Проблема способности к сопереживанию детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2012 в 10:36, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить особенности проявления и выявить гендерные различия в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: способность к сопереживанию.
Предмет исследования: гендерные отличия способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста имеются значительные гендерные отличия (девочки более эмпатичны, чем мальчики).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............................................................... 5
1.1. Проблема эмпатии в психологии................................................................. 5
1.2. Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте............ 7
1.3. Гендерные исследования эмпатийных способностей................................ 15

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПРОЯВЛЕНИИ
СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............................................................... 21
2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 21
2.2. Описание используемых методик............................................................... 21
2.3. Анализ и описание полученных результатов............................................. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 27

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОГО СОПЕРЕЖИВАНИЯ.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

              Общепринятые стереотипы содержат и идею о существовании множественных гендерных отличий в сфере эмпатии и эмоциональности.             

              Шон Бурн отмечает, что, говоря о различиях между мужчинами и женщинами, мы часто считаем, что женщины лучше выражают эмоции и более восприимчивы к чувствам окружающих (эмпатичны), чем мужчины. Действительно, вера в то, что женщины более эмоциональны, чем мужчины, является одной из наиболее тривиальных находок в ходе изучения гендерных стереотипов. Айкс и Барнс объяснили, что мужественность обычно связывают с достижениями, автономностью и стремлением к контролю – причем такому, в котором на первом месте стоит способность влиять на осознанное выражение или сокрытие своих чувств. О женственности они писали, что она, наоборот, ассоциируется с межличностной коммуникацией, стремлением к объединению и активным выражением своих чувств [7, с.265].

              Действительно ли женщины более эмпатичны, чем мужчины?

              В исследованиях Ш.Бурн указывается на незначительность гендерных различий: «Если это и так, то причиной, вероятно, являются социальные нормы. От кого вы ожидаете большей эмпатии и более глубокого понимания эмоционального состояния других - от мужчин или от женщин? Как и большинство людей, вы наверняка испытываете полную убежденность в том, что женщины более эмпатичны, чем мужчины. Исследователи, однако, вашей уверенности не разделяют. Данные, касающиеся гендерных различий в эмпатии, на первый взгляд кажутся непоследовательными, а при ближайшем рассмотрении становится ясно, что они меняются в зависимости от используемого в каждом конкретном случае метода измерения эмпатии» [7, с.266].

              По мнению Ш.Бурна, различия в уровне эмпатии обнаруживаются только в том случае, если в исследовании испытуемые-мужчины должны сообщить, насколько эмпатичными они стремятся быть, то есть представители мужского пола в большей мере склонны подавлять свои чувства, нежели женщины. Различия в сфере агрессии заключаются прежде всего в способе её выражения: у мужчин преобладает прямая агрессия, у женщин - вербальная и косвенная.

               Согласно другим исследованиям (Г.Орме, 2003), несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами по общему уровню EQ (коэффициента эмоциональности), женщины обнаруживают более высокий уровень по межличностным показателям эмоционального интеллекта (эмоциональности, межличностным отношениям, социальной ответственности). У мужчин преобладают внутриличностные показатели (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способности к управлению стрессом (стрессоустойчивость, контроль импульсивности) и адаптируемость (определение правдоподобности, решение проблем). Иными словами, женщины более осведомлены об эмоциях, демонстрируют большую эмоциональность, у них складываются более благоприятные межличностные отношения, и они действуют с большей социальной ответственностью, чем мужчины. Мужчины, в свою очередь, проявляют большее самоуважение, более независимы, лучше справляются со стрессом, лучше решают проблемы, более оптимистично настроены, чем женщины [2, с.64].

              Отдельные представители мужского пола могут демонстрировать свой взгляд на жизнь и стиль поведения в диапазоне от жесточайшей конкуренции до нежной заботы. То же самое верно и для женщин. Не отрицая сей факт, психологи утверждают, что женщины во главу угла ставят отношения между людьми [8, с.58].

              Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и интимные.

              Во взрослых взаимоотношениях эти гендерные различия становятся глубже. В разговорах мужчины чаще концентрируются на задачах, женщины - на отношениях между людьми. В группах разговоры мужчин чаще информативны; женщине же важнее поделиться с подругами, получить помощь или оказать поддержку. Среди студентов-первокурсников 5 из 10 мужчин и 7 из 10 женщин считают очень важным помогать другим людям, попавшим в беду. В целом, мужчины тяготеют к тем профессиональным занятиям, которые усиливают диссонанс (прокурор, специалист в области рекламы); женщины, напротив, тяготеют к занятиям, уменьшающим диссонанс (адвокат, пропаганда благотворительности) [8, с.59].

              По мнению Вальчевской С.В., одним из объяснений таких различий в эмпатии мужчин и женщин может послужить факт, что женщины обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих. Проанализировав результаты 125 экспериментов, исследующих сенситивность мужчин и женщин к невербальным признакам, обнаружили следующее: в общем женщины превосходят мужчин в декодировании эмоциональных сообщений, поступающих от окружающих. Например, после демонстрации двухсекундного отрезка немого фильма, во время которого на экране было показано огорченное лицо героини, женщины более точно определили, что происходило - критиковала она кого-то либо обсуждала свой развод. Чувствительность женщин к сигналам невербального общения помогает объяснить их большую эмоциональную отзывчивость в печальных и радостных ситуациях. Женская чувствительность не является изначально присущей гендерной характеристикой. Скорее, она представляет собой отклик на социальные ожидания обоих полов, и реакцию на условия конкретной жизненной ситуации. Женщины также более искусны в невербальном выражении эмоций. В особенности это касается положительных эмоций. В эксперименте людей просили вспомнить ситуацию, когда те чувствовали счастье, печаль и злость. Просматривая потом пятисекундные отрывки съемок этих рассказов с выключенным звуком, исследователи чаще угадывали по мимике женщин, что речь идет о чем-то счастливом. Мужчины, впрочем, немного удачнее выражали злость. Такие черты, как доброта, чувствительность и теплота, независимо от того, считать ли их чисто женскими или общечеловеческими, являются истинным благом для близких взаимоотношений. Изучая супружеские пары в Австралии обнаружили, что, когда муж и жена - а лучше, если оба супруга сразу – обладали этими традиционными женскими качествами, удовлетворенность браком была выше. Как правило, люди считают брак удачным, если находят в супруге заботу и эмоциональную поддержку [8, с.59].

