Проблемы современного учебника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 12:56, реферат

Краткое описание

Целями данной работы ставится:
раскрытие взаимосвязанных и обуславливающих друг друга проблем в областях разработки теорий и учебного книгоиздания для общеобразовательной школы;
меры, принимаемые Российским государством по созданию учебника, отвечающего требованиям современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы современного учебника.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Каковы эти условия  сегодня, как они формируются и из чего они складываются?

В январе 2007 года Министерством  образования и науки РФ были выпущены два документа — «Положение о  порядке проведении экспертизы учебников» (от 11.01.07 г.) и « Административный регламент Министерства образования и науки РФ по исполнению государственной функции» (от 11 января 2007г.). Эти документы и определяют условия работы издателей по созданию учебников, в них определён порядок передачи материалов на экспертизу и получения экспертного заключения, порядок или последовательность административных шагов для формального закрепления результатов экспертизы.

Фактически этими документами закреплён переход от государственно - общественной экспертизы учебников к экспертизе государственно-ведомственной. В то же время они имеют весьма косвенное отношение к экспертизе. В отличие от положений об экспертизе, существовавших до окончательного роспуска в декабре 2004 года Федерального экспертного совета (ФЭС), здесь не прописаны собственно экспертные процедуры, что не только существенно снижает значимость самих этих документов, но и делает неопределенными задачи обеспечения качества как самих экспертных процедур, так и их результатов, а в конечном счёте — учебников. Отсутствуют описания указанных процедур, критерии оценки содержания учебников, а также механизмы исключения возможных конфликтов интересов в главных экспертных организациях - РАН и РАО. Во всяком случае, издателям о них ничего не известно.

В 2007 году был принят ещё  один документ федерального уровня, существенно  изменивший ситуацию в учебном книгоиздании. Речь идёт о Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования». Закон поддержан Советом Федерации, утверждён Президентом и вступил в силу с 1 сентября 2007 года. Статья 28 «Компетенция Российской Федерации в области образования» Закона РФ «Об образовании» дополнена пунктом 181 и к ведению Министерства образования и науки Российской Федерации отнесено «утверждение порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также утверждение перечня этих организаций». Ранее подобного рода задачи по внеконкурсному отбору коммерческих структур для производства какого-либо товара для государственных нужд перед федеральным ведомством не ставились и, насколько известно, в других сферах деятельности не ставятся. Задача усложнена тем обстоятельством, что какие-либо оценки и отбор издательств и издающих организаций со стороны государства были отменены в 2002 году вместе с прекращением лицензирования издательской и полиграфической деятельности. Отметим, что и тогда при оформлении лицензии требовался минимальный пакет документов, не связанных со структурными, организационными и экономическими вопросами деятельности лицензируемой организации. И это понятно, поскольку деятельность коммерческих организаций регулируется множеством иных законодательных и нормативных актов, учитывающих, в том числе, рыночный характер российской экономики и наличие конкуренции. Так что если задача отбора издательств и имеет решение, то находится оно скорее в области  формальной, а не содержательной, и критерии отбора будут определены министерством по некоторым внешним формальным признакам. Тем не менее, министерство объявило конкурс на разработку порядка отбора организаций, которые будут допущены к выпуску учебных пособий для общеобразовательной школы. Стоимость работ определена в 7 млн. рублей. Однако здесь могут возникнуть проблемы принципиального характера. Задачей проекта, как она определена в конкурсной документации, является «исследование существующей нормативно-правовой базы, регулирующей издательскую деятельность, и на основании его результатов разработать порядок отбора». Но дело в том, что сегодня издательское дело не регулируется какими-либо специальными законодательными или иными нормативными актами. Ранее эту функцию выполняло «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР», утверждённое постановлением Совета Министров РСФСР от 17 апреля 1991 года № 211. Однако после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 2002 года № 302 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» временное положение потеряло юридическую силу.

