятельности в области искусства, доступна и  необходима всем детям, подросткам и  юношам. Как всякая творческая деятельность она может быть более или менее  яркой. Но во всех случаях она должна быть направлена учителем, а умения, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности, должны воспитываться  и развиваться в процессе специальных  занятий.

Значение выразительного чтения в жизни человека очень  важно, потому что выразительное  чтение есть художественное чтение в  условиях школы. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого - превратить слово, написанное в слово звучащее, а звучащее слово  гораздо лучше воспринимается, чем  прочитанное.

В отличие от рассказывания, выразительное чтение точно сохраняет  текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение».

Ясная и правильная передача мыслей автора - первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность  обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста и их взаимосвязь. Оно всегда включает в себя отношение  автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, эмоциональное  их осмысление.

Выразительным должно быть не только чтение, но и речь. «Сказать о чем-то выразительно - это значит, в какой-то мере усилить впечатление  от своей речи, воздействовать на чувства  слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре  или повествовании».

Больше значение выразительному чтению как средству нравственного  и эстетического воспитания придавали  многие известные педагоги:

К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М.А. Рыбникова, Л.А. Горбушина. Вопросы  выразительного чтения освещали методисты  прошлого и современности

Т.А. Задорожная, Н.А. Зайцева  и др. М.Р. Львов, Л.А. Горбушина, Н.Н. Светловская, А.А. Бонадренко, О.В. Кубасова, Е.И. Матвеева отмечают, что развитие интонационной выразительности чтения некоторое время недооценивалось учителями начальной школы. Система обучения чтению художественных произведений рассматривает выразительное чтение, то есть как обязательный компонент уроков литературного чтения.

И в развитии речи интонационная  работа играет большую роль. При  правильно организованном обучении речь детей становится живой, непринужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь, и эти навыки переносятся на чтение художественных текстов.

Таким образом, выразительность  чтения - это неотъемлемая часть  навыка чтения и устной речи учащихся.

Исходя из сказанного, можно  утверждать, что тема данной дипломной  работы является актуальной, так как  в настоящее время мало внимания отводится этой теме, и она важна  для развития детей. Выразительное  чтение произведений способствует точному  пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение.

Основная цель работы - определение  условий, приемов обучения выразительному чтению.

Объект исследования - процесс  развития и совершенствования навыка звучащей речи на основе подготовки к  выразительному чтению художественных произведений.

Предмет исследования - методические приемы и способы подготовки выразительного чтения художественных произведений учащимися.

Исходя из цели, объекта, предмета выдвинули следующую гипотезу: если систематически использовать специальные  приемы, методы обучения, то чтение художественных текстов младшими школьниками будет  более выразительным.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

проанализировать методическую литературу по проблеме исследования;

рассмотреть теоретические  и методические основы выразительного чтения

раскрыть сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению;

описать процесс организационной  работы, а так же использование  приемов обучения выразительному чтению художественных произведений в начальных  классах;

экспериментальным путем  подтвердить выдвинутую гипотезу.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

изучение психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме;

педагогический эксперимент;

наблюдение, описание, сравнительный, количественный и качественный анализ полученных результатов.

Исследование состоит  из двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

1.1 Физиология и психология  выразительной речи и чтения

 

Первый вопрос, к решению  которого необходимо привлечь физиологию и психологию, - вопрос о том, кого следует обучать выразительному чтению. Дореволюционные и некоторые  советские методисты считали, что  всех учащихся следует обучать только логическому («толковому») чтению, а  эмоционально-образному лишь наиболее одаренных. В классе, как правило, читают несколько человек выразительно, большинство же читает невыразительно, и учитель с этим мирится. Потому особую актуальность приобретает вопрос: можно ли обучать выразительному чтению в полном объеме всех детей  и нужно ли это? Для того чтобы  ответить на данный вопрос, проанализируем, как рассматривает современная  наука такие явления как способности, одаренность, талант, интуиция и темперамент.

Нельзя не видеть, что  есть дети способные и неспособные. Современная психология не отрицает различия в способностях, но не считает  их врожденными. Врожденными могут  быть анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в  основе развития способностей, сами же способности являются результатом  развития. Способности не только проявляются  в деятельности, но и что самое  главное, создаются в этой деятельности.

Следовательно, мы должны обучать  выразительному чтению всех детей, чтобы  у них развивались соответствующие  способности.

