Программа «Туристенок» для детей 5-7 года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Программа обладает рядом особенностей, отличающих ее от известных методических рекомендаций по организации туристических прогулок.
Во-первых, в программе дана система взаимосвязанных экскурсий, прогулок, прогулок-походов, а также физкультурных и познавательных занятий, объединенных сюжетной линией, подробно раскрывающей содержание программы на протяжении всего учебного года

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
2. Учебно-тематический план……………………………………………..…6
3. Содержание программы…………………………………………………...8
4. Литература………………………………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

Туристёнок.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа «Туристенок» для детей 5-7 года жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
  2. Учебно-тематический план……………………………………………..…6
  3. Содержание программы…………………………………………………...8
  4. Литература………………………………………………………………...14

 

1. Пояснительная  записка.

 

Особенности программы.

Программа обладает рядом  особенностей, отличающих ее от известных  методических рекомендаций по организации  туристических прогулок.

Во-первых, в программе  дана система взаимосвязанных экскурсий, прогулок, прогулок-походов, а также физкультурных и познавательных занятий, объединенных сюжетной линией, подробно раскрывающей содержание программы на протяжении всего учебного года.

Во-вторых, основу программы  составляет рациональное сочетание двигательной (прежде всего), игровой, познавательной деятельности .

В-третьих, программу  можно использовать в качестве компонента базовой в системе дошкольного  образования. При этом программный  материал может включаться не только в активный отдых и физкультурно-оздоровительную работу, но и в учебную работу по физическому воспитанию в качестве самостоятельных физкультурных занятий с туристической направленностью.

В-четвертых, содержание физкультурных занятий с туристической  направленностью согласуется с  задачами программы «Радуга», по которой работает МОУ и направлено на совершенствование основных видов движений.

В-пятых, в программе  дана развернутая характеристика ее основных содержательных блоков; каждый из них соответствует определенному  виду туристической подготовки и адаптирован к возрасту ребенка. В программе нет жестких предписаний относительно распределения учебных часов на различные виды подготовки туриста-дошкольника, что обуславливает возможность творческого подхода педагога, основанного на его опыте, активности и подготовленности детей, их родителей, а также на возможностях детского сада (оборудование, местонахождение).

 

Возраст детей  и формы занятий

Программа предназначена  для детей 5-7 лет. К занятиям допускаются  все желающие, отнесенные к основной группе здоровья.

Выбор организованных форм во многом определен режимными моментами  дошкольного учреждения.

 

Программный материал реализуется в трех организационных формах:

    • учебной,
    • физкультурно-оздоровительной;
    • активном отдыхе.

 

 

Учебная работа предполагает познавательные (беседы, дидактические игры, конкурсные задания) и физкультурные занятия. Рекомендуется проведение практических занятий по типу природоведческих прогулок, прогулок-разведок, прогулок-поисков, занятий-тренировок, сюжетно-ролевых занятий, круговых тренировок, занятий-соревнований и т.п.

Физкультурно-оздоровительная  работа: двигательный и познавательный материал программы закрепляется и совершенствуется на утренних и вечерних прогулках с помощью подвижных игр поискового характера, физических упражнений с туристической  направленностью. Время на выполнение не регламентируется. Однако педагог должен учитывать предыдущую деятельность детей и знать допустимые для этого возраста нагрузки.

Варианты физкультурно-оздоровительной  работы с элементами туризма:

  • по типу физкультурного занятия (упражнения в непринужденной форме с учетом интересов детей);
  • самостоятельное выполнение двигательных и познавательных заданий под руководством педагога.

 

Продолжительность занятий  – 20- 25 минут, количество в неделю – одно занятие. Их целесообразно планировать в те дни, когда проводятся познавательные занятия с использованием средств туризма.

 

Активный отдых. Программный материал предусматривает различные формы туристических развлечений (не реже одного в месяц) как в помещении, на участке детского сада, так и на прилегающей к нему территории. Продолжительность такая же, как у физкультурного занятия.

Туристические праздники  проводятся в соревновательной форме  не менее двух раз в год (продолжительность  каждого- около часа).

День здоровья организуется раз в год в форме слета. Он может проводиться на участке  детского сада, так и за его пределами.