Основными документами  федерального уровня, определяющими отдельные аспекты издательской деятельности, остаются Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1 (с изменениями и дополнениями от 19 июля 1995 г, и 20 июля 2004 г.) и Закон РФ «Об обязательном экземпляре документов» от 23 ноября 1994 г. с изменениями и дополнениями от 23 января 2002 г. Нормативная база, связанная с издательской деятельностью в целом и с учебным книгоизданием в частности, ориентирована преимущественно на качество подготовки изданий, а не на классификацию или отбор издательств и издающих организаций, и включает главным образом государственные и отраслевые стандарты. То есть задача использования анализа нормативно-правовой базы для разработки порядка отбора организаций задача не решается. Если же посмотреть на требования, предъявляемые к проводимым в рамках проекта работам, например к исследованию массива учебных пособий, оценке издательств и др., то их выполнение также проблематично по ряду объективных причин, связанных с объемом работ, отсутствием достоверной информации по многим важным для исследования параметрам, заявленным срокам проведения работ. Хотя, конечно, те или иные результаты исследования могут оказаться полезными, учитывая, что масштабные исследования существенных сегментов российского книжного рынка давно не проводились. Важно, чтобы они были открытыми и доступными.

Таким образом, на сегодняшний день учебники, входящие в федеральные перечни, в полной мере контролируются государством: содержание контролируется Российской академией  наук, методическое обеспечение — Российской академией образования, издательско-полиграфическое исполнение — Службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, регулируется «Гигиеническими требованиями к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования» (Санитарные правила и нормативы. СанПиН), которые утверждает главный санитарный врач Российской Федерации. Учебные пособия, учебно-методические пособия и иные учебные издания специальных экспертиз на федеральном уровне не проходят, однако, на них также распространяется действие нормативных документов.

Надо также иметь  в виду, что существует определённая технология создания учебника, а в  рамках этой технологии существует издательское рецензирование. Учебник, учебное пособие просто не могут быть созданы без того, чтобы издательство не направило авторский оригинал на рецензирование специалистам. Как правило, в самих издательствах над учебником работают специалисты соответствующего профиля, методисты, преподаватели и т.д. Качество подготовки учебного издания во многом определяется качеством редакционно-издательского процесса в том или ином издательстве. Отметим также, что издатели более чем кто-либо другой заинтересованы в создании качественного учебника, что связано с условиями продвижения учебника к потребителю и с достаточно жёсткой конкуренцией на рынке учебной литературы. Прошли времена, когда его состояние характеризовалось исключительно количеством издаваемой литературы. Качество и цена — главное сегодня. Кроме того, издатель уже напрямую несет ответственность за это самое качество: не включением учебника в перечень, например, или исключением из него. Что, кстати, уже было. Но издатель должен знать, принимаясь за учебник, за что с него спросят, как спросят и по каким критериям. Сегодня он зачастую блуждает в потёмках. Где сегодня то лекало, та модель, по которым издатель должен выкраивать свой учебник? Фактически нет их. Отсутствует нормативная база. Тем большая потребность сегодня в качественно выстроенной и качественной по сути своей экспертизе.

Но ответственность  за качество учебника должна лежать и  на тех, кто проводит экспертизу. Сегодня  такой ответственности нет ни у одной экспертной организации. Какая может быть ответственность  у организации, с которой министерство не может спросить и альтернативы которой у министерства нет? Вот и получают сегодня издатели порой такие рецензии уважаемых экспертных организаций, что диву даёшься. В буквальном смысле. Более того, за сбои в работе экспертных организаций ответственность несёт почему-то издатель, как это следует из Административного регламента, а не сами экспертные организации. Сегодня за качество учебника репутацией и финансами отвечает исключительно издатель при наличии фактически тотального контроля со стороны государства за качеством учебника, притом, что государство же принимает решение и оформляет официальный допуск в школу.

