Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2012 в 10:36, реферат
Цель курсовой работы: изучить особенности проявления и выявить гендерные различия в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: способность к сопереживанию.
Предмет исследования: гендерные отличия способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста имеются значительные гендерные отличия (девочки более эмпатичны, чем мальчики).
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............................................................... 5
1.1. Проблема эмпатии в психологии................................................................. 5
1.2. Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте............ 7
1.3. Гендерные исследования эмпатийных способностей................................ 15
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПРОЯВЛЕНИИ
СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............................................................... 21
2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 21
2.2. Описание используемых методик............................................................... 21
2.3. Анализ и описание полученных результатов............................................. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 27
Общепринятые стереотипы содержат и идею о существовании множественных гендерных отличий в сфере эмпатии и эмоциональности.
Шон Бурн отмечает, что, говоря о различиях между мужчинами и женщинами, мы часто считаем, что женщины лучше выражают эмоции и более восприимчивы к чувствам окружающих (эмпатичны), чем мужчины. Действительно, вера в то, что женщины более эмоциональны, чем мужчины, является одной из наиболее тривиальных находок в ходе изучения гендерных стереотипов. Айкс и Барнс объяснили, что мужественность обычно связывают с достижениями, автономностью и стремлением к контролю – причем такому, в котором на первом месте стоит способность влиять на осознанное выражение или сокрытие своих чувств. О женственности они писали, что она, наоборот, ассоциируется с межличностной коммуникацией, стремлением к объединению и активным выражением своих чувств [7, с.265].
Действительно ли женщины более эмпатичны, чем мужчины?
В исследованиях Ш.Бурн указывается на незначительность гендерных различий: «Если это и так, то причиной, вероятно, являются социальные нормы. От кого вы ожидаете большей эмпатии и более глубокого понимания эмоционального состояния других - от мужчин или от женщин? Как и большинство людей, вы наверняка испытываете полную убежденность в том, что женщины более эмпатичны, чем мужчины. Исследователи, однако, вашей уверенности не разделяют. Данные, касающиеся гендерных различий в эмпатии, на первый взгляд кажутся непоследовательными, а при ближайшем рассмотрении становится ясно, что они меняются в зависимости от используемого в каждом конкретном случае метода измерения эмпатии» [7, с.266].
По мнению Ш.Бурна, различия в уровне эмпатии обнаруживаются только в том случае, если в исследовании испытуемые-мужчины должны сообщить, насколько эмпатичными они стремятся быть, то есть представители мужского пола в большей мере склонны подавлять свои чувства, нежели женщины. Различия в сфере агрессии заключаются прежде всего в способе её выражения: у мужчин преобладает прямая агрессия, у женщин - вербальная и косвенная.
Согласно другим исследованиям (Г.Орме, 2003), несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами по общему уровню EQ (коэффициента эмоциональности), женщины обнаруживают более высокий уровень по межличностным показателям эмоционального интеллекта (эмоциональности, межличностным отношениям, социальной ответственности). У мужчин преобладают внутриличностные показатели (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способности к управлению стрессом (стрессоустойчивость, контроль импульсивности) и адаптируемость (определение правдоподобности, решение проблем). Иными словами, женщины более осведомлены об эмоциях, демонстрируют большую эмоциональность, у них складываются более благоприятные межличностные отношения, и они действуют с большей социальной ответственностью, чем мужчины. Мужчины, в свою очередь, проявляют большее самоуважение, более независимы, лучше справляются со стрессом, лучше решают проблемы, более оптимистично настроены, чем женщины [2, с.64].
Отдельные представители мужского пола могут демонстрировать свой взгляд на жизнь и стиль поведения в диапазоне от жесточайшей конкуренции до нежной заботы. То же самое верно и для женщин. Не отрицая сей факт, психологи утверждают, что женщины во главу угла ставят отношения между людьми [8, с.58].
Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и интимные.
Во взрослых взаимоотношениях эти гендерные различия становятся глубже. В разговорах мужчины чаще концентрируются на задачах, женщины - на отношениях между людьми. В группах разговоры мужчин чаще информативны; женщине же важнее поделиться с подругами, получить помощь или оказать поддержку. Среди студентов-первокурсников 5 из 10 мужчин и 7 из 10 женщин считают очень важным помогать другим людям, попавшим в беду. В целом, мужчины тяготеют к тем профессиональным занятиям, которые усиливают диссонанс (прокурор, специалист в области рекламы); женщины, напротив, тяготеют к занятиям, уменьшающим диссонанс (адвокат, пропаганда благотворительности) [8, с.59].
