Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 13:27, доклад

Краткое описание

Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы (далее – Программа) разработана в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан «Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» и в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922.

Вложенные файлы: 1 файл

развитие по прогр. БАЛАПАН.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Программа 
по обеспечению детей дошкольным воспитанием 
и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы 

 

 

  

 

 

 

1. Паспорт программы «Балапан»

Наименование

Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы

Основания для разработки

Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана»

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922

Основной разработчик

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Основные исполнители

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Акимы областей, городов Астаны и Алматы

Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан

Министерство финансов Республики Казахстан

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

Цель программы

Удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения

Задачи программы

Обеспечить до 2015 года 70 % детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением;

обеспечить до 2015 года полный охват детей 5–6-летнего возраста предшкольной подготовкой в организациях образования;

увеличить вариативную сеть дошкольных организаций с учетом демографической ситуации в республике и образовательных потребностей населения;

создать необходимые финансово-экономические условия для решения проблем дефицита дошкольных организаций;

осуществлять полное обеспечение дошкольных организаций квалифицированными кадрами и постоянное повышение их квалификации

Сроки и этапы реализации программы 

2010 – 2014 годы

I этап – 2010 г.

II этап – 2011 г.

III этап – 2012 г.

IV этап – 2013 г.

V этап – 2014 г.

Целевые индикаторы

- количество  мест, дополнительно открытых в  системе дошкольного образования  – 300 628 мест;

- охват детей  дошкольного возраста дошкольным  образованием – 70 %;

- средний показатель  наполняемости групп – 25 детей;

- охват 5–6-летних  детей предшкольной подготовкой  – 100 %;

- доля педагогических  работников с первой и высшей  квалификационными категориями – 25 %.

Объемы и источники финансирования

Объем финансирования мероприятий по реализации Программы в 2010 – 2014 годах составляет 216 283, 5 млн. тенге, в том числе:

за счет республиканского бюджета в сумме 213 040, 0 млн. тенге;

за счет местных бюджетов в сумме 3 243, 5 млн. тенге.


2. Введение

Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы (далее – Программа) разработана в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан «Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» и в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922.

До обретения независимости Казахстан обладал самой лучшей в Центральной Азии системой дошкольного образования, которая охватывала приблизительно 70 % детей до 7 лет. 
В 1991 году существовали 8743 детских садов, более половины (4868) которых были приватизированы в период «оптимизации», часть зданий детских садов была заброшена, претерпела разрушение. В целом, до 2000-го года количество детских садов в республике уменьшилось до 1144. 
За годы независимости республики стала вновь возрождаться система дошкольного образования: растёт число детских садов, создаются новые виды организаций для детей дошкольного возраста. 
За период с 2007 по 2009 годы открыто 2557 дошкольных организаций на 142,1 тысяч мест, в том числе 612 детских садов на 75 тысяч мест.

Сегодня в республике 4972 дошкольные организации, из них 2003 детских сада. Охват детей дошкольным воспитанием и обучением составляет 373 160 человек или 38,7 % от числа детей дошкольного возраста.

Вместе с тем, в очереди на получение мест в дошкольных организациях остаются более 260 тысяч детей, в том числе 147 084 тысяч от 3 до 6 лет.

Демографические процессы в стране – один из определяющих факторов роста очереди на получение мест в дошкольных организациях республики; с 2008 года число ожидающих места в детских садах выросло на 20,8 тыс. детей.

Анализ рождаемости детей в Казахстане за последние 20 лет показывает: с 1990 по 1999 годы произошло снижение рождаемости, а с 2000 до 2010 года – рост рождаемости, в среднем на 13 тыс. человек, что обусловит в последующем увеличение очерёдности на места в дошкольных организациях на 5 – 7 % в год.

Программа обеспечит принятие кардинальных мер по снижению уровня дефицита дошкольных организаций в стране, повышению качества дошкольных образовательных услуг.

