Проблемное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Мы выяснили, что проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания, в сочетании с традиционным типом обучения, а также является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава I. Теоретические основы проблемного обучения………………………..5
1. Понятие проблемного обучения и его функции……………………………...5
2. Особенности проблемного обучения…………………………………….……8
3. Виды и методы проблемного обучения…………………………..…………10
4. Правила и организация проблемного обучения….……………...………….16
Глава II. Анализ реализации проблемного обучения в современной школе………………………………………………………………………….….19
1. Организация проблемного обучения в средней школе……………………..19
2. Рекомендации учителю при разработке им проблемного урока…………..24
3. Виды учебной работы школьников в условиях проблемного обучения......26
Заключение………………………………………………………….……………28
Список литературы………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

3. Постановка учебных проблемных заданий на  объяснение  явления  или  поиск путей  его  практического  применения.  Примером  может   служить   любая исследовательская  работа   учащихся   на   учебно-опытном   участке,   в мастерской, лаборатории или  учебном  кабинете,  а  также  на  уроках  по   гуманитарным предметам. [10]

4.  Побуждения  учащегося   к  анализу  фактов  и   явлений  действительности,   порождающему противоречия между   житейскими  представлениями   и  научными понятиями об  этих фактах.

5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка  выводов  и  их  опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению,  сопоставлению фактов,  явлений,  правил, действий, в результате которых  возникает проблемная ситуация.

7. Побуждение учащихся к предварительному  обобщению новых  фактов.  Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые  факты,  явления,  содержащиеся  в новом  для  них  материале,  сравнить   их   с   известными   и   сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как сравнение  выявляет  особые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.

8. Ознакомление учащихся с   фактами,  несущими  как  будто   бы  необъяснимый характер и приведшими в истории  науки  к  постановке  научной  проблемы. Обычно эти факты и явления как бы  противоречат  сложившимся  у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой,  недостаточностью их прежних знаний.

9. Организация межпредметных связей. Часто  материал  учебного  предмета  не обеспечивает  создания  проблемной  ситуации  (при   отработке   навыков,   повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и   данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом. [10]

10. Варьирование задачи, переформулировка  вопроса.

Таким образом, педагогическая практика дает много вариантов и способов создания проблемных ситуаций в учебном процессе. Они помогают преподавателю выбрать конкретный путь, не один, а несколько вариантов, чтобы создать проблемную ситуацию. Возникает возможность развернуть целую систему проблемных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Анализ реализации проблемного обучения в современной школе

1. Организация проблемного  обучения в средней школе

Организация проблемного  обучения предполагает применение таких  приемов и   методов   преподавания,   которые   приводили   бы    к    возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение  школьниками соответствующих методов учения.

Однако  возникновение  проблемных  ситуаций  и  поисковой  деятельности учащихся возможно не в любой ситуации. Оно, как правило,  возможно  в  таких видах учебно-познавательной  деятельности  учащихся,  как:  решение  готовых нетиповых задач; составление задач и их решение; логический  анализ  текста; ученическое   исследование;   сочинение;   рационализация   и   изобретение; конструирование и др. [2]

Поэтому создание учителем цепи проблемных ситуаций  в  различных  видах творческой  учебной  деятельности  учащихся  и  управление  их  мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний  путем самостоятельного (или коллективного) решения учебных проблем составляет сущность  проблемного обучения.

А теперь рассмотрим организацию проблемного обучения в средней школе.

Исходя из идеи развития познавательной самостоятельности  учащихся,  все разновидности современного урока на основе принципа проблемности делятся  на проблемные и не проблемные. [7]

С   точки   зрения   внутренней   специфики   (логико-психологической) проблемным следует считать урок, на котором  учитель  преднамеренно  создает проблемные  ситуации  и  организует  поисковую  деятельность   учащихся   по самостоятельной постановке учебных проблем  и  их  решению  (высший  уровень проблемности) или сам  ставит  проблемы  и  решает  их,  показывая  учащимся логику движения мысли в поисковой ситуации (низший уровень проблемности).

Дидактическим (внешним)  показателем  проблемного  урока  является  его комплексность, синтетичность.  Сущность  синтетичного  урока  заключается  в том, что повторение пройденного, как правило, сливается с  введением  нового материала, происходит непрерывное повторение  знаний,  умений  и  навыков  в новых связях и сочетаниях, что характерно как раз для проблемного урока.

Структурными элементами современного урока являются:

1)  актуализация  прежних   знаний   учащихся   (что   означает  не   только   воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новый ситуации, стимулирование  познавательной  активности  учащихся,  контроль учителя);

2) усвоение новых знаний  и способов действия (в значении  более  конкретном, чем понятие «изучение нового материала»);

3) формирование умений  и навыков (включающих  и   специальное  повторение, и закрепление). [4]

Эта структура отражает и основные этапы  учения,  и  этапы  организации современного урока. Но по отношению к  мыслительной  деятельности  учащихся, являясь выражением целей образования, она выступает как  внешний  показатель учения, то есть  не  отражает   процесса   продуктивной познавательной деятельности учащихся и не может обеспечить управление  этой  деятельностью.

Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его  структуре этапов поисковой  деятельности,  то  естественно,  что  они  и  представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:

1) возникновение проблемной  ситуации и постановка проблемы;

2) выдвижение предположений и обоснование гипотезы;

3) доказательство гипотезы;

4) проверка правильности  решения проблемы. [11]

Таким образом, структура  проблемного  урока,  в  отличие  от  структуры непроблемного,  имеет  элементы  логики  познавательного  процесса   (логики продуктивной  мыслительной  деятельности),  а  не  только   внешней   логики процесса  обучения. Структура проблемного урока,   представляющая   собой сочетание  внешних  и  внутренних  элементов  процесса   обучения,   создает возможности управления самостоятельной  учебно-познавательной  деятельностью ученика.

