Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 13:27, доклад
Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы (далее – Программа) разработана в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан «Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» и в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922.
Программа
по обеспечению детей дошкольным
воспитанием
и обучением «Балапан» на 2010
– 2014 годы
1. Паспорт программы «Балапан»
Наименование |
Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы |
Основания для разработки |
Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 |
Основной разработчик |
Министерство образования и науки Республики Казахстан |
Основные исполнители |
Министерство образования и науки Республики Казахстан Акимы областей, городов Астаны и Алматы Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан Министерство финансов Республики Казахстан Министерство здравоохранения Республики Казахстан Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
Цель программы |
Удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения |
Задачи программы |
Обеспечить до 2015 года 70 % детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением; обеспечить до 2015 года полный охват детей 5–6-летнего возраста предшкольной подготовкой в организациях образования; увеличить вариативную сеть дошкольных организаций с учетом демографической ситуации в республике и образовательных потребностей населения; создать необходимые финансово-экономические условия для решения проблем дефицита дошкольных организаций; осуществлять полное обеспечение дошкольных организаций квалифицированными кадрами и постоянное повышение их квалификации |
Сроки и этапы реализации программы |
2010 – 2014 годы I этап – 2010 г. II этап – 2011 г. III этап – 2012 г. IV этап – 2013 г. V этап – 2014 г. |
Целевые индикаторы |
- количество
мест, дополнительно открытых в
системе дошкольного - охват детей
дошкольного возраста - средний показатель наполняемости групп – 25 детей; - охват 5–6-летних
детей предшкольной - доля педагогических работников с первой и высшей квалификационными категориями – 25 %. |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования мероприятий по реализации Программы в 2010 – 2014 годах составляет 216 283, 5 млн. тенге, в том числе: за счет республиканского бюджета в сумме 213 040, 0 млн. тенге; за счет местных бюджетов в сумме 3 243, 5 млн. тенге. |
2. Введение
Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы (далее – Программа) разработана в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан «Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» и в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922.
До обретения независимости Казахстан обладал самой лучшей
в Центральной Азии системой дошкольного
образования, которая охватывала приблизительно
70 % детей до 7 лет.
В 1991 году существовали 8743 детских садов,
более половины (4868) которых были приватизированы
в период «оптимизации», часть зданий
детских садов была заброшена, претерпела
разрушение. В целом, до 2000-го года количество
детских садов в республике уменьшилось
до 1144.
За годы независимости республики стала
вновь возрождаться система дошкольного
образования: растёт число детских садов,
создаются новые виды организаций для
детей дошкольного возраста.
За период с 2007 по 2009 годы открыто 2557 дошкольных
организаций на 142,1 тысяч мест, в том числе
612 детских садов на 75 тысяч мест.
Сегодня в республике 4972 дошкольные организации, из них 2003 детских сада. Охват детей дошкольным воспитанием и обучением составляет 373 160 человек или 38,7 % от числа детей дошкольного возраста.
Вместе с тем, в очереди на получение мест в дошкольных организациях остаются более 260 тысяч детей, в том числе 147 084 тысяч от 3 до 6 лет.
Демографические процессы в стране – один из определяющих факторов роста очереди на получение мест в дошкольных организациях республики; с 2008 года число ожидающих места в детских садах выросло на 20,8 тыс. детей.
Анализ рождаемости детей в Казахстане за последние 20 лет показывает: с 1990 по 1999 годы произошло снижение рождаемости, а с 2000 до 2010 года – рост рождаемости, в среднем на 13 тыс. человек, что обусловит в последующем увеличение очерёдности на места в дошкольных организациях на 5 – 7 % в год.
Программа обеспечит принятие кардинальных мер по снижению уровня дефицита дошкольных организаций в стране, повышению качества дошкольных образовательных услуг.
3. Анализ текущей ситуации
в системе дошкольного воспитания и обучения
Современные общественно-политические и социально-экономические условия в Казахстане способствуют устойчивому развитию системы обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка.
