Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:51, реферат
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей.
Содержание:
І. Введение. 3 стр.
ІІ. Сущность проблемного обучения. 4 – 6 стр.
ІІІ. Этапы построения проблемного занятия и пути его реализации. 6 – 8 стр.
ІV. Заключение. 8 стр.
V. Библиография. 9 стр.
Содержание:
І. Введение.
ІІ. Сущность проблемного
обучения.
ІІІ. Этапы построения проблемного занятия и пути его реализации. 6 – 8 стр.
ІV. Заключение.
V. Библиография.
І. Введение.
Вся жизнь человека
постоянно ставит перед ним
острые и неотложные задачи
и проблемы. Возникновение таких
проблем, трудностей, неожиданностей
означает, что в окружающей нас
действительности есть еще
Успех интеллектуального
развития достигается главным
образом на уроке, когда
Большинство ученых
признают, что развитие творческих
способностей учащихся и
Творческие способности
реализуются через
Психологической основой
концепции проблемного
ІІ. Сущность проблемного обучения.
Проблемное обучение
это не абсолютно новое
Глубокие исследования
в области проблемного
Проблемное обучение
возникло как результат
В педагогической литературе
имеется ряд попыток дать
Под проблемным обучением
В.Оконь понимает «
Д.В.Вилькеев под проблемным
обучением имеет в виду такой
характер обучения, когда ему
придают некоторые черты
Сущность проблемного
обучения И.Я.Лернер видит в
том, что «учащийся под
Т.В.Кудрявцев суть
процесса проблемного обучения
видит в выдвижении перед
учащимися дидактических
Кроме этих статей во многих работах проблемное обучение рассматривается не прямо, а в контексте и более широко, как средство активизации учения, повышения эффективности обучения какой-то конкретной дисциплине и т.д. [1]
Не было единства
и в вопросе, должна ли
Такие разногласия
возникли потому, что есть явления,
которые человечеству известны,
назовём их объективно
На уровне познавательной
деятельности студентов
Проблемный вопрос – это «однократное» действие. Подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют человека думать.
Проблемная задача
предполагает ряд действий, для
её решения студенту нужно
самостоятельно провести
Проблемная ситуация
– это психологическое
Существуют четыре
уровня проблемности в
1. Преподаватель
сам решает при активном
2. Преподаватель
ставит проблему, студенты самостоятельно
или под руководством
3. Студент ставит проблему, преподаватель помогает её решить.
4. Студент сам ставит проблему и сам её решает.
Третий и четвёртый
уровни – это
Итак, проблемное обучение
на третьем, четвёртом уровне,
а иногда и на втором связано
с исследованием,
Преимущества проблемного
обучения это в первую очередь
большие возможности для
Проблемное обучение
связано с исследованием и
поэтому предполагает
К недостаткам проблемного
обучения можно отнести то, что
оно всегда вызывает
ІІІ. Этапы построения проблемного занятия и пути его реализации.
Этапы построения проблемного занятия могут быть следующими:
1) актуализация опорных знаний;
2) анализ проблемного задания;
3) вычленение проблемы;
4) выдвижение всевозможных предположений;
5) сужение поля поиска;
6) доказательство рабочих гипотез;
7) проверка правильности решения.
Прежде всего, отметим,
что обозначенные выше этапы
соотносятся с элементами
Рассмотрим каждый
из этапов с точки зрения
его цели, путей реализации, возможного
результата и соответствующих
им возможных изменений в
Этап 1-й, актуализация опорных знаний. Цель: вспомнить и актуализировать имеющиеся знания (что мы знаем или должны знать?).
Путь реализации: фронтальный
опрос, рассказ-выступление,
Результат: наличие у студентов опорных знаний, необходимых для осмысленного восприятия противоречий.
Спектр изменений личности
студента; формируется умение соотносить
ответы с образцом, четко формулировать
ответы, управлять своим вниманием,
развивать стремление к
Этап 2-й, анализ проблемного задания. Цель: понять начальные условия. (Почему это происходит?)
Путь реализации: коллективное обсуждение, изложение преподавателя, постановка проблемного опыта.
Результат; понимание
существования, наличия какого-
Спектр изменений личности
студента: формируется умение
Этап 3-й, вычленение проблемы. Цель: выявление сути противоречия. (В чем наше затруднение? Что мы не знаем?)
Путь реализации: работа
в группах («мозговой штурм»),
индивидуальные суждения-
Результат: вербальная формулировка проблемы.
Спектр изменений личности
студента: формируется развитие
логического мышления, вербализация
перехода от анализа
Информация о работе Проблемное обучение и пути его реализации