Проблемное обучение и его использование в обучении дизайну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

При написании данной темы была обозначена следующая цель: провести исследование на тему проблемного обучения и его использования в обучении дизайну.
Для достижения цели были обозначены следующие задачи:
1. Изучить, основные характеристики проблемного обучения.
2. Рассмотреть его достоинства и недостатки.

Содержание

Введение. 3
Глава 1: Теоретические основы проблемного обучения.
1.1. Основные характеристики проблемного обучения, его достоинства и недостатки. 5
1.2. Способы создания проблемных ситуаций в ходе учебного процесса. 12
Глава 2: Использование проблемного обучения в процессе подготовки педагога-дизайнера.
2.1. Характерные особенности использования технологии проблемного обучения в системе профессионального обучения 16
2.2. Разработка плана-конспекта урока по дисциплине «Конструирование оборудования интерьера» с применением технологии проблемного обучения 17
Заключение 20
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Данные разновидности  метода проблемного обучения обусловливают появление соответственно им четырех уровней проблемности, каждый из которых характеризуется целесообразным объемом подачи программного материала через учебные проблемные ситуации на различных видах занятий и соответствует конкретной разновидности проблемного метода обучения.

  Для реализации  проблемной технологии необходимы: отбор самых актуальных, сущностных  задач; определение особенностей  проблемного обучения в различных  видах учебной работы; построение  оптимальной системы проблемного  обучения, создание учебных и методических пособий и руководств; личностный подход и мастерство преподавателя, способные вызвать активную познавательную деятельность обучаемого.

2.2. Разработка плана-конспекта  урока по дисциплине «Конструирование оборудования интерьера» с применением    технологии проблемного обучения

 

 

  План-конспект  урока.

Предмет: Конструирование оборудования интерьера.

Тема: Оборудование кухни.

Цель занятия: учащиеся будут знать принципы рационального размещения кухонного оборудования;

Метод проведения урока: исследовательский;

Тип занятия: изучение нового материала;

Форма организации  урока: индивидуально-групповая;

Средства:

– для преподавателя: теоретический материал, графические работы и макеты кухонь;

– для учащихся: тетрадь,  ручка, графические материалы, листы для эскизирования.

 

План урока.

– вводная часть и  орг. момент, проверка посещаемости.

– Ознакомление с темой  занятия:

Тема сегодняшнего занятия  «Оборудование кухни»

Кухня в современной  квартире по своему назначению и использованию  является многофункциональным помещением – кроме основного назначения – места приготовления пищи, в ней могут выполняться и другие хозяйственные работы.

В зависимости он назначения, оборудования и использования различают  кухни рабочие и кухни-столовые, иногда отдельно выделяется столовая.

Различная площадь, характер организации труда обуславливает:

- необходимость создать  для каждого вида кухонь логическую  последовательность операций в  соответствии с их очередностью  и с учетом площади, требуемой  для выполнения каждого вида работ;

- возможность подобрать  для каждой операции соответствующие  приборы  и инструменты;

- стремление создать  светоцветовой комфорт и согласовать  композиционно между собой элементы  кухонной мебели и оборудования.

 

Далее преподаватель  предлагает студентам ряд вопросов для самостоятельного изучения:

1) на какие типы  делятся кухни в зависимости  от назначения, оборудования и  использования;

2) какие существуют схемы размещения оборудования на кухне;

3) вспомнить из курса эргономики основные габаритные размеры кухонного оборудования, основные требования к его размещению, и размеры рабочих зон;

4) какое оборудование  входит в комплектацию кухни.

После изучения учащимися  темы педагог дает студентам индивидуальные задания, которые позволят закрепить  полученные знания, и предлагает примеры выполненных работ, а именно графические листы и макеты кухонь.

Индивидуальные  задания:

Разработать эскиз-проект кухни, исходя из существующих схем размещения оборудования, и с учетом эргономических параметров по предложенным темам:

  • высокотехнологичная кухня hi-tech
  • кухня-театр
  • мобильная кухня
  • эко-кухня
  • одноразовая кухня
  • кухня будущего
  • кухня для молодой семьи
  • кухня в стиле минимализм
  • кухня для малогабаритной квартиры.

Получив задания студенты приступают к  работе над проектом, выполняют поисковые эскизы.

Итоги занятия: учащиеся знают принципы рационального размещения кухонного оборудования.

Домашнее задание: завершить эскизы, выбрать лучший вариант, и приступить  к выполнению чертежа кухни.

