Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:47, реферат
Программа обладает рядом особенностей, отличающих ее от известных методических рекомендаций по организации туристических прогулок.
Во-первых, в программе дана система взаимосвязанных экскурсий, прогулок, прогулок-походов, а также физкультурных и познавательных занятий, объединенных сюжетной линией, подробно раскрывающей содержание программы на протяжении всего учебного года
1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
2. Учебно-тематический план……………………………………………..…6
3. Содержание программы…………………………………………………...8
4. Литература………………………………………………………………...14
Программа «Туристенок» для детей 5-7 года жизни.
Содержание:
1. Пояснительная записка.
Особенности программы.
Программа обладает рядом особенностей, отличающих ее от известных методических рекомендаций по организации туристических прогулок.
Во-первых, в программе дана система взаимосвязанных экскурсий, прогулок, прогулок-походов, а также физкультурных и познавательных занятий, объединенных сюжетной линией, подробно раскрывающей содержание программы на протяжении всего учебного года.
Во-вторых, основу программы составляет рациональное сочетание двигательной (прежде всего), игровой, познавательной деятельности .
В-третьих, программу
можно использовать в качестве компонента
базовой в системе дошкольного
образования. При этом программный
материал может включаться не только
в активный отдых и физкультурно-
В-четвертых, содержание
физкультурных занятий с
В-пятых, в программе
дана развернутая характеристика ее
основных содержательных блоков; каждый
из них соответствует
Возраст детей и формы занятий
Программа предназначена для детей 5-7 лет. К занятиям допускаются все желающие, отнесенные к основной группе здоровья.
Выбор организованных форм во многом определен режимными моментами дошкольного учреждения.
Программный материал реализуется в трех организационных формах:
Учебная работа предполагает познавательные (беседы, дидактические игры, конкурсные задания) и физкультурные занятия. Рекомендуется проведение практических занятий по типу природоведческих прогулок, прогулок-разведок, прогулок-поисков, занятий-тренировок, сюжетно-ролевых занятий, круговых тренировок, занятий-соревнований и т.п.
Физкультурно-оздоровительная работа: двигательный и познавательный материал программы закрепляется и совершенствуется на утренних и вечерних прогулках с помощью подвижных игр поискового характера, физических упражнений с туристической направленностью. Время на выполнение не регламентируется. Однако педагог должен учитывать предыдущую деятельность детей и знать допустимые для этого возраста нагрузки.
Варианты физкультурно-
Продолжительность занятий – 20- 25 минут, количество в неделю – одно занятие. Их целесообразно планировать в те дни, когда проводятся познавательные занятия с использованием средств туризма.
Активный отдых. Программный материал предусматривает различные формы туристических развлечений (не реже одного в месяц) как в помещении, на участке детского сада, так и на прилегающей к нему территории. Продолжительность такая же, как у физкультурного занятия.
Туристические праздники проводятся в соревновательной форме не менее двух раз в год (продолжительность каждого- около часа).
День здоровья организуется раз в год в форме слета. Он может проводиться на участке детского сада, так и за его пределами.
Цель и задачи программы.
Цель – содействие физическому, познавательному и социально-личностному развитию ребенка. Достижение цели предполагает решение следующих задач:
2. Учебно-тематический план
Месяц |
Содержание |
Октябрь 1 н
2 н 3 н
|
-Познавательное занятие- - Прогулка-поход «Первое путешествие» - «Правила безопасного поведения на прогулке. Оказание первой доврачебной помощи (порез, ушибы, засорение глаз)» - ФЗ – сюжетное – «Поможем Незнайке» |
Ноябрь 1 н
2 н 3 н |
-Познавательное «Карта. Виды карт и их назначение» -Прогулка-поход «В гости к Лесовичку» -Познавательное «Поздняя осень» -Прогулка-поход «Поздняя осень » |
Декабрь 1 н
2 н 3 н
|
- Познавательное занятие
«Здоровый образ жизни – - Прогулка-поход «Путешествие к речке» - Познавательное .Составление плана участка. Составление маршрута в гости к белке»
|
Январь 1 н
2 н
3 н
|
- Познавательное занятие «Знакомство с зимними видами спорта» - Лыжная прогулка на стадион «В гости к Деду Морозу» - Познавательное занятие «Природа – источник первых конкретных знаний. Формирование практических умений бережного природопользования»
|
Февраль 1 н
2 н
3 н |
- Познавательное занятие «Город, в котором я живу» - Прогулка-поход по улицам города «Зима в лесу» - Познавательное занятие «Составление плана дачи» - Прогулка-поход к речке «Санный поезд» |
Март 1 н
2 н 3 н |
- Познавательное занятие
«Правила безопасности - ФЗ – «Веселый эстафеты» - Познавательное занятие «Требование к снаряжению, уход за ним. ---- Правила укладки рюкзака» - Ориентирование на местности «Проделки старухи Шапокляк» |
Апрель 1 н
2 н 3 н |
- Познавательное занятие
«Здоровый образ жизни – - Развлечение «Веселые старты» - Познавательное занятие «Птицы весной» - Прогулка-поход в парк «Птицы весной» |
Май 1 н 2 н 3 н |
- Познавательное занятие «Деревья в лесу» - Прогулка-поход «В сосновом бору» - Познавательное занятие
«Знакомство с летними - ФЗ – спортивные игры
|
Июнь 1 н
2 н 3 н |
- Познавательное занятие
«Лесные опасности. - Прогулка-поход на луг «Цветы на лугу» - Познавательное занятие – игровое «Мы – туристы» - Поход «Всей семьей в поход» |
3. Содержание программы
Содержание двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма в работе с дошкольниками 5-7 лет.