3. Анализ текущей ситуации 
в системе дошкольного воспитания и обучения

Современные общественно-политические и социально-экономические условия в Казахстане способствуют устойчивому развитию системы обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка.

Совершенствуется законодательная база, регулирующая социальную поддержку граждан, семьи. Приняты нормы, обеспечивающие полноценное развитие дошкольного детства.

В целях повышения качества содержания дошкольного воспитания и обучения в 2008 году разработан и утверждён Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения.

С целью реализации познавательных областей Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения в образовательном процессе используются более 300 наименований литературы, прошедшей экспертизу и допущенной к обучению детей.

Разработаны и апробированы программы группового и индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и другими особенностями развития.

Для детей, не посещающих детский сад, разработан образовательный курс «Язык детской игры», направленный на обеспечение развития детей дошкольного возраста в домашних условиях. Созданы и утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2009 года № 27 Типовые правила деятельности дошкольных организаций, Типовые правила организации консультационных пунктов для родителей в целях поддержки домашнего воспитания, Типовые правила организации деятельности семейного детского сада, комплексов «Школа – детский сад», кабинетов коррекции и инклюзивного образования для детей дошкольного возраста.

В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров.

В дошкольных организациях республики в настоящее время работает 29,8 тыс. человек, в том числе молодых педагогических работников – 8,3 тыс. (27,9%).

Образовательный уровень педагогических работников детских садов за последние годы имеет тенденцию к улучшению: 54,4 % имеют высшее образование, 3,6 % – незаконченное высшее, 40,7 % – среднее специальное, 1,3 % – общее среднее.

Средний возраст педагогических работников – 35– 40 лет.

В 25 высших учебных заведениях и 31 учебном заведении технического и профессионального образования (далее – ТиПО) осуществляется подготовка кадров по специальности «Дошкольное воспитание и обучение».

Растет количество выпускников ТиПО по специальности «Дошкольное воспитание и обучение». Так, в 2006 году подготовлено 349, в 2007 году – 528, в 2008 году – 705, в 2009 году – 750 специалистов. Ожидаемый выпуск учебных заведений ТиПО в 2010 – 2014 г.г. – 5884 человека.

Выпуск вузов в 2008 – 2009 году составил 742, в 2009 – 2010 учебном году ожидается 717 выпускников. 
Все воспитанники дошкольных организаций в соответствии с законодательством обеспечены медицинским обслуживанием. В дошкольных организациях предусмотрены 1,5 ставки медицинской сестры и 0,5 ставки диетической сестры на 8 – 9 групп и более. В организациях, выполняющих задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей и имеющих кабинеты физиотерапии, предусматриваются по одной штатной единице должности врача.

Ожидаемый выпуск медицинских сестер в медицинских колледжах в 2010 – 2014 годы 720 человек, что удовлетворит потребность в кадрах для медицинского обслуживания дошкольников в 2010 – 2014 годах.

Кроме того, медицинское обслуживание детей дошкольного возраста в мини-центрах, группах кратковременного пребывания будет осуществляться в территориальных организациях первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).

Право детей Казахстана на дошкольное воспитание и обучение обеспечивается различными типами и видами дошкольных организаций, таких как:

детские сады;

специальные организации для детей с особыми образовательными потребностями; 
дошкольные учебно-воспитательные центры; 
центры развития; 
группы кратковременного пребывания (вечернего, выходного, праздничного) и другие.

Наблюдается тенденция повышения охвата детей дошкольным воспитанием и обучением: за последние 4 года данный показатель вырос с 27,6 % до 38,7 %.

Государством предпринимаются меры по поддержке частных поставщиков услуг в сфере дошкольного образования. В Кызылординской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской областях имеется практика размещения государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях.

По данным местных исполнительных органов по состоянию на 1 января 2010 года из 6770 населённых пунктов страны 4691, или 69 %, не имеют дошкольных организаций. Данный факт объясняется отсутствием или недостаточностью детского населения для открытия организаций образования.

