ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЛАДИМИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ВГГУ)
Кафедра
социальной педагогики и психологии
Проблема
педагогической профилактики новых
видов наркотической зависимости
среди учащейся молодежи
Курсовая
работа
Выполнила:
студентка
гр.№ СП-31
Гурьмова
Калерия Яковлевна
Научный
руководитель:
д.п.н, проф.
Попов Виктор Алексеевич
Владимир,
2011
Оглавление
Введение . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . …………….3
Глава I Теоретико-методологические
основы профилактики наркотической зависимости.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………….6
§ 1. Категориально-терминологический
аппарат. . . . . . . . . . . . . …. 6
§ 2. Общие
положения проблемы профилактики наркотической
зависимости………………………………………………………………………..9
§
3. Новые виды наркотической
зависимости ……………………....23
Глава II Педагогическая
профилактика новых видов наркотической
зависимости…………………………………………………………………..….32
Заключение ……………………………………………………………….……37
Список источников
и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .
. ………………….40
Введение
Злоупотребление
наркотиками принимает угрожающие
размеры. Во многих странах наркомания
признана социальным бедствием. По мнению
западных источников, уровень потребления
наркотиков может рассматриваться как
угрожающий генофонду нации, если 5% населения
страны потребляют наркотики. По данным
Росстата России официально зарегистрированных
лиц, потребляющих наркотики на 01.01.2011
= 650 тыс. человек, по другим экспертным
оценкам 2,5 млн. человек. Причём 70 процентов
– молодёжь до 30 лет. И, что особенно тяжело,
буквально в последние пять лет нижняя
планка возраста, с которого наркотики
начинают пробовать, опустилась до просто
катастрофического уровня: 11–12 лет, это
совсем дети, учащиеся 5–6 классов.
Данная
работа посвящена изучению проблемы
педагогической профилактики новых
видов наркотической зависимости
среди учащейся молодежи.
Решение
данной проблемы имеет теоретическое
и практическое значение для решения
проблем, возникших в связи с Углублением
социально- экономического кризиса в нашей
стране, смены идеалов, которые усилили
рост негативных явлений в обществе, к
числу которых относится подростковая
и молодежная наркомания, которая угрожает
благоприятному развитию подрастающего
поколения и, как следствие, всему обществу
в целом.
Целью
курсовой работы является обобщение
имеющегося отечественного и зарубежного
опыта профилактики новых видов
наркотической зависимости среди
учащейся молодежи.
В качестве
задач выдвинуты:
- Раскрытие
особенностей негативного влияния психоактивных
веществ на развитие молодежи;
- Определение
направлений комплексной профилактической
деятельности образовательных учреждений
против приобщения молодежи к наркотикам
и формировании у нее здорового образа
жизни (ЗОЖ);
- Практическое
применение опыта профилактики новых
видов зависимости.
Объектом
исследования является методы и приемы
педагогической профилактики новых видов
наркотической зависимости.
Предмет
исследования - методы и приемы педагогической
профилактики новых видов наркотической
зависимости среди учащейся молодежи.
Курсовая
робота состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
В первой главе дан обзор категориально-терминологического
аппарата, основы профилактики наркотической
зависимости, рассмотрены основные виды
новых видов наркотической зависимости.
Во второй главе представлены основные
методы и приемы профилактической работы
новых видов наркотической зависимости
(практическая часть). В приложении
- методики профилактики наркотической
зависимости.
При подготовке
курсовой работы использовались работы:
- Пятницкая
И.Н. «Клиническая наркология»
- Отклоняющееся
поведение молодежи: унификация понятийно-терминологического
аппарата / под общ. ред. д.п.н. профессора
В.А. Попова
- В. Овчаренко
«Педагогическая профилактика наркомании
методические рекомендации»
- Шилова, Т.
А. Профилактика алкогольной и наркотической
зависимости у подростков в школе: практ.
Пособие
- Белогуров
С. «Популярно о наркотиках и наркоманиях»
«Психологические основы профилактики
наркомании в семье. - Под редакцией БерезинаС.В.
, ЛисецкогоК.С.
- Березин С.В.,Лисецкий
К.С., Назаров Е.А. «Психология наркотической
зависимости и созависимости (монография)»
- Березин С.В.,
Лисецкий К.С. «Подростковый наркотизм:
семейные предпосылки.»