 

Заключение

 

История мировой педагогической мысли и практики обучения известны разнообразные методы организации обучения. Их возникновение, развитие связано с требованиями, потребностями общества, которое развивается. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток на организацию обучения. В результате, педагогическая наука накопила значительный материал в этой области.

Изучив и проанализировав литературу по организации проблемного обучения, я пришел к выводу, что на данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

Поскольку проблемное обучение применяется в структуре других методов, его нельзя рассматривать  ни как особый метод обучения, ни как какую-то новую систему обучения. Правильнее всего будет его считать  особым подходом к организации обучения, проявляющимся прежде всего в характере организации познавательной деятельности обучаемых.

Проблемными, как правило, являются первые уроки любой темы, ибо они содержат в себе новые  по сравнению с ранее изученным  теоретические и практические положения.

Бесспорно, что проблемное обучение обладает рядом достоинств.

Проблемное обучение при правильной его организации  способствует развитию умственных сил; самостоятельности; развитию творческого  мышления  Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, логическое мышление.

Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает  умения и навыки целесообразного  наблюдения, воспитывает способность  к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.

Учащиеся быстрее осмысливают  сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются  познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.

Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко  сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить  в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично - требует больших затрат времени.

На  основании  обобщения  передового  опыта  можно  указать  несколько основных способов создания проблемных ситуаций:

1.  Побуждение  учащихся  к   теоретическому  объяснению   явлений,   фактов, внешнего несоответствия между ними.

2. Использование учебных и жизненных  ситуаций,  возникающих  при   выполнении учащимися практических  заданий. 

3. Постановка учебных проблемных  заданий на  объяснение  явления   или  поиск путей  его  практического  применения. 

4.  Побуждения  учащегося   к  анализу  фактов  и   явлений  действительности, порождающему противоречия между  житейскими  представлениями  и  научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка  выводов  и  их  опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению,  сопоставлению фактов,  явлений,  правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

7. Побуждение учащихся к предварительному  обобщению новых  фактов.

8. Ознакомление учащихся с   фактами,  несущими  как  будто   бы  необъяснимый характер и приведшими в истории  науки  к  постановке  научной  проблемы

9. Организация межпредметных связей.

10. Варьирование задачи, переформулировка  вопроса.

 

На основе изученного был разработан план-конспект  занятия по дисциплине «Конструирование оборудования интерьера» с применением    технологии проблемного обучения. Содержание курсовой работы может быть использовано преподавателями данной дисциплины при организации реального учебного процесса в рамках подготовки студентов по специальности «ПО Дизайн».                    .     
Список литературы

 

  1. Беловолов, В.А. Введение в методологию педагогического исследования: учеб. пособие / В.А. Беловолов, С.П. Беловолова. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002.
  2. Беспалько, В.П. Педагогическая технология / В.П. Беспалько. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. - М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия», 1993. - Т.2.
  3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Просвещение, 1999.
  4. Верчасов В.М. Проблемное обучение в высшей школе. - Киев, 1977.
  5. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. М.: Народное образование, 2000.
  6. Краевский В.В. Общие основы педагогики / М. Академия. 2005.
  7. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: источники, сущность, перспективы. Москва. Издательство «Знание», 1991.
  8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Москва. Педагогика, 1972.
  9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. Москва. Педагогика, 1977.
  10. Назимов, P.A. Проблемное обучение / P.A. Назимова, М.И. Махмутов. — М.: Наука, 1975.
  11. Оконь В. Основы проблемного обучения. Москва, 1968.
  12. Педагогика. Под общей редакцией Г. Найнера, Ю.К. Бабанского. Москва. «Педагогика», 1984.
  13. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под. ред. Ю.К. Бабанского/. - М.: Просвещение, 1988.
  14. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Под общей редакцией В.С. Кукушина - Серия «Педагогическое образование», Москва: ИКЦ «МарТ» Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
  15. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 книгах. Москва. Издательский центр «ВЛАДОС», 2001 - Кн.1, общие основы. Процесс обучения.
  16. Профессиональная педагогика: Учебн. По пед. специальностям и направлениям / С.Я. Батышев, Г.М. Романцев, Б.С. Гершунский и др. М.: Изд-во АПО, 1997.
  17. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002.
  18. Хатунцева Л.И., Рудакова Н.П., Царенко В.В Проблемное обучение в профессиональной школе. М., 1998.

 

 

 


Информация о работе Проблемное обучение и его использование в обучении дизайну