             

              Таким образом, в результате теоретического анализа литературы по проблеме способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста, мы приходим к следующим выводам.

              Гуманные отношения, открывая  ряд общечеловеческих  ценностей, являет  собой  ту  основу, без  которой невозможно  нравственное, духовное  развитие  человека. Именно  на  этапе  дошкольного детства  у  ребенка  возникает  особый  интерес к  области  человеческих  отношений, желание  их постигнуть. Поэтому  столь важно  обеспечить  целенаправленное  воспитание у  дошкольника  доброжелательности, отзывчивости, внимательности, справедливости к  окружающим  людям, приобщать  его  к  социальным  ценностям. Дети,  прежде  всего,  оценивают  те  качества и  особенности  поведения  сверстников и самого себя, которые  чаще  всего оцениваются  окружающими и  от  которых в  большей  степени  зависит их  положение  в  группе детского сада.

              Мальчики и девочки, мужчины и женщины во многом схожи. И все же их различие привлекает большее внимание исследователей, нежели их сходство. Хотя индивидуальные различия, как среди женщин, так и среди мужчин превосходят гендерные, социальные, психологи выявили тот факт, что гендерные различия все же имеют место при противопоставлении таких качеств, как независимость и привязанность. Женщины, как правило, более заботливы, демонстрируют больше эмпатии и эмоций, оценивают себя с точки зрения отношений между людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ  ПРОБЛЕМЫ  ГЕНДЕРНЫХ  РАЗЛИЧИЙ  В  ПРОЯВЛЕНИИ  СПОСОБНОСТИ  К  СОПЕРЕЖИВАНИЮ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

2.1.  Ход эксперимента

 

              Для исследования гендерных различий в проявлении способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста нами в мае 2006 года был проведен эксперимент.

              Базой для эксперимента послужил детский сад-ясли № 22 г.Бреста.

              В исследовании приняли участие 14 детей старшей группы (7 девочек и 7 мальчиков).

              Цель исследования: выявить гендерные отличия в проявлении способности к сопереживанию у дошкольников.

              Задачи:

1.         Подобрать методики для исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

2.         Провести исследование и выявить гендерные отличия в проявлении способности к сопереживанию у детей.

 

2.2.  Описание используемых методик

              Особенности эмоционально-волевой регуляции у дошкольников хорошо проявляется в игре, поэтому для проведения эксперимента нами были выбраны следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа и методики:

Методика 1: «Вопросы» [13, с.63-67].

              Проведение исследования: сначала мы наблюдали за детьми в разных видах деятельности. Затем в индивидуальном порядке задавали ребенку вопросы:

1.         Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2.         Можно ли обижать животных? Почему?

3.         Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

4.         Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

5.         Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6.         Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

                            Обработка данных: при обработке результатов особое внимание обращали не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляли, и любое проявление эмпатии заносили в таблицу знаком «+».

 

Методика 2: «Игра «Гномики»

              Для игры нужны колокольчики (или погремушки) по числу участников. Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

              Мы предлагали детям поиграть в гномиков: «У каждого из гномиков есть волшебный колокольчик: когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу — он может загадать любое желание, и оно когда-нибудь исполнится». Затем дети получают колокольчики. «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У одного из наших гномиков не звенит колокольчик! Это такое для него несчастье! Он теперь не сможет загадать желание... Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем исполнить его желание?» (Дети предлагают свои решения.) «А может быть, кто-то уступит на время свой колокольчик, чтобы гномик мог позвенеть им и загадать свое желание?»

              Обработка результатов:  оценивались предложенные детьми варианты решения этой ситуации; проявления эмпатии также заносились в таблицу.

 

 

2.3.  Анализ и описание полученных результатов

 

              В ходе проведения эксперимента нами были получены результаты, которые мы оформили в виде таблицы 1.

                                                                                                                                                          Таблица 1

 

Имя и фамилия

Методика 1

«Вопросы»

Методика 2 «Игра «Гномики»

Всего

Итого

Девочки

Инна А.

+ + + +

+ +

6

46

Вера В.

+ + + + + +

+

7

Света В.

+ +

+ + +

5

Марина О.

+

+

2

Катя Л.

+ + + + + + +

+ + +

10

Юля С.

+ + + +

+ +

6

Настя Ф.

+ + + + + + +

+ + +

10

Мальчики

Сергей Б.

+ + + + +

+ + +

8

45

Артем Г.

+ + + + +

+

6

Богдан Д.

+ +

+ + +

5

Максим К.

+ + + +

+ + +

7

Саша С.

+ + + + + + +

+ +

9

Максим Х.

+

+ +

3

Юра Я.

+ + + +

+ + +

7

Информация о работе Проблема способности к сопереживанию детей дошкольного возраста