Проблема выразительности как основная часть культуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из сказанного, можно утверждать, что тема данной дипломной работы является актуальной, так как в настоящее время мало внимания отводится этой теме, и она важна для развития детей. Выразительное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение.
Основная цель работы - определение условий, приемов обучения выразительному чтению.
Объект исследования - процесс развития и совершенствования навыка звучащей речи на основе подготовки к выразительному чтению художественных произведений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические и методические основы обучения младших школьников выразительному чтению…………………………………………...5
1.1 Физиология и психология выразительной речи и чтения………………….5
1.2 Понятие выразительного чтения и техники речи…………………………..7
1.3 Средства речевой выразительности………………………………………..11
Глава 2. Проблема выразительности как основная часть культуры речи……15
2.1 Условия организации работы над выразительностью чтения……………15
2.2 Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности речи…….16
2.3 Организация работы по выразительному чтению как средство глубокого понимания художественного текста……………………………………………21
2.4 Опытно-экспериментальная работа………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

приемы борьбы с ненормальным чтением.docx

— 58.29 Кб (Скачать файл)

1. Работе над выразительным  чтением должен предшествовать  тщательный анализ художественного  произведения. Следовательно, упражнения  в выразительном чтении должны  проводиться на заключительных  этапах урока, когда завершена  работа над формой и содержанием  произведения. Однако нельзя думать, что работа над выразительностью  чтения состоит только в использовании  тренировочных упражнений. Обучение  выразительному чтению - сложный  процесс, которые пронизывает  все этапы урока, так как  органически обуславливается и  подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с  произведением, и работай над  идеей произведения.

2. Обязательно должен  демонстрироваться образец выразительного  чтения произведения. Это может  быть или образцовое чтение  учителем или чтение мастером  художественного слова в записи. Если образец демонстрируется  при первичном знакомстве с  произведением, лучше прибегнуть  к чтению учителем. Если образцовое  чтение привлекается на этапе  упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы  технические средства для воспроизведения  чтения мастером.

3. Работа над языком  произведения - тоже одно из условий  отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников  выразительного чтения, если или  не понята форма произведения, поэтому наблюдение над выразительно-изобразительными  средствами становится органической  частью работы по уяснению  идейной направленности произведения.

4. Работа над выразительностью  чтения должна опираться на  воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить  картину жизни по авторскому  словесному описанию, увидеть внутренним  взором то, что изобразил автор.  Воссоздающее воображение неопытного  читателя нужно тренировать, учить  по «авторским знакам» создавать  перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. Приемами, развивающими  воссоздающее воображение, являются  графическое и словесное иллюстрирование,  составление диафильмов, написание  киносценариев, а также чтение  по ролям, драматизация. Из вышесказанного  следует, что главной целью  обучения детей выразительному  чтению является формирование  умения определять задачу чтения  вслух: передать слушателям свое  понимание произведения при помощи  правильно выбранных средств  устной речи.

 

2.2 Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности речи

 

Работа по выразительному чтению в школе не требует специальных  часов, она сочетается с разнообразными видами работа на уроках русского языка  и чтения. При этом особе значение приобретают организации и методы работы по выразительному чтению.

От умелого образно-эмоционального чтения учителя во многом зависит  степень воздействия художественного  произведения на ум, волю и чувства  учащихся. От учителя требуется такая  работа, которая развивала бы у  детей потребность и умение самостоятельно претворять в жизнь полученные или  знания и навыки.[29, 75]

В 1 классе важную роль играют упражнения в технике чтения: чтение вслух и про себя, предупреждение ошибок в технике чтения и т.д. Выразительность чтение достигается на этом этапе различными приемами работы с текстом: повторно чтение с различными заданиями; деление текста на смысловые части и выяснение связей между ними; определение цели чтения вслух; оценка событий или действующих лиц и определение отношения к ним (что здесь хорошо, а что плохо, с кем согласны, а с кем - нет).

На первоначальной стадии обучения показ - наиболее эффективный  метод работы. Его смысл сформулирован  в народной пословице: «Что надо - укажи, как надо - покажи». К использованию  данного метода многие учителя и  методисты относились отрицательно, так как отождествляли его  с методом обучения «с голоса», который  основан на принципе: «Послушай и  постарайся прочесть, как я читаю». Полный, тщательный анализ образца, проводится не каждый раз, а только тогда, когда  работа над выразительным чтением - основная цель урока. Например, при  работе над отрывком из произведения А.С. Пушкина «Опрятней модного  паркета…» учитель первый раз  читает неторопливо, задумчиво, повествуя; второй раз - бодро, весело, подчеркивая  яркость картин. Затем учитель  спрашивает: когда было лучше прочитано - в первый или во второй раз? Почему? Какая зима у Пушкина? Как удалось  передать настроение?