Говоря о специфике  художественного творчества, обычно указывают на роль в нем интуиции, отрицать роль интуиции в художественном творчестве нельзя. Интуиция понимается современной психологией как  особый вид мыслительного процесса, отличный от мышления дискурсивного, словесно формулированного хотя бы во внутренней речи. Дискурсивное мышление связано  с тем, что И.П. Павлов называл  «светлым пятном сознания», оно протекает  в пределах этого «пятна». Но и  вне «светлого пятна сознания»  совершаются мыслительные процессы, проходящие, однако, без сознательного  контроля, поэтому итоги этого  мышления представляются внезапными, неожиданными. При этом непроизвольность, внезапность интуиции кажущиеся. На самом деле внезапное «озарение» подготавливается предшествующей, иногда очень длительной и напряженной  мыслительной работой. Таким образом, если сам интуитивный элемент  творчества не поддается сознательному  воздействию, то подготавливающий интуицию процесс мышления вполне в нашей  власти.

Часто, когда делят исполнителей на одаренных и неодаренных, ссылаются  на темперамент, который является врожденным, так как определяется природными особенностями нервной системы. Экспериментальные исследования показали, что динамика психической деятельности ребенка обусловлена не только темпераментом, но и другими свойствами личности и ситуацией (прежде всего заинтересованностью). Один и тот же исполнитель тем ярче передает эмоциональный подтекст, чем больше он заинтересован, увлечен содержанием. Темперамент не является абсолютно неизменным. «На основании имеющихся экспериментальных фактов, - утверждает исследователь, - можно с достаточной обоснованностью утверждать, что путем соответствующих методов и приемов тренировки возможно увеличить силу возбуждения и торможения, а также степень их подвижности». [17, 6]

Как видим, индивидуально-психологические  особенности, в которых выражается талантливость, одаренность, являются не полностью врожденными, а развиваются  в результате деятельности, упражнений. Поэтому обучать выразительному чтению и можно, и необходимо всех детей. В этом вопросе принцип  всеобщности, лежащий в основе нашей  системы образования, согласуется  с положениями физиологии и психологии. Предварительно никто не может судить об одаренности ребенка. Но и самого «неодаренного» мы не имеем права  не вовлечь в занятия выразительным  чтением, так как навыки интонационно-логического  анализа литературных произведений и их исполнении, то есть работа по выразительному чтению, несомненно будут способствовать общему совершенствованию речи.

 

1.2 Понятие выразительного чтения и техники речи

 

Умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело  и последовательно. Наиболее доступной  для детей формой восприятия художественного  произведения является слушание выразительного чтения.

Ученый-педагог М.А. Рыбникова  считала, что «выразительно чтение - это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…». [5, 22]

Выразительное чтение - одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое  правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Признаки выразительного чтения:

1) умение соблюдать паузы  и логические ударения, передающие  замысел автора;

2) умение соблюдать интонации  вопроса, утверждения, а также  придавать голосу нужные эмоциональные  окраски;

3) хорошая дикция, ясное,  четкое произношение звуков, достаточная  громкость, темп. [7, 30]

Выразительность - важное требование, предъявляемое к чтению учащихся начальных классов. Мы называем выразительным  такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит:

1) раскрыть характерные  особенности образов, картин, изображенных  в нем;

2) показать отношение  автора к событиям, к поступкам  героев;

3) передать основную эмоциональную  тональность, присущую произведению.

Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста учащимися. Естественной, правильной выразительности можно  достигнуть лишь на основе вдумчивого чтения и достаточно глубокого анализа  образов произведения. Это не значит, что до обобщающей беседы мы де уделяем  внимания этой стороне чтения.

Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих  требований, предложенных Л.А. Горбушиной [7, 142]:

1. Соблюдение знаков препинания. Этот элементарный навык особенно  важен для учащихся 1-2 классов.

Дети, еще читая букварь, приучаются к естественному понижению  голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации  при соответствующих знаках в  конце предложения. При этом надо воспитать в них навык связать  определенный знак препинания с содержанием  предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит  тот или иной знак: ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости  от мысли предложения.

2. Паузы логические и  психологические.

Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением  отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения  наиболее важного слова в предложении, перед словом или после его. Пауза  после слова привлекает внимание слушателя к этому слову. Использование  паузы также повышает значение распространенных членов предложения, помогая схватить смысл всего словосочетания.

Психологическая пауза нужна  для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию. Очень уместны  паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки или рассказа, а также помнить  о характере небольших пауз в  конце стихотворных строк, которые  делаются независимо от знаков препинания и смысла слов следующей строки. Эти паузы подчеркивают ритмический  рисунок стиха.

3. Ударение.

Выразительность чтения очень  повышается благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов и  правильному выдыханию при их произношении. Недопустимо резкое усиление на слове, ускорение, отсутствие паузы  при нем, - это ведет к выкрикиванию, нарушается благозвучие речи. Рекомендуется  выделять ударением имена существительные, перечисляемые однородные члены, повторяющиеся  слова. Если глагол стоит в конце  предложения, то обычно на него падает ударение.

Информация о работе Проблема выразительности как основная часть культуры речи