 

Цель и  задачи программы.

Цель – содействие физическому, познавательному и социально-личностному развитию ребенка. Достижение цели предполагает решение следующих задач:

    • расширять функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений;
    • совершенствовать естественные (жизненно-важные) виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристического многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве);
    • развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка- будущего туриста;
    • способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения;
    • формировать межличностные, в частности дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристической деятельности, адаптированной к их возможностям;
    • формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, навыки безопасного поведения;
    • воспитывать бережное отношение к природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учебно-тематический  план

 

Месяц

Содержание

Октябрь

1 н

 

 

 

2 н

3 н

 

 

 

 

-Познавательное занятие-тренировка  «Кто такие туристы. Требования  к внешнему виду, одежде, обуви  туриста. Как правильно и быстро  одеться на туристическую прогулку».

- Прогулка-поход «Первое  путешествие»

- «Правила безопасного  поведения на прогулке. Оказание первой доврачебной помощи (порез, ушибы, засорение глаз)»

- ФЗ – сюжетное  – «Поможем Незнайке»

Ноябрь

1 н

 

2 н

3 н

 

-Познавательное  «Карта. Виды карт и их назначение»

-Прогулка-поход «В  гости к Лесовичку»

-Познавательное  «Поздняя осень»

-Прогулка-поход «Поздняя осень »

Декабрь

1 н

 

2 н

3 н

 

 

 

-  Познавательное занятие  «Здоровый образ жизни – дыхание»

- Прогулка-поход «Путешествие  к речке»

- Познавательное .Составление плана участка. Составление маршрута в гости к белке»

  • Развлечение «Веселый стадион» (ориентирование на местности)

Январь

1 н

 

2 н

 

3 н

 

 

 

- Познавательное занятие  «Знакомство с зимними видами  спорта»

- Лыжная прогулка на  стадион «В гости к Деду  Морозу»

- Познавательное занятие  «Природа – источник первых  конкретных знаний. Формирование практических умений бережного природопользования»

  • Прогулка-поход в школьный парк «В лесу родилась елочка»

Февраль

1 н

 

2 н

 

3 н

 

- Познавательное занятие  «Город, в котором я живу»

- Прогулка-поход по  улицам города «Зима в лесу»

- Познавательное занятие «Составление плана дачи»

- Прогулка-поход к речке «Санный поезд»

Март

1 н

 

 

2 н

3 н

 

- Познавательное занятие  «Правила безопасности поведения  в городском транспорте»

- ФЗ – «Веселый  эстафеты»

- Познавательное занятие  «Требование к снаряжению, уход за ним. ---- Правила укладки рюкзака»

- Ориентирование на местности «Проделки старухи Шапокляк»

Апрель

1 н

 

2 н

3 н

 

- Познавательное занятие  «Здоровый образ жизни – питание»

- Развлечение «Веселые  старты»

- Познавательное занятие  «Птицы весной»

- Прогулка-поход в парк «Птицы весной»

Май

1 н

2 н

3 н

 

- Познавательное занятие  «Деревья в лесу»

- Прогулка-поход «В  сосновом бору»

- Познавательное занятие  «Знакомство с летними спортивными  играми (бадминтон, городки, теннис)»

- ФЗ – спортивные игры

 

 

 

Июнь

1 н

 

2 н

3 н

 

- Познавательное занятие  «Лесные опасности. Встретились  ядовитые растения»

- Прогулка-поход на  луг «Цветы на лугу»

- Познавательное занятие  – игровое «Мы – туристы»

- Поход «Всей семьей в поход»

   

 

 

3. Содержание  программы

 

Содержание двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма в работе с дошкольниками 5-7 лет.

Программа включает теоретическую, физическую, техническую и тактическую  подготовку, а также формирование личностных качеств.

 

Теоретическая подготовка

Формирование представлений  о здоровье как ценности, которую  нужно беречь с детства.

Здоровый образ жизни в режиме дня: значение физических упражнений; виды спорта; движение- основа здоровья; значение закаливания; личная гигиена; питание и здоровье; режим дня – основа здорового образа жизни; забота об осанке; дыхание и здоровье; забота о глазах; уход за зубами; самоконтроль. Человек – природа – здоровье.

