Проблема женского воспитания и образования в педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:11, реферат

Краткое описание

Цели воспитания и соответственно средства, используемые для их достижения, определялись теми конкретными потребностями, которые обусловливали необходимость воздействовать на психику детей, руководить их поведением, передавать детям знания, прививать умения и навыки, формировать ценностные ориентиры. Общая направленность воспитания, осуществляемого в конкретных жизненных ситуациях, была неразрывно связана с образом идеального героя, специфического для каждой социальной группы. Этот образ воплощал в себе как бы высшую цель воспитания, в принципе недостижимую, но определяющую его общую конечную направленность.

Содержание

1. Общее описание истории женского образования в России с
древнейших времен до начала XX века
1.1. Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя
1.2. Воспитание и обучение в Киевском государстве

1.3. Воспитание и образование при Петре I
1.4. Женское воспитание и образование при Екатерине II
1.5. Образование женщин в XIX веке
1.6. Женское образование в России в конце XIX начале XX вв.

2.Взгляд великих педагогов на проблему женского воспитания и образования
2.1.Константин Дмитриевич Ушинский
2.2.Ян Амос Коменский
2.3.Жан Жак Руссо
2.4.Фридрих Вильгельм Август Фрёбель
2.5.Елизавета Николаевна Водовозова

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.32 Кб (Скачать файл)

Тогда же было предписано открыть  привилегированные учебные заведения  для детей дворянства  во всех губернских городах. В  созданных по уставу 1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800 г. В 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище). Школьная реформа 1804 года, несмотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос о женском образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного образования.

 

 

1.5.Образование женщин в XIX веке

 

После устройства екатерининской школы  общественное образование стало  силой, которую государственная  власть могла употребить на служение своим целям. Соответственно тому, как  менялись эти цели, менялись и способы  их достижения.

 

С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения  для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы  в тех районах, пунктах, где имелось  не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для  развития женского образования в  России, особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить  сословную организацию женских  школ.

В середине XIX века среднее женское  образование пришло в полное противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские  педагоги-демократы К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы  Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев  резко критиковали систему закрытого  привилегированного женского образования, её косность, узко-сословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило  на французском языке), пренебрежение  к русской культуре. Они требовали  воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право  на образование.  Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.

Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы XIX века несколько  расширилась сеть женских учебных  заведений, возросла возможность получения  девочками общего образования в  совместных школах. К середине 60-х  годов XIX века Россия стояла на 1-м месте  в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по-прежнему, средние  школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных  семей.

В 60-е годы XIX  века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало..

Под давлением требований демократической  общественности министерство народного  просвещения вынуждено было признать необходимость открытия, хотя бы в  губернских городах, таких женских  учебных заведений, которые приближались бы по характеру и уровню образования  к  обычным гимназиям.  В 1856 году, приступая к подготовке школьной реформы, царское правительство предложило попечителям учебных округов представить свои соображения по этому вопросу.

Реформа женского образования встретила  сопротивление со стороны представителей консервативных кругов, полагавших, что  старая система закрытых сословных  воспитательных учреждений  обеспечивает родителям «уверенность, что их дочери будут встречаться в школе с равными им и что на их успехи, приемы, поведение и манеры будет обращено особое внимание».

Для детей средних слоев населения, по мнению большинства попечителей, было бы достаточно создать элементарные четырехклассные школы без иностранных  языков.

30 мая 1858 года было утверждено  «Положение о женских училищах  ведомства Министерства народного  просвещения», согласно которому  эти учебные заведения должны  были содержаться преимущественно  на средства общественности, благотворительных  организаций и частных лиц,  получая денежные субсидии от  правительства лишь в отдельных случаях.

Женские училища предназначались  в основном для девочек городских  сословий «среднего достатка». Согласно «Положению», женские училища делились на два разряда – шестигодичные  и трехгодичные. В училищах первого  разряда преподавались закон  божий, русский язык, арифметика, основы геометрии, география, общие сведения из естественной истории и физики, всемирная и русская история. Желающих, кроме того, обучали за дополнительную плату чистописанию, рисованию и рукоделию, иностранным  языкам (французскому и немецкому), танцам, музыке, пению. В училищах второго  разряда воспитанницам преподавали  закон божий, краткую грамматику русского языка, сокращенную русскую  историю, географию, начала арифметики, чистописание и рукоделие. Училища  обоих разрядов преследовали одну и  ту же цель: «сообщить ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которого должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей  матери семейства».