По мнению Вальчевской С.В., одним из объяснений таких различий в эмпатии мужчин и женщин может послужить факт, что женщины обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих. Проанализировав результаты 125 экспериментов, исследующих сенситивность мужчин и женщин к невербальным признакам, обнаружили следующее: в общем женщины превосходят мужчин в декодировании эмоциональных сообщений, поступающих от окружающих. Например, после демонстрации двухсекундного отрезка немого фильма, во время которого на экране было показано огорченное лицо героини, женщины более точно определили, что происходило - критиковала она кого-то либо обсуждала свой развод. Чувствительность женщин к сигналам невербального общения помогает объяснить их большую эмоциональную отзывчивость в печальных и радостных ситуациях. Женская чувствительность не является изначально присущей гендерной характеристикой. Скорее, она представляет собой отклик на социальные ожидания обоих полов, и реакцию на условия конкретной жизненной ситуации. Женщины также более искусны в невербальном выражении эмоций. В особенности это касается положительных эмоций. В эксперименте людей просили вспомнить ситуацию, когда те чувствовали счастье, печаль и злость. Просматривая потом пятисекундные отрывки съемок этих рассказов с выключенным звуком, исследователи чаще угадывали по мимике женщин, что речь идет о чем-то счастливом. Мужчины, впрочем, немного удачнее выражали злость. Такие черты, как доброта, чувствительность и теплота, независимо от того, считать ли их чисто женскими или общечеловеческими, являются истинным благом для близких взаимоотношений. Изучая супружеские пары в Австралии обнаружили, что, когда муж и жена - а лучше, если оба супруга сразу – обладали этими традиционными женскими качествами, удовлетворенность браком была выше. Как правило, люди считают брак удачным, если находят в супруге заботу и эмоциональную поддержку [8, с.59].
Таким образом, в результате теоретического анализа литературы по проблеме способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста, мы приходим к следующим выводам.
Гуманные отношения, открывая ряд общечеловеческих ценностей, являет собой ту основу, без которой невозможно нравственное, духовное развитие человека. Именно на этапе дошкольного детства у ребенка возникает особый интерес к области человеческих отношений, желание их постигнуть. Поэтому столь важно обеспечить целенаправленное воспитание у дошкольника доброжелательности, отзывчивости, внимательности, справедливости к окружающим людям, приобщать его к социальным ценностям. Дети, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе детского сада.
Мальчики и девочки, мужчины и женщины во многом схожи. И все же их различие привлекает большее внимание исследователей, нежели их сходство. Хотя индивидуальные различия, как среди женщин, так и среди мужчин превосходят гендерные, социальные, психологи выявили тот факт, что гендерные различия все же имеют место при противопоставлении таких качеств, как независимость и привязанность. Женщины, как правило, более заботливы, демонстрируют больше эмпатии и эмоций, оценивают себя с точки зрения отношений между людьми.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПРОЯВЛЕНИИ СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Ход эксперимента
Для исследования гендерных различий в проявлении способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста нами в мае 2006 года был проведен эксперимент.
Базой для эксперимента послужил детский сад-ясли № 22 г.Бреста.
В исследовании приняли участие 14 детей старшей группы (7 девочек и 7 мальчиков).
Цель исследования: выявить гендерные отличия в проявлении способности к сопереживанию у дошкольников.
Задачи:
1. Подобрать методики для исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
2. Провести исследование и выявить гендерные отличия в проявлении способности к сопереживанию у детей.
2.2. Описание используемых методик
Особенности эмоционально-волевой регуляции у дошкольников хорошо проявляется в игре, поэтому для проведения эксперимента нами были выбраны следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа и методики:
Методика 1: «Вопросы» [13, с.63-67].
Проведение исследования: сначала мы наблюдали за детьми в разных видах деятельности. Затем в индивидуальном порядке задавали ребенку вопросы:
1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
2. Можно ли обижать животных? Почему?
3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Обработка данных: при обработке результатов особое внимание обращали не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляли, и любое проявление эмпатии заносили в таблицу знаком «+».
Методика 2: «Игра «Гномики»
Для игры нужны колокольчики (или погремушки) по числу участников. Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).
Мы предлагали детям поиграть в гномиков: «У каждого из гномиков есть волшебный колокольчик: когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу — он может загадать любое желание, и оно когда-нибудь исполнится». Затем дети получают колокольчики. «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У одного из наших гномиков не звенит колокольчик! Это такое для него несчастье! Он теперь не сможет загадать желание... Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем исполнить его желание?» (Дети предлагают свои решения.) «А может быть, кто-то уступит на время свой колокольчик, чтобы гномик мог позвенеть им и загадать свое желание?»
Обработка результатов: оценивались предложенные детьми варианты решения этой ситуации; проявления эмпатии также заносились в таблицу.
2.3. Анализ и описание полученных результатов
В ходе проведения эксперимента нами были получены результаты, которые мы оформили в виде таблицы 1.
Таблица 1
| Имя и фамилия | Методика 1 «Вопросы» | Методика 2 «Игра «Гномики» | Всего | Итого |
Девочки | Инна А. | + + + + | + + | 6 | 46 |
Вера В. | + + + + + + | + | 7 | ||
Света В. | + + | + + + | 5 | ||
Марина О. | + | + | 2 | ||
Катя Л. | + + + + + + + | + + + | 10 | ||
Юля С. | + + + + | + + | 6 | ||
Настя Ф. | + + + + + + + | + + + | 10 | ||
Мальчики | Сергей Б. | + + + + + | + + + | 8 | 45 |
Артем Г. | + + + + + | + | 6 | ||
Богдан Д. | + + | + + + | 5 | ||
Максим К. | + + + + | + + + | 7 | ||
Саша С. | + + + + + + + | + + | 9 | ||
Максим Х. | + | + + | 3 | ||
Юра Я. | + + + + | + + + | 7 |
Информация о работе Проблема способности к сопереживанию детей дошкольного возраста