С 2006 года стали создаваться мини-центры как один из типов дошкольных организаций, и сегодня в 2969 мини-центрах воспитываются 75 872 ребёнка.

Меры, принятые в конце 2009 года по снижению дефицита дошкольных организаций, позволили повысить показатель охвата детей с 37 до 38, 7 %: в республике дополнительно введено 404 дошкольные организации на 17 155 мест, в том числе, 318 мини-центров при школах на 7834 места.

Более 271 тысячи пяти-шестилетних детей охвачены предшкольной под-готовкой. На базе 6430 общеобразовательных школ организовано 10754 пред-школьных класса, в них обучается 168,7 тыс. детей. В 1271 детском саду организованы 3480 предшкольных групп для 102,6 тыс. детей. 
Обеспечивается создание дошкольных организаций на государственном языке, а в местах компактного проживания национальных групп - и на их родных языках.

В 940 (46,9%) дошкольных организациях образовательный процесс осуществляется на казахском, в 260 (13%) - на русском, в 801 (40%) – на русском и казахском, в 2 (0,1%) - на узбекском языках. 
В соответствии с Типовыми правилами деятельности дошкольных организаций в детский сад принимаются дети с 3 лет.

Мировая практика показывает, что наиболее благоприятным для подготовки к обучению в школе возрастом является период развития ребёнка с 3 до 6 лет. Так, во Франции дошкольное образование не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад. Аналогичная ситуация в Германии, Канаде, Венгрии, Англии. В Дании структура дошкольного воспитания и обучения схожа с казахстанской: ясли – для детей от полугода до 3 лет, детские сады – от 3 до 6-7 лет. 
В дошкольных организациях Казахстана 89,7 % – дети 3 - 6 лет, в возрасте от 2 до 3 лет – 10,3 % от числа всех воспитанников.

В детских садах 9 областей республики функционируют ясельные группы, в которых воспитываются дети в возрасте до 2 лет. С 2007 по 2009 годы число детей ясельного возраста снизилось с 1305 до 942. 
Вместе с тем, существует проблема недостаточности дошкольных организаций в стране. Потребность в организованном дошкольном воспитании и обучении испытывается во всех регионах более чем 260 тысячами детей от 1 до 6 лет. С 2007 года очередь возросла на 40 % (от 185 до 260 тыс. чел.). Группы в детских садах, особенно в городских, переполнены: на 100 мест, в среднем по республике, приходится 111 человек.

В очереди на получение мест в ДО число детей от 3 до 6 лет составляет 147084, или 56,4 % от общей численности детей в очереди.

Основным приоритетом развития системы ДО является создание условий для охвата детей 3-6 лет организованным воспитанием и обучением, качественной подготовкой детей к учебной деятельности. 
В ходе реализации Программы возможно возникновение рисков, связанных с демографическими процессами, которые будут препятствовать достижению цели. 
При положительной динамике демографических процессов число населённых пунктов, в которых возникнет или возрастёт потребность в дошкольных организациях, увеличится. 
Для снижения уровня риска, при ежегодных уточнениях показателей роста охвата детей и финансирования открытия дошкольных организаций, необходимо активизировать указанные в Программе механизмы размещения государственного образовательного заказа в дошкольных организациях и государственно-частного партнёрства.

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

1. Цель Программы: 
Удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения.

2. Задачи Программы: 
Для достижения цели программы необходимо решение следующих задач: 
- обеспечить до 2015 года 70 % детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением; 
- обеспечить до 2015 года полный охват детей 5–6-летнего возраста предшкольной подготовкой в организациях образования; 
- увеличить вариативную сеть дошкольных организаций с учетом демографической ситуации в республике и образовательных потребностей населения; 
- создать необходимые финансово-экономические условия для решения проблем дефицита дошкольных организаций; 
- осуществлять полное обеспечение дошкольных организаций квалифицированными кадрами и постоянное повышение их квалификации.

Информация о работе Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы