Проблема педагогической профилактики новых видов наркотической зависимости среди учащейся молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обобщение имеющегося отечественного и зарубежного опыта профилактики новых видов наркотической зависимости среди учащейся молодежи.
В качестве задач выдвинуты:
Раскрытие особенностей негативного влияния психоактивных веществ на развитие молодежи;
Определение направлений комплексной профилактической деятельности образовательных учреждений против приобщения молодежи к наркотикам и формировании у нее здорового образа жизни (ЗОЖ);
Практическое применение опыта профилактики новых видов зависимости.
Объектом исследования является методы и приемы педагогической профилактики новых видов наркотической зависимости.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….3
Глава I Теоретико-методологические основы профилактики наркотической зависимости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………….6
§ 1. Категориально-терминологический аппарат. . . . . . . . . . . . . …. 6
§ 2. Общие положения проблемы профилактики наркотической зависимости………………………………………………………………………..9
§ 3. Новые виды наркотической зависимости ……………………....23
Глава II Педагогическая профилактика новых видов наркотической зависимости…………………………………………………………………..….32
Заключение ……………………………………………………………….……37
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . ………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 3 курс.docx

— 80.29 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ВГГУ) 

Кафедра социальной педагогики и психологии 

Проблема  педагогической профилактики новых  видов наркотической зависимости  среди учащейся молодежи

Курсовая  работа  

Выполнила:

 студентка  гр.№ СП-31

 Гурьмова  Калерия Яковлевна 

Научный руководитель:

д.п.н, проф. Попов Виктор Алексеевич 
 
 
 

Владимир, 2011

Оглавление

Введение       . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….3  

Глава I            Теоретико-методологические основы профилактики наркотической зависимости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………….6            

 § 1.      Категориально-терминологический аппарат. . . . . . . . . . . . . …. 6           

 § 2.      Общие положения проблемы профилактики наркотической зависимости………………………………………………………………………..9

      § 3.      Новые виды наркотической зависимости ……………………....23

Глава II       Педагогическая профилактика новых видов наркотической зависимости…………………………………………………………………..….32                  

Заключение   ……………………………………………………………….……37

Список источников и литературы .  . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . ………………….40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Злоупотребление наркотиками принимает угрожающие размеры. Во многих странах наркомания признана социальным бедствием. По мнению западных источников, уровень потребления наркотиков может рассматриваться как угрожающий генофонду нации, если 5% населения страны потребляют наркотики. По данным Росстата России официально зарегистрированных лиц, потребляющих наркотики на 01.01.2011 = 650 тыс. человек, по другим экспертным оценкам 2,5 млн. человек. Причём 70 процентов – молодёжь до 30 лет. И, что особенно тяжело, буквально в последние пять лет нижняя планка возраста, с которого наркотики начинают пробовать, опустилась до просто катастрофического уровня: 11–12 лет, это совсем дети, учащиеся 5–6 классов.

Данная  работа посвящена изучению проблемы педагогической профилактики новых  видов наркотической зависимости  среди учащейся молодежи.

Решение данной проблемы имеет теоретическое  и практическое значение для решения  проблем, возникших в связи с Углублением социально- экономического кризиса в нашей стране, смены идеалов, которые усилили рост негативных явлений в обществе, к числу которых относится подростковая и молодежная наркомания, которая угрожает благоприятному развитию подрастающего поколения и, как следствие, всему обществу в целом.

Целью курсовой работы является обобщение  имеющегося отечественного и зарубежного  опыта профилактики новых видов  наркотической зависимости среди  учащейся молодежи.

В качестве задач выдвинуты:

  1. Раскрытие особенностей негативного влияния психоактивных веществ на развитие молодежи;
  2. Определение направлений комплексной профилактической деятельности образовательных учреждений  против приобщения молодежи к наркотикам и формировании у нее здорового образа жизни (ЗОЖ);
  3. Практическое применение опыта профилактики новых видов зависимости.

Объектом  исследования является методы и приемы педагогической профилактики новых видов наркотической зависимости.

Предмет  исследования -  методы и приемы педагогической профилактики новых видов наркотической  зависимости среди учащейся молодежи.

Курсовая  робота состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе дан обзор категориально-терминологического аппарата, основы профилактики наркотической зависимости, рассмотрены основные виды новых видов наркотической зависимости. Во второй главе представлены основные методы и приемы профилактической работы новых видов наркотической зависимости  (практическая часть). В приложении  - методики профилактики наркотической   зависимости.

При подготовке курсовой работы использовались работы:

  1. Пятницкая И.Н. «Клиническая наркология»
  2. Отклоняющееся поведение молодежи: унификация понятийно-терминологического аппарата / под общ. ред. д.п.н. профессора В.А. Попова
  3. В. Овчаренко «Педагогическая профилактика наркомании 
    методические рекомендации»
  4. Шилова, Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практ. Пособие
  5. Белогуров С. «Популярно о наркотиках и наркоманиях»  
    «Психологические основы профилактики наркомании в семье. - Под редакцией БерезинаС.В. , ЛисецкогоК.С.
  6. Березин С.В.,Лисецкий К.С., Назаров Е.А. «Психология наркотической зависимости и созависимости (монография)»
  7. Березин С.В., Лисецкий К.С. «Подростковый наркотизм: семейные предпосылки.»
  8. Березин С., Лисецкий К. «Предупреждение подростковой и юношеской наркомании»
  9. Березин С., Лисецкий К. «Психология ранней наркомании»
  10. Данилин А., Данилина И. «Как спасти детей от наркотиков.»
  11. Дворяк С. «Психология и клиника наркологической зависимости. Современные подходы к реабилитации наркоманов» ,«Как уберечь подростка от наркотиков».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I     Теоретико-методологические основы профилактики наркотической зависимости           

 § 1.      Категориально-терминологический аппарат

Для рассмотрения проблемы педагогической профилактики новых видов наркотической зависимости необходимо определится с категориально-терминологическим аппаратом.

Основные  термины:

  1. ПАВ1 - вещества, употребление которых непосредственно приводит к изменениям психики.
  • Обобщенное обозначение, одурманивающих опьяняющих средств
  • Действуют на психику
  • Способны вызвать эйфорию
  • Способны менять психическое состояние
  • С самых древнейших времен используются людьми для изменения своего психического статуса в самых разнообразных целях;
  • Могут быть растительного, грибного, животного, полусинтетического, синтетического происхождения;
  • Могут входить в состав лекарственных препаратов, средств бытовой химии, пищевых продуктов
  • Могут стать объектом злоупотребления;
  • Вызвать психическую, физическую зависимость
  • Использование термина «ПАВ» в отношении наркотических препаратов не совсем точно т.к. Любой психотропный препарат не обладающий наркотическими свойствами (лекарства, применяемые в психиатрии) оказывают влияние на психику т.е. психоактивны Следовательно наркотические, опьяняющие и одурманивающие вещества являются психоделическими (ближе к сущности и последствиям действий (от лат. deleo – уничтожать)
  1. Наркотики2 - сильнодействующие природные (в основном растительные), синтетические вещества, парализующие деятельность ЦНС, вызывающие искусственный сон и безболезненность, иногда неадекватное поведение и галлюцинации. Вещества способные вызвать привыкание и постепенное влечение к ним;

Термин  «наркотик» применяется к веществам  отвечающим трем критериям:

  • Медицинскому (основание – способность вызывать эйфорию, менять психическое состояние)
  • Социальному (основание – социальная опасность)
  • Юридическому (основание – список веществ официально утвержденный ФСКН)

Наркотик  – вещество, препарат опьяняющего, одурманивающего действия, способный  вызвать состояние болезни, наркоманию. Наркомания – дисциплина, изучающая  развитие, течение и исход наркоманий.