Обеспечить высокое  качество учебника сложно. И потому, что это интеллектуальный продукт, и создать его идеальным практически  невозможно. И потому, что весьма сложно создать действительно объективную систему экспертизы учебников, поскольку за каждой такой системой всегда будут стоять конкретные субъективные интересы конкретных субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Меры, принимаемые Российским государством по созданию учебника, отвечающего требованиям современности.

Для решения проблем  современного учебника Минобрнауки  России разработан и опубликован  в январе 2010 года «Проект Приказа  о внесении изменений в Положение  о порядке проведения экспертизы учебников» (http://www.fsu-expert.ru/node/2243). В этом документе намечены пути по обеспечению высокого качества учебника:

….Какие же образования, меры, действия и условия  будут  созданы и реализованы для формирования системы ОГЭУ?

РЦИПО.

Для обеспечения более  широкого участия научной, педагогической и родительской общественности в  обсуждении качества учебников будет  созданная сеть региональных центров  открытого обсуждения учебников (РЦИПО), призванных целенаправленно привлекать внимание общественности к вопросам, связанным со школьным учебником, способствовать их информированности в этой сфере. Сеть РЦИПО создается в рамках проекта «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)», Исполнителем которого, согласно Госконтракту № 475 от 8 августа 2008 года, является Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (работы будут проводиться в период с 2008 по 2010 гг.).

 

Система общественного  рейтинга учебников.

Будет создана динамично  развивающаяся система общественного  рейтинга учебников, построенная на основе принципа поэтапного развития критериальной базы и механизмов рейтингования,  с учетом результатов их обсуждения научно-педагогической и практико-педагогической общественностью, родителями учащихся. В рамках системы общественного рейтингования учебников, по мере ее развития будут усиливаться акценты на результативность обучения, которая обеспечивается использованием того или иного учебника, что является особенно значимым для педагогов и родительской общественности и по существу, фокусирует внимание на истинно педагогических смыслах и назначении учебника.

 

Обеспечение компетентного  обсуждения учебников.

Основываясь на имеющемся  опыте проведения общественного  обсуждения учебников, в том числе, в СМИ, учитывая консультационно-методические ресурсы, которыми располагают организации, ведомства, специалисты, предполагается консолидировать эти ресурсы в едином, но распределенном пространстве системы общественно-государственной экспертизы учебников (ОГЭУ). Оперативное информирование общественности по вопросам, связанным с экспертизой, порядком и методическими особенностями учебников, обеспечение информацией в сфере многообразия учебников и методического опыта учителей, консультирование и взаимное консультирование в сфере использования учебников рассматривается в качестве важного условия эффективной системы ОГЭУ. В качестве ресурса системы ОГЭУ, необходимого для эффективной общественно-государственной экспертизы учебников рассматриваются возможности институтов повышения квалификации работников образования, методических служб, центров информатизации в образовании, школьных советов.

 

Средством  информирования и консультирования, организации  взаимодействия и обсуждения выступит специализированный Интернет-портал «Общественно-государственная  экспертиза учебников», который будет совершенствоваться по мере развития самой системы, учитывая предложения всех тех, кто заинтересован в объединении усилий, направленных на обеспечение и поддержку качества российского учебника.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. А.В. Хуторской «Современная дидактика. Учебник для ВУЗов.» 2001 г.
  2. А.В. Хуторской ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» за 2005 год «Место учебника в дидактической системе» (http://www.eidos.ru/journal/science.htm)
  3. Е.И. Казакова «Познавательные проблемы в школьных учебниках» 2001 г. http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/4/4
  4. Борис Кузнецов «О положении дел в учебном книгоиздании для общеобразовательной школы», журнал «Народное образование» №8/2007 стр.145-149
  5. «Проект Приказа Минобрнуки России о внесении изменений в Положение о порядке проведения экспертизы учебников» (http://www.fsu-expert.ru/node/2243)

Информация о работе Проблемы современного учебника