 

Формирование представлений  о туризме как средстве оздоровления и познания мира.

Кто такие туристы? На чем и как они путешествуют? Польза от экскурсий, прогулок, походов (укрепление своего здоровья, новые знания и впечатления, приобретение ценных жизненных умений). Народные приметы (предсказание погоды).

 

Формирование начальных  туристических знаний, умений, навыков.

Правильно и быстро одеться, обуться (по погоде, сезону) на физкультурное  занятие в зале, на экскурсию, прогулку, туристическую прогулку. Правила  безопасного поведения на прогулках, в транспорте. Сведения о групповом  и личном снаряжении в пешем и лыжном походе. Требования к снаряжению, уход за ним. Правила укладки рюкзака. Набор для пешей прогулки-похода. Походный должности. Походный строй. Движение группы на маршруте – соблюдение дистанции, темпа, режима движения. Принадлежности для костра. Как безопасно расположиться на привале. Установка палатки. Выбор и заготовка топлива. Типы костров. Безопасность в общении с костром (им занимаются только взрослые).

 

Формирование знаний о  личной гигиене туриста и предотвращений возможных опасностей в лесу.

Требования к внешнему виду, одежде, обуви, посуде туриста. Оказание доврачебной  помощи при порезе, ушибе, засорении  глаз. Состав аптечки. Опасности в  лесу: если простудился, заблудился, укусил клещ, разразилась гроза, встретились  ядовитые растения.

 

Формирование стремления к познанию окружающего мира, которое начинается с изучения родного края.

Город, в котором я  живу. Мой детский сад, его месторасположение. Изучение природных и социальных объектов, расположенных вблизи детского сада. Закрепление и расширение знаний о птицах и растительном мире края. Посещение парков, лесопарков, расположенных  в черте города и его ближних окрестностях.

 

Формирование  знаний о бережном отношении к  природе.

Природа – источник первых конкретных знаний. Объекты живой  и неживой природы. Отдых и  туризм должны организовываться так, чтобы  не причинить вреда природе. Экологические нарушения в ближайшем природном окружении и окрестностях города Формирование практических умений бережного природопользования: ликвидация отходов, движение на маршруте.

 

Формирование  навыков работы с простейшими  схемами, планами, отражающими реальное пространство.

Назначение карты. Виды карт: общегеографическая, топографическая, спортивная. Простейшие топографические  знаки. Нахождение их на карте. Условные запрещающие и разрешающие знаки.

Составление плана маршрутов, позволяющих дошкольникам справляться с обязанностями штурмана на прогулках и экскурсиях, имеющих преимущественно поисковый характер.

 

Формирование  умений ориентироваться в предметно-пространственном окружении.

Обогащение опыта ориентации с учетом основных и промежуточных  пространственных направлений. Определение местоположения предметов относительно себя, а также собственного местоположения в пространстве в процессе игровых двигательных заданий, подвижных игр, прогулок. Формирование умений запоминать пройденный путь, находить обратную дорогу, находить различные объекты по легенде (упрощенный вариант), знакомство с компасом, сторонами света.

 

 

 

Физическая  подготовка

Совершенствование естественных видов движений. Развитие основных физических качеств (быстрота, выносливость, сила, гибкость) и общекоординационных способностей (ОКС).

 

Значение физической подготовки для туриста. Ведущее  физическое качество путешественника  – общая выносливость.

Развитие выносливости: циклические упражнения – ходьба, бег, ходьба на лыжах; ходьба в чередовании с бегом, пряжки; подвижные игры.

Развитие силы: упражнения динамического характера скоростно-силовой направленности с ограничением статистических компонентов – лазанье; простые висы; метание; прыжки через препятствия; упражнения с партером; общеразвивающие упражнения (ОРУ) с предметами небольшой массы.

 Развитие быстроты: хорошо освоенные упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, - бег на короткие дистанции, челночный бег, игровые упражнения с элементами соревнования, подвижные игры.

Развитие гибкости: упражнения с увеличенной амплитудой движения на растягивание, пружинистые, маховые движения, прыжки, метание, лазанье.

Информация о работе Программа «Туристенок» для детей 5-7 года жизни