После издания «Положения» 30 мая 1858 года женские училища были открыты  во многих городах – Вологде, Тотьме, Усть-Сысольске, Твери, Самаре, Моршанске, Ржеве, Чернигове, Туле, Смоленске, Нижнем Новгороде и др. Инициатива  их открытия принадлежала местным обществам. К 1865 году в России насчитывалось уже 176 женских училищ.

В 1858 году по инициативе инспектора Павловского  женского института Н.А. Вышнеградского ведомства учреждений императрицы  Марии открыло в Петербурге первое женское училище для приходящих учениц, названное Мариинским.  В училище принимались девочки от 9 до 13 лет всех сословий, за исключением крепостных. В том же 1858 году открылось еще 3 Мариинских женских училища в Петербурге, одно – в Твери, а через год – в Вышнем Волочке и Саратове. Всего до конца века было открыто 31 училище, из них 6 – в Москве, 11 – в Петербурге, остальные – в западных губерниях.

Передовые педагоги во главе с Вышнеградским  стремились не только дать воспитанницам  училищ общее образование, но подготовить  их к участию в общественной деятельности.  В связи с тем, что по окончанию училищ воспитанницы получали звание домашней наставницы, по инициативе Вышнеградского в 1860 году при Петербургском Мариинском  училище был открыт педагогический одногодичный класс, через три года преобразованный в двухгодичные педагогические курсы для подготовки учительниц и воспитательниц. Курсы имели два отделения: естественно-математическое и гуманитарное. К обучению допускались не только выпускницы женских училищ, но и окончившие институты благородных девиц и т.п. Эти курсы положили начало женскому педагогическому образованию в России.

В целом женское среднее образование  в 60-90-х годах 19 века по своему содержанию и по тем правам, которое оно  давало окончившим среднюю школу, все  еще не соответствовало ни потребностям в женском образовании, ни общему уровню среднего образования в России.

Женское профессиональное образование  во второй половине 19 века развивалось  слабо, что объяснялось в первую очередь неравноправным положением женщины во всех областях жизни. Не только царское правительство, но и  либеральные деятели в области  народного образования, вопреки  тенденции развивающегося капитализма, все шире включавшей женщину в  производство, не видели необходимости  давать женщине глубокую общеобразовательную  и профессиональную подготовку. «Назначение  жизни женщины – это семья, - говорилось в докладе по вопросу о содержании профессионального образования женщин на I  съезде по техническому и профессиональному образованию, - всякого рода познания, и общеобразовательные, и ремесленные, нужны ей в семье и для семьи». Однако жизнь все настойчивее требовала создания женских профессиональных учебных заведений, и потому сеть их медленно, но неуклонно расширялась.

.

К концу 19 века женское профессиональное образование в России было развито  еще слабо, правительство не только не брало на себя инициативы в деле его организации, но и часто противодействовало инициативе частных лиц и общественных организаций. В 1898 году женских профессиональных школ было только 48, специальных ремесленных  школ и классов, учебных мастерских – 30, кулинарных школ и школ домоводства  – 3. кроме того, при 165 общеобразовательных  школах были классы с преподаванием  рукоделия. 

 

1.6. Женское образование в России в конце XIX начале XX вв.

 

На рубеже веков школа продолжала оставаться многотипной. В стране работало 60 типов различных начальных учебных  заведений, имевших различные уставы, программы, уровень преподавания и  образовательный ценз учителей.

К началу 20 века значительно расширяется  сеть женских воскресных школ, созданных  на средства частных лиц и общественных просветительских организаций. Особой известностью пользовались Харьковская  женская воскресная школа Х.Д.Алчевской, воскресные школы на Шлиссельбургском тракте в Петербурге, Тифлисская воскресная школа О.В. Кайдановой.

В конце 90-х годов 19 века – начале 20 века благодаря усилиям демократической  интеллигенции  растет число женских гимназий и других типов средних женских учебных заведений. В некоторых из них явочным порядком были пересмотрены учебные программы, расширены курсы математики, истории, литературы. В связи с возросшим спросом на педагогические кадры расширилось количество педагогических классов при гимназиях, окончив которые абитуриентки получали право преподавания в начальной школе и прогимназиях. Под напором общественно-педагогического движения правительство вынуждено дать разрешение на открытие ряда женских средних специальных учебных заведений. В 1897 году, например, в Петербурге был открыт женский медицинский институт, в 1903 году – педагогический институт.