  1. Наркомания3 - заболевание к наличию которого приводит употребление наркотических веществ; Вынужденное и относительно постоянное потребление ПАВ с постепенным повышением переносимости, наступлением ряда функциональных нарушений в организме при внезапном прекращении его потребления (абстинентный синдром) и постепенным углублением болезни, развитием психической и часто неврологической патологии
  2. Абстинентный синдром4 - специфическое состояние возникающее у алкоголика, наркомана после резкого прекращения приема алкоголя или наркотика; Характеризуется: неудержимым желанием испытать опьянение и отрицательными субъективными переживаниями (угнетение, тревожность, агрессивность, внушаемость).
  3. Наркотически действующие вещества - не включенные в официальный список наркотических средств. Злоупотребление наркотически действующими веществами называется токсикоманией. Пример: летучие наркотически действующие вещества (эфир, клей, бензин и т.д.).
  4. Токсикомания5 - Влечение и привыкание к приему лекарственных веществ и ряда немедикаментозных препаратов, обладающих наркотическим действием; Характеризуется наличием психической и физической зависимости от приема определенных средств на фоне хронической интоксикации.
  5. Психическая зависимость6 - Влечение психического характера к лекарственному веществу. Преодоление психического дискомфорта в состоянии интоксикации, в ее ожидании. Улучшение психических функций в состоянии интоксикации.
  6. Физическая зависимость7 - Влечение физического характера. Включает в себя неудержимое (компульсивное) влечение и абстинентный синдром. 
  7. Наркотизм8 - негативное социальное явление, представляет совокупность антиобщественных деяний (лиц, их совершивших), обусловленных болезненной зависимостью человеческого организма от постоянного приема наркотических средств (наркоманией); Культивирование растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию РФ, вывоз с таможенной территории РФ, уничтожение наркотических средств (психотропных веществ), разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством РФ.  Злоупотребление наркотиками и другими токсическими веществами, без зависимости от них. Характеризуется криминогенностью. Состояние и динамика распространения наркотизма в стране позволяют классифицировать его как негативное социальное явление; характеризующееся массовостью, устойчивостью, зависимостью от социальных условий формирования и функционирования. Состояние наркотизма в стране определяется абсолютным увеличением числа потребителей наркотических и токсических средств. Отмечается ежегодный прирост доли лиц, страдающих заболеваниями наркоманией и токсикоманией. Среди потребителей наркотиков имеет место увеличение доли женщин, лиц молодежного возраста, ранее судимых. За прошедшее десятилетие не удалось стабилизировать неблагоприятные тенденции в развитии наркотизма в стране.
  8. Профилактика (от греч. prophylaktikos предохранительный) — предварительные меры для недопущения чего-либо; комплекс медицинских, санитарно-технических, гигиенических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и устранение факторов риска; один из видов (направлений) работы психолога (см. просвещение психологическое); Социальная профилактика — профилактическая деятельность, осуществляемая для реализации принципа социальной справедливости.

§ 2. Общие положения проблемы профилактики наркотической зависимости

Профилактика  в широком смысле имеет отношение  к избежанию или облегчению проблем, связанных с употреблением вещества. Благодаря этому нестрогому определению попытки профилактики могут иметь различные цели. Например, цель усилий, направленных на предотвращение использования нелегальных наркотиков, - остановить случаи их употребления. Так или иначе, дополнительной целью такой деятельности может быть сведение к минимуму эффектов использования незаконных наркотиков, которое имеет место. Раз так, то подходы, выбранные для осуществления намеченных целей, могут быть различны. Поэтому, говоря о профилактике использования наркотиков, важно уточнить, что именно предотвращается: начало употребления, повто- ряющееся употребление, отрицательное влияние на общество, проблемы со здоровьем, или что-то еще.

Профилактика  злоупотребления веществом традиционно  разделяется на три этапа. Первый - первичная профилактика, которой  свойственно избежание злоупотребления  наркотиками до того, как у злоупотребления вообще появится шанс иметь место. Например, одной из целей такой профилактики будет препятствование начальному употреблению вещества. Никогда не начиная употребление наркотика, вы не будете иметь с ним никаких проблем. В основе этого подхода лежит принцип "Просто Скажи Нет", когда, особенно молодым людям, предлагается наркотик. Другой целью первичной профилактики может являться развитие ответственного отношения и/или культуры употребления веществ. Лучший пример этому - ответственное отношение к выпивке. Многочисленные рекламные плакаты и телевизионные передачи должны уделять больше внимания тому, что нельзя садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения или позволять нетрезвым друзьям садиться за руль.

Вторичная профилактика имеет дело с уже  начавшимся злоупотреблением. Этот тип  профилактики аналогичен раннему лечению, когда проблемы с нар- котиками только всплыли на поверхность. Вторичная профилактика часто используется законной системой, ответственной за неправильное употребление веществ. К примеру, человека, арестованного за вождение в нетрезвом виде, могут направить на специальные курсы, обучение на которых должно предотвратить повтор ситуации. В некоторых частях США так поступают с малолетними правонарушителями, задержанными за хранение наркотиков. В обоих случаях делается акцент на уничтожение проблемы в зародыше. Главным в таких усилиях является раннее выявление подобных проблем.

Информация о работе Проблема педагогической профилактики новых видов наркотической зависимости среди учащейся молодежи