Программа включает теоретическую, физическую, техническую и тактическую подготовку, а также формирование личностных качеств.
Теоретическая подготовка
Формирование представлений о здоровье как ценности, которую нужно беречь с детства.
Здоровый образ жизни в режиме дня: значение физических упражнений; виды спорта; движение- основа здоровья; значение закаливания; личная гигиена; питание и здоровье; режим дня – основа здорового образа жизни; забота об осанке; дыхание и здоровье; забота о глазах; уход за зубами; самоконтроль. Человек – природа – здоровье.
Формирование представлений о туризме как средстве оздоровления и познания мира.
Кто такие туристы? На чем и как они путешествуют? Польза от экскурсий, прогулок, походов (укрепление своего здоровья, новые знания и впечатления, приобретение ценных жизненных умений). Народные приметы (предсказание погоды).
Формирование начальных туристических знаний, умений, навыков.
Правильно и быстро одеться, обуться (по погоде, сезону) на физкультурное занятие в зале, на экскурсию, прогулку, туристическую прогулку. Правила безопасного поведения на прогулках, в транспорте. Сведения о групповом и личном снаряжении в пешем и лыжном походе. Требования к снаряжению, уход за ним. Правила укладки рюкзака. Набор для пешей прогулки-похода. Походный должности. Походный строй. Движение группы на маршруте – соблюдение дистанции, темпа, режима движения. Принадлежности для костра. Как безопасно расположиться на привале. Установка палатки. Выбор и заготовка топлива. Типы костров. Безопасность в общении с костром (им занимаются только взрослые).
Формирование знаний о
личной гигиене туриста и
Требования к внешнему виду, одежде, обуви, посуде туриста. Оказание доврачебной помощи при порезе, ушибе, засорении глаз. Состав аптечки. Опасности в лесу: если простудился, заблудился, укусил клещ, разразилась гроза, встретились ядовитые растения.
Формирование стремления к познанию окружающего мира, которое начинается с изучения родного края.
Город, в котором я живу. Мой детский сад, его месторасположение. Изучение природных и социальных объектов, расположенных вблизи детского сада. Закрепление и расширение знаний о птицах и растительном мире края. Посещение парков, лесопарков, расположенных в черте города и его ближних окрестностях.
Формирование знаний о бережном отношении к природе.
Природа – источник первых конкретных знаний. Объекты живой и неживой природы. Отдых и туризм должны организовываться так, чтобы не причинить вреда природе. Экологические нарушения в ближайшем природном окружении и окрестностях города Формирование практических умений бережного природопользования: ликвидация отходов, движение на маршруте.
Формирование навыков работы с простейшими схемами, планами, отражающими реальное пространство.
Назначение карты. Виды
карт: общегеографическая, топографическая,
спортивная. Простейшие топографические
знаки. Нахождение их на карте. Условные
запрещающие и разрешающие
Составление плана маршрутов, позволяющих дошкольникам справляться с обязанностями штурмана на прогулках и экскурсиях, имеющих преимущественно поисковый характер.
Формирование
умений ориентироваться в предметно-
Обогащение опыта ориентации с учетом основных и промежуточных пространственных направлений. Определение местоположения предметов относительно себя, а также собственного местоположения в пространстве в процессе игровых двигательных заданий, подвижных игр, прогулок. Формирование умений запоминать пройденный путь, находить обратную дорогу, находить различные объекты по легенде (упрощенный вариант), знакомство с компасом, сторонами света.
Физическая подготовка
Совершенствование естественных видов движений. Развитие основных физических качеств (быстрота, выносливость, сила, гибкость) и общекоординационных способностей (ОКС).
Значение физической подготовки для туриста. Ведущее физическое качество путешественника – общая выносливость.
Развитие выносливости: циклические упражнения – ходьба, бег, ходьба на лыжах; ходьба в чередовании с бегом, пряжки; подвижные игры.
Развитие силы: упражнения динамического характера скоростно-силовой направленности с ограничением статистических компонентов – лазанье; простые висы; метание; прыжки через препятствия; упражнения с партером; общеразвивающие упражнения (ОРУ) с предметами небольшой массы.
Развитие быстроты: хорошо освоенные упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, - бег на короткие дистанции, челночный бег, игровые упражнения с элементами соревнования, подвижные игры.
Развитие гибкости: упражнения с увеличенной амплитудой движения на растягивание, пружинистые, маховые движения, прыжки, метание, лазанье.
Информация о работе Программа «Туристенок» для детей 5-7 года жизни