Совершенствуется законодательная база, регулирующая социальную поддержку граждан, семьи. Приняты нормы, обеспечивающие полноценное развитие дошкольного детства.
В целях повышения качества содержания дошкольного воспитания и обучения в 2008 году разработан и утверждён Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения.
С целью реализации познавательных областей Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения в образовательном процессе используются более 300 наименований литературы, прошедшей экспертизу и допущенной к обучению детей.
Разработаны и апробированы программы группового и индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и другими особенностями развития.
Для детей, не посещающих детский сад, разработан образовательный курс «Язык детской игры», направленный на обеспечение развития детей дошкольного возраста в домашних условиях. Созданы и утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2009 года № 27 Типовые правила деятельности дошкольных организаций, Типовые правила организации консультационных пунктов для родителей в целях поддержки домашнего воспитания, Типовые правила организации деятельности семейного детского сада, комплексов «Школа – детский сад», кабинетов коррекции и инклюзивного образования для детей дошкольного возраста.
В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров.
В дошкольных организациях республики в настоящее время работает 29,8 тыс. человек, в том числе молодых педагогических работников – 8,3 тыс. (27,9%).
Образовательный уровень педагогических работников детских садов за последние годы имеет тенденцию к улучшению: 54,4 % имеют высшее образование, 3,6 % – незаконченное высшее, 40,7 % – среднее специальное, 1,3 % – общее среднее.
Средний возраст педагогических работников – 35– 40 лет.
В 25 высших учебных заведениях и 31 учебном заведении технического и профессионального образования (далее – ТиПО) осуществляется подготовка кадров по специальности «Дошкольное воспитание и обучение».
Растет количество выпускников ТиПО по специальности «Дошкольное воспитание и обучение». Так, в 2006 году подготовлено 349, в 2007 году – 528, в 2008 году – 705, в 2009 году – 750 специалистов. Ожидаемый выпуск учебных заведений ТиПО в 2010 – 2014 г.г. – 5884 человека.
Выпуск вузов в 2008 – 2009 году составил 742, в 2009 – 2010 учебном году ожидается 717
выпускников.
Все воспитанники дошкольных организаций
в соответствии с законодательством обеспечены
медицинским обслуживанием. В дошкольных
организациях предусмотрены 1,5 ставки
медицинской сестры и 0,5 ставки диетической
сестры на 8 – 9 групп и более. В организациях,
выполняющих задачи по охране и укреплению
физического и психического здоровья
детей и имеющих кабинеты физиотерапии,
предусматриваются по одной штатной единице
должности врача.
Ожидаемый выпуск медицинских сестер в медицинских колледжах в 2010 – 2014 годы 720 человек, что удовлетворит потребность в кадрах для медицинского обслуживания дошкольников в 2010 – 2014 годах.
Кроме того, медицинское обслуживание детей дошкольного возраста в мини-центрах, группах кратковременного пребывания будет осуществляться в территориальных организациях первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).
Право детей Казахстана на дошкольное воспитание и обучение обеспечивается различными типами и видами дошкольных организаций, таких как:
детские сады;
специальные организации для детей с
особыми образовательными потребностями;
дошкольные учебно-воспитательные центры;
центры развития;
группы кратковременного пребывания (вечернего,
выходного, праздничного) и другие.
Наблюдается тенденция повышения охвата детей дошкольным воспитанием и обучением: за последние 4 года данный показатель вырос с 27,6 % до 38,7 %.
Государством предпринимаются меры по поддержке частных поставщиков услуг в сфере дошкольного образования. В Кызылординской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской областях имеется практика размещения государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях.
По данным местных исполнительных органов по состоянию на 1 января 2010 года из 6770 населённых пунктов страны 4691, или 69 %, не имеют дошкольных организаций. Данный факт объясняется отсутствием или недостаточностью детского населения для открытия организаций образования.
С 2006 года стали создаваться мини-центры как один из типов дошкольных организаций, и сегодня в 2969 мини-центрах воспитываются 75 872 ребёнка.
