Проблемное обучение и его использование в обучении дизайну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

При написании данной темы была обозначена следующая цель: провести исследование на тему проблемного обучения и его использования в обучении дизайну.
Для достижения цели были обозначены следующие задачи:
1. Изучить, основные характеристики проблемного обучения.
2. Рассмотреть его достоинства и недостатки.

Содержание

Введение. 3
Глава 1: Теоретические основы проблемного обучения.
1.1. Основные характеристики проблемного обучения, его достоинства и недостатки. 5
1.2. Способы создания проблемных ситуаций в ходе учебного процесса. 12
Глава 2: Использование проблемного обучения в процессе подготовки педагога-дизайнера.
2.1. Характерные особенности использования технологии проблемного обучения в системе профессионального обучения 16
2.2. Разработка плана-конспекта урока по дисциплине «Конструирование оборудования интерьера» с применением технологии проблемного обучения 17
Заключение 20
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Первые три особенности проблемного  обучения имеют социальную направленность (обеспечивают прочность знаний, глубину  убеждений, умение творчески применять знания в жизни). Остальные особенности носят специально-дидактический характер и в целом характеризуют проблемное обучение.

 

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым  новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.

Проблемное обучение в меньшей  мере чем другие типы обучения применимо  при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.

Таким образом, проблемное обучение, в отличие от объяснительно-иллюстративного обучения обеспечивает эффективное развитие мыслительных способностей учащихся потому, что базируется на закономерностях продуктивного мышления, и творческой деятельности.

Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они "выращиваются". Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы "выращивать" эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения.

Проблемное  обучение  не  может быть  одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс  проблемного  обучения  порождает различные  уровни  как  интеллектуальных  затруднений  учащихся,  так  и  их познавательной активности и самостоятельности  при  усвоении  новых  знаний, чем при применении прежних знаний в новой ситуации.

Виды   проблемного   обучения   правильнее   всего    различать    по соответствующим видам творчества. На этом основании можно выделить три  вида проблемного обучения.

Первый вид («научное» творчество) – это теоретическое исследование,  то есть поиск и открытие ученикам нового правила,  закона,  теоремы  и  т.д.  В основе  этого  вида  проблемного  обучения  лежит   постановка   и   решение теоретических учебных проблем.

Второй вид (практическое творчество) – поиск практического решения,  то есть  поиск  способа  применения  известного  знания   в   новой   ситуации, конструирование, изобретение. В  основе  этого  вида  проблемного  обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.

Третий  вид   (художественное   творчество)   –   это   художественное отображение действительности на основе творческого  воображения,  включающее в   себя   литературные   сочинения,   рисование,   написание   музыкального произведения, игру, и т.д.

Все виды проблемного  обучения характеризуются наличием  репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика,  наличие  поиска  и  решения проблемы.  Они  могут  осуществляться  при  различных   формах   организации педагогического процесса.  Однако  первый  вид  чаще  всего  встречается  на уроке, где  наблюдается  индивидуальное,  групповое  и  фронтальное  решение проблем. Второй – на лабораторных, практических занятиях. Третий  вид  –  на уроке и на внеурочных занятиях.

Вполне понятно, что  каждый  вид  проблемного  обучения  как  внутренне дифференцированная  деятельность   имеет   сложную   структуру,   дающую в зависимости от множества факторов различную результативность обучения.

1.2. Способы создания проблемных ситуаций в ходе учебного процесса.

 

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение  человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить  возникшее явление, факт, процесс  действительности не может достичь  цели известным ему способом действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.

 

На  основании  обобщения  передового  опыта  можно  указать  несколько основных способов создания проблемных ситуаций:

1.  Побуждение  учащихся  к   теоретическому  объяснению   явлений,   фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает  поисковую  деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

2. Использование учебных и жизненных  ситуаций,  возникающих  при   выполнении учащимися практических  заданий. Проблемные ситуации  в этом случае возникают при   попытке   самостоятельно   достигнуть   поставленной   перед   ними практической  цели.  Обычно  студенты  в итоге анализа   ситуации   сами формулируют проблему.

3. Постановка учебных проблемных  заданий на  объяснение  явления   или  поиск путей  его  практического  применения.  Примером  может   служить   любая исследовательская  работа   учащихся   на   учебно-опытном   участке,   в мастерской, лаборатории или  учебном  кабинете,  а  также  на  уроках  по гуманитарным предметам.