В середине 90-х годов 19 века в России действовало фактически лишь одно высшее женское учебное заведение –  Бестужевские курсы, учрежденные в 1878 году в Петербурге как частное  учебное заведение и не дававшие воспитанницам никаких прав. Попытки  демократической интеллигенции  расширить рамки женского высшего  образования встречались правительством в штыки.

Правительственная реакция 80-х годов  создала на пути женского высшего  образования в России непреодолимый  барьер, разрушить который демократическим  силам удалось лишь в условиях общественно-политического подъема  конца 19 - начала 20 века. Новым типом  высшего женского учебного заведения  в России явились открытые в 1896 году в Петербурге известным ученым и  общественным деятелем П.Ф. Лесгафтом  курсы воспитательниц и руководительниц  физического образования. Видный ученый-гуманист, горячий сторонник равноправия  женщин, П.Ф. Лесгафт сумел создать  уникальную для своего времени высшую женскую школу, которая по своим  учебным планам и программам, методам преподавания и всему внутреннему строю резко отличалась от высшей школы любого государства, предоставлявшего женщине высшее образование. Под благотворным влиянием передовых педагогических и общественных идей, носителем многих из которых был П.Ф. Лесгафт, курсы постоянно расширяли и совершенствовали программу подготовки своих слушательниц. В канун революции 1905-1907 годов здесь преподавались все естественные науки и целый ряд гуманитарных дисциплин, в том числе история, история литературы, философия, психология. К работе на курсах были привлечены многие видные ученые. Курсы П.Ф. Лесгафта готовили кадры не только для столичных городов, но и для российской провинции.

 

После революции 1905-1907 годов несколько увеличилось число учащихся девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать специальное образование, но, и оставалось неграмотной. По данным переписи 1897 г., в городах России грамотными были только 12.4 %, в сельской местности - всего 8.6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин национальных окраин России: в школах обучалось только 289 женщин-казашек, среди туркменов до революции было только 7 грамотных женщин.

Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский  съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем  подвергалась расширенной критике  существующая система образования  женщин, строго встал вопрос о равенстве  в правах женщин и мужчин в образовании.

 

 
2.Взгляд великих  педагогов на проблему женского  воспитания и образования

2.1.Константин Дмитриевич  Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский (1824- 1870) — русский педагог, основоположник научной педагогики в Росии.

 Составной частью идеи народности в воспитании у К. Д. Ушинского стал вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы просвещения.

Вопрос о положении  женщины был одним из центральных  в прогрессивном общественном движении 50-60-х гг. Крепостнические отношения  резко отрицательно сказались на ее положении в обществе. Для К. Д. Ушинского как демократа-просветителя женское образование стало частью его общей борьбы за просвещение  народа.

В Смольном институте Ушинский занимался преобразовательной деятельностью, но там решался вопрос об образовании  девушек-аристократок, которых он хотел  вывести на трудовой путь жизни. Для  него было ясно, что общее решение  вопроса о женском образовании, в том числе женщин трудовых слоев  населения, возможно только с изменением положения женщины в самом  обществе. Сами общественные условия  жизни ставят женщину в неравное положение с мужчиной: «В самом  деле, если можно найти твердый, основной принцип женского общественного  воспитания и образования, то скорее всего в общественном положении  женщины... Это новейшая идея, которую  в отличие от прежних... мы назовем народной идеей, потому что она проистекает именно из положения и роли женщины в историческом развитии народа. Идея эта нигде не высказана вполне, но начинает уже более или менее прогляды­вать во всех рассуждениях о женском образовании, хотя еще в смеси с прежними воззрениями» .

  К. Д. Ушинский твердо  стоял на позициях, что мужчина  и женщина - личности равноправные  и равно ответственные, в интеллектуальном  отношении они также равны,  что в природе женщины нет  причин, почему бы она должна  отставать в науке от мужчин. Если смотреть на женщину по-другому,  утверждал великий педагог, видеть  в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях  с мужчиной, то и взгляды на  женское образование будут другими.  Не следует забывать, что женщина  является проводником «успехов  науки и цивилизации в нравы  и жизнь общества» 

Информация о работе Проблема женского воспитания и образования в педагогике