- Березин С.,
Лисецкий К. «Предупреждение подростковой
и юношеской наркомании»
- Березин С.,
Лисецкий К. «Психология ранней наркомании»
- Данилин
А., Данилина И. «Как спасти детей от наркотиков.»
- Дворяк С.
«Психология и клиника наркологической
зависимости. Современные подходы к реабилитации
наркоманов» ,«Как уберечь подростка от
наркотиков».
Глава I
Теоретико-методологические основы профилактики
наркотической зависимости
§ 1. Категориально-терминологический
аппарат
Для рассмотрения
проблемы педагогической профилактики
новых видов наркотической зависимости
необходимо определится с категориально-терминологическим
аппаратом.
Основные
термины:
- ПАВ1
- вещества, употребление которых непосредственно
приводит к изменениям психики.
- Обобщенное
обозначение, одурманивающих опьяняющих
средств
- Действуют
на психику
- Способны
вызвать эйфорию
- Способны
менять психическое состояние
- С самых древнейших
времен используются людьми для изменения
своего психического статуса в самых разнообразных
целях;
- Могут быть
растительного, грибного, животного, полусинтетического,
синтетического происхождения;
- Могут входить
в состав лекарственных препаратов, средств
бытовой химии, пищевых продуктов
- Могут стать
объектом злоупотребления;
- Вызвать психическую,
физическую зависимость
- Использование
термина «ПАВ» в отношении наркотических
препаратов не совсем точно т.к. Любой
психотропный препарат не обладающий
наркотическими свойствами (лекарства,
применяемые в психиатрии) оказывают влияние
на психику т.е. психоактивны Следовательно
наркотические, опьяняющие и одурманивающие
вещества являются психоделическими (ближе
к сущности и последствиям действий (от
лат. deleo – уничтожать)
- Наркотики2
- сильнодействующие природные (в основном
растительные), синтетические вещества,
парализующие деятельность ЦНС, вызывающие
искусственный сон и безболезненность,
иногда неадекватное поведение и галлюцинации.
Вещества способные вызвать привыкание
и постепенное влечение к ним;
Термин
«наркотик» применяется к веществам
отвечающим трем критериям:
- Медицинскому
(основание – способность вызывать эйфорию,
менять психическое состояние)
- Социальному
(основание – социальная опасность)
- Юридическому
(основание – список веществ официально
утвержденный ФСКН)
Наркотик
– вещество, препарат опьяняющего,
одурманивающего действия, способный
вызвать состояние болезни, наркоманию.
Наркомания – дисциплина, изучающая
развитие, течение и исход наркоманий.
- Наркомания3
- заболевание к наличию которого приводит
употребление наркотических веществ;
Вынужденное и относительно постоянное
потребление ПАВ с постепенным повышением
переносимости, наступлением ряда функциональных
нарушений в организме при внезапном прекращении
его потребления (абстинентный синдром)
и постепенным углублением болезни, развитием
психической и часто неврологической
патологии
- Абстинентный
синдром4 - специфическое
состояние возникающее у алкоголика, наркомана
после резкого прекращения приема алкоголя
или наркотика; Характеризуется: неудержимым
желанием испытать опьянение и отрицательными
субъективными переживаниями (угнетение,
тревожность, агрессивность, внушаемость).
- Наркотически
действующие вещества - не включенные
в официальный список наркотических средств.
Злоупотребление наркотически действующими
веществами называется токсикоманией. Пример: летучие наркотически
действующие вещества (эфир, клей, бензин
и т.д.).
- Токсикомания5
- Влечение и привыкание к приему лекарственных
веществ и ряда немедикаментозных препаратов,
обладающих наркотическим действием;
Характеризуется наличием психической
и физической зависимости от приема определенных
средств на фоне хронической интоксикации.
- Психическая
зависимость6
- Влечение психического характера к лекарственному
веществу. Преодоление психического дискомфорта
в состоянии интоксикации, в ее ожидании.
Улучшение психических функций в состоянии
интоксикации.
- Физическая
зависимость7
- Влечение физического характера. Включает
в себя неудержимое (компульсивное) влечение
и абстинентный синдром.