Конечно, метод показа подталкивает к подражанию, если это подражание хорошему, в нем только польза. Такого подражания не надо бояться. Предостерегать и оберегать следует от подражания слепого, бестактного, внешнего. Метод  показа осуществляется в разных формах. Б.А. Буяльский выделил следующие. [12, 39]

1. Образцовое чтение учителя.

2. Повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения.

3. Слушание грамзаписи  с образцовым исполнением артиста.

4. Показательные чтения  лучших учеников.

На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что, прибегая к показу, учитель никогда не стремится навязывать образцы. Цель же образцового исполнения учителя не в том, чтобы эффективно продемонстрировать свое умение, а в том, чтобы заразить, зажечь детей чувствами, переживаниями, которыми насыщено произведение, и возбудить у них желание хорошо прочесть его.

Метод показа целесообразно  сочетать с методом партитурных  пометок в тех случаях, когда  они могут оказаться полезными  в воссоздании нужного тона.

По месту размещения в  тексте знаки классифицируются на строчные, надстрочные и подстрочные. Л. Горбушина предлагает следующие наиболее часть употребляемые партитурные знаки. [6, 28]

1. Ударение в слове  (в трудных случаях) обозначается  знаком / над буквой.

2. Ударение фразовое - ударное  слово подчеркивается пунктиром  логическое - одной чертой, психологическое  - [П] перед словом или предложением.

3. Паузы: короткая - вертикальным  пунктиром (¦), средняя - одной вертикальной чертой (¦), длительная - двумя вертикальными чертами (¦¦).

4. Слитное произнесение  обозначается дугой над словами.

5. Мелодика: подъем (повышение  голоса) стрелкой вверх над ударной  гласной слова - ;

понижение голоса - ;

монотон - непрерывной горизонтальной чертой над словами ___________.

6. Замечания о темпе  и окраске чтения ставятся  на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т.п.

Кроме данных знаков, Б.А. Буяльский выделял и другие. Разметив с учениками трудные места текста партитурными знаками, учитель добивается уменьшения количества логических ошибок в чтении детей.

Прием сопоставления.

Данный прием побуждает  к обсуждениям, оценке, предупреждает от формального копирования, подражательства. Б.А. Буяльский выделяет следующие его разновидности:

1. Сопоставление исполнения  учащегося с исполнение учителя,  когда после показа учителя  читает ученик.

2. Сопоставление особенностей  исполнения двух и более учащихся.

3. Сопоставление контрастно  звучащих вариантов в исполнении  учителя. К этому приему советует  прибегать М.А. Рыбникова, чтобы  вызвать учащихся на разговор  о том, как надо читать и  почему так. [9, 75]

Устное рисование (словесное  рисование).

Очень важным, как считает  О.В. Кубасова, является постоянное внимание к авторскому языку, особенно к эпитетам. [7,54]

Используя данный прием, учитель  сам должен быть готовым ярко обрисовать картину, на которую иногда только намекается в тексте.

Со словесным рисованием некоторые сходства имеет и другой вид работы - составление диафильма.

Диафильм - это серия словесных  или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют  последовательности событий в произведении, а каждый рисунок снабжен титрами (подписями).

О.В. Кубасова предлагает следующий порядок работы по составлению диафильма.

1. Прочитать текст (или  заданный отрывок из него), определить  общий характер будущего диафильма.

2. Разделить текст на  части (картинки, кадры).

3. Выделить в первой  части «главные» предложения  (для титров).

4. Представить себе мысленно  картинку к первой части текста.

5. Устно «нарисовать»  картинку к первому кадру.

6. Графически изобразить  кадр (выполняется по желанию,  не на уроке).

7. На основании выделенных  в тексте предложений сделать  титры к кадру (устно или  письменно).

8. Проверить соответствие  рисунка и титров.

9. Проделать аналогичную  работу с каждой частью текста.

Если в тексте имеются  диалоги, то можно использовать прием  озвучивания кадров.

Наводящие вопросы.