В рамках  проблемного  обучения  в  педагогике  исследуются  не  только общепедагогические проблемы, но и  проблемы  обучения  отдельным  предметам. Особенно это относится к проблемам педагогики математики.

Далее рассмотрим роль и  место проблемного обучения в  учебном процессе.

Поскольку проблемное обучение применяется в структуре  других  методов, его нельзя рассматривать ни как  особый  метод  обучения,  ни  как  какую-то новую систему обучения. Правильнее всего будет его считать  особым  подходом к организации обучения, проявляющимся, прежде всего в характере организации познавательной деятельности обучаемых.

Несомненно, не всякий  материал  может  служить  основой  для  создания проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного  материала  относится вся конкретная информация,  содержащая  цифровые  и  количественные  данные, факты, даты и т.п. которые нельзя «открыть».

Проблемное обучение возможно применять для усвоения  обобщенных  знаний –  понятий,  правил,  законов,  причинно-следственных  и  других  логических зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача  специального  обучения учащихся  приемам  и  способам  умственной  деятельности,  необходимым   при добывании знаний и решении поисковых задач. [11]

Проблемными, как правило, являются первые уроки  любой  темы,  ибо  они содержат в себе  новые,  по  сравнению с ранее изученным,  теоретические и практические положения.

Бесспорно, что проблемное обучение обладает рядом достоинств.

Проблемное  обучение  при  правильной  его  организации   способствует развитию  умственных  сил  учащихся  (противоречия  заставляют  задумываться искать  выход  из  проблемной   ситуации   затруднения);   самостоятельности (самостоятельное  видение  проблемы,   формулировка   проблемного   вопроса, проблемной  ситуации,  самостоятельность  выбора  плана  решения  и   т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение  знаний,  способов действия,  поиск  самостоятельного  нестандартного   решения).   Проблемное обучение обеспечивает и  более  прочное  усвоение  знаний  (то,  что  добыто самостоятельно  лучше  усваивается  и  на  долго  запоминается);   развивает аналитическое  мышление  (проводится  анализ   условий,   оценка   возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации). [7]

Проблемное обучение вооружает школьников методами  познания  окружающей действительности, развивает  умения  и  навыки  целесообразного  наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и  выводу  основных  закономерностей  с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.

Учащиеся  быстрее  осмысливают  сущность  изучаемого  явления  и  дают обоснованные ответы.  У них развиваются познавательные   потребности   и интерес,  воспитывается  убежденность  в  знаниях,  так  как  учащиеся  сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.

Но  проблемное  обучение  имеет  и   недостатки.   Не   всегда   легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить  в виде проблем; проблемное обучение  не  способствует  отработке  навыков,  не экономично – требует больших затрат времени.

Таким образом, проблемное обучение имеет свои достоинства  и недостатки. В связи с этим необходимо рассмотреть условия применения проблемного обучения.

Проблемное обучение целесообразно применять когда:

1) Содержание учебного  материала  содержит  причинно-следственные  связи  и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий.

2) Ученики подготовлены  к проблемному изучению темы.

3)  Ученики  решают   задачи   на   развитие   самостоятельности   мышления,   формирование исследовательских  умений, творческого подхода к  делу.

4) У учителя есть  время для проблемного изучения темы.

5) Учитель хорошо владеет  соответствующими методами обучения.

Изучив методическую литературу, мы пришли к выводу, что проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь специфика младших классов основана на формировании умений и навыков, а мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности. Проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.

Учебную проблему можно  поставить тремя способами:

  1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
  2. Подводящий к теме диалог.
  3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Каждый из этих способов имеет свою особенность. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, в результате развиваются творческие способности и, конечно, речь. Подводящий диалог активизирует логическое мышление учащихся, а также речь. При сообщении темы с мотивирующим приемом развивающий эффект меньше. [15]

В то же время у всех трех способов есть и принципиальное сходство: каждый их них подводит класс  к решению интересной учебной  проблемы. Ребята хотят искать ответ на вопрос, который поставили сами.

Таким образом, все три  способа постановки проблемы обеспечивают рост учебной мотивации.

Приведем примеры возможных  подходов к постановке учебной проблемы.

1. Побуждающий  диалог.

Этот метод требует  от учителя последовательного осуществления следующих действий:

- создание проблемной  ситуации;

- побуждение к осознанию  противоречия проблемной ситуации;

- побуждение к формулированию  учебной проблемы;

- принятие предлагаемых  учащимися формулировок учебной  проблемы.

2. Подводящий  диалог.

Этот способ постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока.

3. Сообщение  темы с мотивирующим приемом. 

Учитель сам сообщает тему урока, стремясь вызвать к ней интерес учащихся. Для этого можно использовать прием «яркое пятно», который состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока. Еще один прием – «актуальность» - связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать их в жизни.

Итак, открывать новые  знания надо совместно с детьми. Проблемное обучение – сегодняшний  и завтрашний день нашего образования, поэтому овладеть этой технологией  может каждый педагог. [15]

 

В итоге, рассмотрев организацию  проблемного обучения в школе, мы выяснили, что это процесс сложный и многогранный, включающий в себя создание разнообразных проблемных ситуаций. Проблемное  обучение  при  правильной  его  организации   способствует развитию  умственных  сил  учащихся, самостоятельности, развитию творческого мышления, обеспечивает более прочное усвоение  знаний, развивает аналитическое и логическое мышление.  

А теперь, продумаем некоторые рекомендации учителю при разработке проблемного урока.

Информация о работе Проблемное обучение