- Наркотизм8
- негативное социальное явление, представляет
совокупность антиобщественных деяний
(лиц, их совершивших), обусловленных болезненной
зависимостью человеческого организма
от постоянного приема наркотических
средств (наркоманией); Культивирование
растений; разработка, производство, изготовление,
переработка, хранение, перевозка, пересылка,
отпуск, реализация, распределение, приобретение,
использование, ввоз на таможенную территорию
РФ, вывоз с таможенной территории РФ,
уничтожение наркотических средств (психотропных
веществ), разрешенные и контролируемые
в соответствии с законодательством РФ.
Злоупотребление наркотиками и другими
токсическими веществами, без зависимости
от них. Характеризуется криминогенностью.
Состояние и динамика распространения
наркотизма в стране позволяют классифицировать
его как негативное социальное явление;
характеризующееся массовостью, устойчивостью,
зависимостью от социальных условий формирования
и функционирования. Состояние наркотизма
в стране определяется абсолютным увеличением
числа потребителей наркотических и токсических
средств. Отмечается ежегодный прирост
доли лиц, страдающих заболеваниями наркоманией
и токсикоманией. Среди потребителей наркотиков
имеет место увеличение доли женщин, лиц
молодежного возраста, ранее судимых.
За прошедшее десятилетие не удалось стабилизировать
неблагоприятные тенденции в развитии
наркотизма в стране.
- Профилактика
(от греч. prophylaktikos — предохранительный) —
предварительные меры для недопущения
чего-либо; комплекс медицинских, санитарно-технических,
гигиенических, педагогических и социально-экономических
мероприятий, направленных на предупреждение
заболеваний и устранение факторов риска;
один из видов (направлений) работы психолога
(см. просвещение психологическое); Социальная
профилактика — профилактическая деятельность,
осуществляемая для реализации принципа
социальной справедливости.
§ 2. Общие
положения проблемы профилактики наркотической
зависимости
Профилактика
в широком смысле имеет отношение
к избежанию или облегчению проблем,
связанных с употреблением вещества.
Благодаря этому нестрогому определению
попытки профилактики могут иметь различные
цели. Например, цель усилий, направленных
на предотвращение использования нелегальных
наркотиков, - остановить случаи их употребления.
Так или иначе, дополнительной целью такой
деятельности может быть сведение к минимуму
эффектов использования незаконных наркотиков,
которое имеет место. Раз так, то подходы,
выбранные для осуществления намеченных
целей, могут быть различны. Поэтому, говоря
о профилактике использования наркотиков,
важно уточнить, что именно предотвращается:
начало употребления, повто- ряющееся
употребление, отрицательное влияние
на общество, проблемы со здоровьем, или
что-то еще.
Профилактика
злоупотребления веществом традиционно
разделяется на три этапа. Первый
- первичная профилактика, которой
свойственно избежание злоупотребления
наркотиками до того, как у злоупотребления
вообще появится шанс иметь место. Например,
одной из целей такой профилактики будет
препятствование начальному употреблению
вещества. Никогда не начиная употребление
наркотика, вы не будете иметь с ним никаких
проблем. В основе этого подхода лежит
принцип "Просто Скажи Нет", когда,
особенно молодым людям, предлагается
наркотик. Другой целью первичной профилактики
может являться развитие ответственного
отношения и/или культуры употребления
веществ. Лучший пример этому - ответственное
отношение к выпивке. Многочисленные рекламные
плакаты и телевизионные передачи должны
уделять больше внимания тому, что нельзя
садиться за руль в состоянии алкогольного
опьянения или позволять нетрезвым друзьям
садиться за руль.
Вторичная
профилактика имеет дело с уже
начавшимся злоупотреблением. Этот тип
профилактики аналогичен раннему лечению,
когда проблемы с нар- котиками только
всплыли на поверхность. Вторичная
профилактика часто используется законной
системой, ответственной за неправильное
употребление веществ. К примеру, человека,
арестованного за вождение в нетрезвом
виде, могут направить на специальные
курсы, обучение на которых должно предотвратить
повтор ситуации. В некоторых частях США
так поступают с малолетними правонарушителями,
задержанными за хранение наркотиков.
В обоих случаях делается акцент на уничтожение
проблемы в зародыше. Главным в таких усилиях
является раннее выявление подобных проблем.