К какому бы приему ни прибегал учитель на уроке, он применяет метод  беседы, помня, что она должна быть живой и непринужденной. В такой  беседе спрашивает не только учитель, но и ученики, а отвечают не только ученики, но и учитель. Своими вопросами  учитель реагирует на ошибки детей  в чтении, например: «А нужна ли здесь  пауза? Какая? Какое слово в этой фразе необходимо выделить логическим ударением? Какое чувство вызывает эта фраза? Почему?».

Хоровое чтение.

Хоровое чтение вошло в  практику школы уже давно. Еще  К.Д.Ушинский рекомендовал его как  прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс. Хоровое чтение не позволяет никому из учеников оставаться пассивным.

Иногда хоровое чтение путают с коллективной декламацией. Но это не тождественные понятия. В отличие от хорового чтения, звучащего  в унисон, коллективная декламация предполагает исполнение разных частей текста разными исполнителями и  группами исполнителей. Хоровое чтение имеет свои достоинства и недостатки. По мнению Б.А. Буяльского, недостатки хорового чтения состоят в том, что «от него отдает «выучкой с голоса» и не всегда оправданным монотоном»[8, 98]. Чтобы этого избежать, советуют Б.С. Найденов, Т.Ф. Завадская, «необходимо наблюдать за правильностью и выразительностью хорового чтения». [12,43] По мнению этих методистов, «в школе не должно быть невыразительного хорового чтения. Выразительное хоровое чтение окажет существенное положительное влияние на выразительность индивидуального чтения и культуру речи у учащихся». [11,52]

1. Краткая беседа, помогающая  детям выполнить либо уточнить  особенности характера и речи  героев.

2. Дополнения учителя  к высказываниям школьников о  характерах героев и напоминание  о том, что исполнитель роли  перевоплощается в образ-персонаж и в процессе исполнения обращается уже не к слушателям, а к партерам.

3. Выборочное чтение учениками  отдельных наиболее трудных фраз (если это необходимо).

4. Поправки учителя к  этому чтению (если необходимо).

5. Самостоятельная подготовка  учащихся к чтению в лицах  (начитывание текста глазами или вполголоса).

6. Ответы учителя на  вопросы, которые могут возникать  у детей в процессе подготовки.

7. Отбор исполнителей, который  можно организовать либо по  принципу учета наклонностей  учащихся (кому какая роль больше  подходит), либо по принципу: каждый  ряд или вариант готовится  к исполнению определенной роли.

На начальном этапе  обучения выразительному чтению учитель, естественно, должен дать образец интонационного анализа, пользуясь памяткой:

- Правильность чтения  с точки зрения грамматики  и орфоэпии.

- Дикция.

- Правильная расстановка  ударений.

- Верность соблюдения  длительности пауз.

- Выбор точного темпа  чтения.

- Соблюдение мелодики  чтения, то есть движения тона  по звукам разной высоты (повышение  и понижение голоса).

- Верность выбора силы  голоса.

- Эмоциональность прочтения.

- Выражение отношения  чтеца к читаемому.

Необходимо создавать  условия, при которых каждый учащийся внимательно следит за чтением учеников. Учителю самому следует постоянно  с карандашом в руке следить за чтением учеников, исправлять, направлять и поощрять их; говорить сначала  о достоинствах, даже если они незначительны, а потом о недостатках; объяснять, почему ему нравится или не нравится чтение ученика. Учитель и ученики, поправляя других, должны заботиться о том, чтобы замечания были конкретными, обоснованными и доброжелательными.

Чтению по ролям, как одной  и форм драматизации (инсценирования), придает большое значение О.В. Кубасова. «Существуют формы драматизации различной сложности, которые следует вводить постепенно, все более усложняя из с учетом возрастных возможностей детей и целей урока»[10, 39]. назовем основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:

- анализ иллюстраций с  точки зрения выразительности  мимики и пантомимики изображенных  на них героев;

- постановка индивидуальных (участвует один человек) и  групповых (участвуют несколько  человек) «живых картин»;

- подготовка и произнесение  отдельной реплики героя произведения  с установкой на использование  не только интонационной, но  и пластической выразительности  (мимики, жестов, движений);

- чтение по ролям;

- драматизация развернутой  формы.

Среди существующих приемов  и методов обучения выразительному чтению также можно выделить художественное (выразительное) чтение прозы и художественное рассказывание.

Художественное рассказывание - это свободная передача произведение при исполнении, которого образцом является искусство народных художников- сказочников. Если школьники овладеют данным приемом, то им будет легко перейти к художественному чтению прозы, то есть к дословной передаче прозаического произведения.

Информация о работе Проблема выразительности как основная часть культуры речи