Меры, принятые в конце 2009 года по снижению дефицита дошкольных организаций, позволили повысить показатель охвата детей с 37 до 38, 7 %: в республике дополнительно введено 404 дошкольные организации на 17 155 мест, в том числе, 318 мини-центров при школах на 7834 места.
Более 271 тысячи пяти-шестилетних детей
охвачены предшкольной под-готовкой. На
базе 6430 общеобразовательных школ организовано
10754 пред-школьных класса, в них обучается
168,7 тыс. детей. В 1271 детском саду организованы
3480 предшкольных групп для 102,6 тыс. детей.
Обеспечивается создание дошкольных организаций
на государственном языке, а в местах компактного
проживания национальных групп - и на их
родных языках.
В 940 (46,9%) дошкольных организациях образовательный
процесс осуществляется на казахском,
в 260 (13%) - на русском, в 801 (40%) – на русском
и казахском, в 2 (0,1%) - на узбекском языках.
В соответствии с Типовыми правилами деятельности
дошкольных организаций в детский сад
принимаются дети с 3 лет.
Мировая практика показывает, что наиболее
благоприятным для подготовки к обучению
в школе возрастом является период развития
ребёнка с 3 до 6 лет. Так, во Франции дошкольное
образование не является обязательным,
но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский
сад. Аналогичная ситуация в Германии,
Канаде, Венгрии, Англии. В Дании структура
дошкольного воспитания и обучения схожа
с казахстанской: ясли – для детей от полугода
до 3 лет, детские сады – от 3 до 6-7 лет.
В дошкольных организациях Казахстана
89,7 % – дети 3 - 6 лет, в возрасте от 2 до 3
лет – 10,3 % от числа всех воспитанников.
В детских садах 9 областей республики
функционируют ясельные группы, в которых
воспитываются дети в возрасте до 2 лет.
С 2007 по 2009 годы число детей ясельного
возраста снизилось с 1305 до 942.
Вместе с тем, существует проблема недостаточности
дошкольных организаций в стране. Потребность
в организованном дошкольном воспитании
и обучении испытывается во всех регионах
более чем 260 тысячами детей от 1 до 6 лет.
С 2007 года очередь возросла на 40 % (от 185
до 260 тыс. чел.). Группы в детских садах,
особенно в городских, переполнены: на
100 мест, в среднем по республике, приходится
111 человек.
В очереди на получение мест в ДО число детей от 3 до 6 лет составляет 147084, или 56,4 % от общей численности детей в очереди.
Основным приоритетом развития системы
ДО является создание условий для охвата
детей 3-6 лет организованным воспитанием
и обучением, качественной подготовкой
детей к учебной деятельности.
В ходе реализации Программы возможно
возникновение рисков, связанных с демографическими
процессами, которые будут препятствовать
достижению цели.
При положительной динамике демографических
процессов число населённых пунктов, в
которых возникнет или возрастёт потребность
в дошкольных организациях, увеличится.
Для снижения уровня риска, при ежегодных
уточнениях показателей роста охвата
детей и финансирования открытия дошкольных
организаций, необходимо активизировать
указанные в Программе механизмы размещения
государственного образовательного заказа
в дошкольных организациях и государственно-частного
партнёрства.
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы
1. Цель Программы:
Удовлетворение потребности населения
в качественных услугах организаций дошкольного
воспитания и обучения.
2. Задачи Программы:
Для достижения цели программы необходимо
решение следующих задач:
- обеспечить до 2015 года 70 % детей дошкольного
возраста дошкольным воспитанием и обучением;
- обеспечить до 2015 года полный охват детей
5–6-летнего возраста предшкольной подготовкой
в организациях образования;
- увеличить вариативную сеть дошкольных
организаций с учетом демографической
ситуации в республике и образовательных
потребностей населения;
- создать необходимые финансово-экономические
условия для решения проблем дефицита
дошкольных организаций;
- осуществлять полное обеспечение дошкольных
организаций квалифицированными кадрами
и постоянное повышение их квалификации.