4.  Побуждения  учащегося   к  анализу  фактов  и   явлений  действительности, порождающему противоречия между  житейскими  представлениями  и  научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка  выводов  и   их  опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению,  сопоставлению фактов,  явлений,  правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

7. Побуждение учащихся к предварительному  обобщению новых  фактов.  Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые  факты,  явления,  содержащиеся  в новом  для  них  материале,  сравнить   их   с   известными   и   сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как сравнение  выявляет  особые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.

8. Ознакомление учащихся с   фактами,  несущими  как  будто   бы  необъяснимый характер и приведшими в истории  науки  к  постановке  научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы  противоречат  сложившимся  у  студентов представлениям и понятиям, что объясняется  неполнотой,  недостаточностью их прежних знаний.

9. Организация межпредметных связей. Часто  материал  учебного  предмета  не обеспечивает  создания  проблемной  ситуации  (при   отработке   навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты  и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалам.

10. Варьирование задачи, переформулировка  вопроса.

 

Правила создания проблемных ситуаций:

1. Чтобы создать проблемную  ситуацию,  перед  учащимися  следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти  речь об общей закономерности, общем способе деятельности  или  общих  условиях реализации деятельности.

2. Задание должно соответствовать  интеллектуальным  возможностям  учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

3. Проблемное задание дается  до объяснения усваиваемого материала.

4. Проблемными заданиями могут  быть:

      1) усвоение;

      2) формулировка вопроса;

      3) практические задания.

Проблемное задание  может  привести  к  проблемной  ситуации  только  в случае учета вышеупомянутых правил.

5. Одна и та же проблемная  ситуация может  быть  вызвана   различными  типами заданий.

6. Очень трудную  проблемную  ситуацию  педагог  направляет  путем указания учащемуся причин  невыполнения  данного  ему  практического  задания  или невозможности объяснения им тех или других фактов. Например: «Вы не могли построить треугольник с 3 известными углами, т.к.  в этом  задании было нарушено одно из важных правил, касающихся треугольников».

Подготовленность  студента  к проблемному учению  определяется  прежде всего его умением увидеть выдвинутую педагогом (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать  ее,  найти  пути  решения  и  решить  эффективными приемами.

Всегда  ли  студент  сам выходит   из   создавшегося   познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации  может  быть  4 выхода:

1) Педагог сам ставит и решает проблему;

2) Педагог сам ставит и решет проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;

3) Учащиеся самостоятельно ставят  и решают  проблему,  но  с  участием  и (частичной или полной) помощью педагога;

4) Учащиеся самостоятельно ставят  проблему и решают ее без  помощи педагога (но, как правило, под его руководством).

На основе лингвистического определения: проблема –  задача,  подлежащая разрешению, исследованию. Какова же природа проблемы возникающей в процессе обучения?  Многие  педагоги  понятие «проблема»  отождествляют с   понятием «вопрос»  и  «задача»,  проблему  в  обучении  смешивают   с   проблемой   в общеупотребительном ее значении.

Учебная проблема – форма реализации принципа проблемности  в  обучении.

Учебная проблема – явление субъективное и существует в  сознании  студента  в идеальной форме, в мысли, так же как любое  суждение,  пока  оно  не  станет логически  завершенным.  Задача  –  явление  объективное,  для  студента  она существует с самого начала в материальной форме,  и  превращается  задача  в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.

Основные функции  учебной проблемы:

1) Определение направления умственного поиска, то есть деятельности  учащегося по нахождению способа решения проблемы.

2) Формирование познавательных  способностей, интереса, мотивов   деятельности студента по усвоению новых знаний.

Глава 2: Использование проблемного  обучения в процессе подготовки педагога-дизайнера.

2.1.    Характерные  особенности применения технологии проблемного обучения в системе профессионального обучения.

 

Особенностями содержания проблемного обучения является то, что оно основано на создании проблемной мотивации, поэтому конструкция дидактического содержания материала должна представлять собой цепь проблемных ситуаций. Оптимальной структурой материала является сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций. Особенности методики заключаются в использовании методов, основанных на создании проблемных ситуаций, организации активной познавательной деятельности обучаемого, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления закон.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Технологическая  схема проблемного обучения может  быть представлена таким образом: преподаватель  создает проблемную ситуацию, направляет обучаемых на ее решение, организует поиск решения; обучаемый ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от преподавателя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Разновидностями  методов  проблемного обучения, каждая из которых  может быть самостоятельным частным  методом, имеющим определенную область применения, являются: метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) метод, частично - исследовательский (экспериментальный), учебно-исследовательский метод.

Информация о работе Проблемное обучение и его использование в обучении дизайну