Продуктивная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

Продуктивная детская деятельность — деятельность ребенка с целью
получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко).
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала

Вложенные файлы: 1 файл

готово.docx

— 142.55 Кб (Скачать файл)

Продуктивная деятельность

Продуктивная детская деятельность — деятельность ребенка с целью

получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко). 

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Эти действия  развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.

Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы:

- Уточняются и углубляются  зрительные представления детей  об окружающих предметах. Детский  рисунок иногда говорит о неверном  представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда  можно судить о правильности  детских представлений. Замысел  ребенка шире и богаче его  изобразительных возможностей, так  как развитие представлений опережает  развитие изобразительных умений  и навыков.

- В процессе продуктивной  деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.

- Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.

- Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

- На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся

с геометрическими объемными формами,

 

 получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах,

 

 понятия о стороне, углах, центре.

Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новаяобъемная форма.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности

целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,

аккуратности,

умения работать в коллективе,

трудолюбия,

пытливости.

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом

На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рисование.

В своем рисунке ребенок не только проявляет познавание мира, но и выражает эмоциональное отношение к нему. Чем более развиты у Вашего ребенка восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем богаче, выразительнее у него рисунки. Изобразительная деятельность теснейшим образом связана не только с восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом

Основными средствами для выражения отношения к изображаемому для ребенка служат линия и цвет.

Рисование имеет самое прямое отношение к развитию зрительно-моторной координации.

Обратим внимание родителей: возможности рисования для подготовки к школе могут быть полностью реализованы ребенком только при Вашем участии.

2Лепка.

Лепка позволяет ребенку изобразить предметы в трехмерном пространстве. Особенно ценно то, что ребенок может неоднократно менять форму, достигая желательной выразительности. Развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание. И еще одно бесспорно: рука ребенка готовится к письму, кисть и пальцы получают необходимые, но в то же время и щадящие нагрузки. С этих же позиций полезно заниматься с ребенком аппликацией, где он учится рисовать узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон, осваивать разные приемы вырезания.

3Поделки из природного материала.

Гуляя в парке или в лесу, Ваш ребенок любит собирать желуди, шишки, веточки. Мы рекомендуем вам использовать эти находки для изготовления разных поделок: смешных человечков из желудей, лесовиков из шишек и веток. Скреплять детали лучше клеем ПВА и делать это вместе с ребенком. Прекрасная коллекция совместных работ украсит комнату малыша.:

 

Очень важно, что в процессе всех вышеназванных видов продуктивной деятельности развиваются ручная умелость, зрительно-моторная координация, необходимая для подготовки ребенка к письму.

В оплощая в своей деятельности образ того или иного предмета при помощи красок, бумаги, пластилина, частей конструктора, ребенок выделяет в реальном предмете именно те его стороны, которые действительно могут быть воплощены в данном материале. Если принять во внимание, что в раннем возрасте предметное восприятие ребенка является еще недостаточно расчлененным и что цвет, форма, величина и другие свойства не существуют для ребенка изолированно от обладающих ими предметов, то становится ясным особое значение этих видов деятельности для развития восприятия и мышления ребенка. В процессе рисования и раскрашивания ребенок практически отделяет от предмета его форму и цвет; в процессе лепки — объемную форму и относительную величину; в конструировании — связь отдельных частей между собой. На основе такого практического анализа предметов выделенные свойства становятся содержанием особых представлений ребенка о форме, цвете, величине, объеме, количестве и т.д., что в свою очередь открывает возможности для оперирования ими в мыслительном плане, обеспечивающем быстрое и точное их сравнение и дифференцирование.

Обращаем Ваше внимание, что продуктивные виды деятельности - рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок готовят ребенка к последующему обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография.
  3. ДороноваТ.Н. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.
  4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: РАО, 2000.- 197 с.
  5. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М., 2000.
  6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Комплексно-тематическое планирование для второй младшей группы по развитию продуктивной (конструктивной) деятельности

 

Месяц

№ п/п

Тема

Задачи

Источник

Сентябрь

«Здравствуй осень!»

Диагностика

1.

«На что похоже?»

- развивать творческое  воображение;

- способствовать  соотнесению деталей строительного  материала с реальными деталями.

Диагностика

2.

«Чего не стало»

- развивать память;

- закреплять названия  строительных деталей.

 

Тема недели: «Семейный альбом»

3.

Конструирование.

«Башенка»

З.К:

- учить детей  различать и называть строительные  детали: куб, кирпичик, пластина;

- учить создавать  постройки методом накладывания  деталей одна на другую;

- побуждать к  игровому общению.

 

Тема недели: «Осенние подарки»

4.

Ручной труд.

Заготовка бросового и природного материалов.

З.Р.Т:

- познакомить детей  с разнообразием природного, бросового  материалов и использование его  в изготовлении поделок.

Октябрь

«В гостях у дедушки с бабушкой»

Тема недели: «Я и моя семья»

1.

Конструирование.

«Узкие дорожки»

З.К:

- продолжать учить  различать и называть строительные  детали: куб, кирпичик, пластина;

- учить создавать  постройки методом прикладывания  деталей друг к другу;

- воспитывать бережное  отношение к строительному материалу.

 

Тема недели: «Мой дом»

2.

Ручной труд.

«Гроздь рябины»

З.Р.Т:

- познакомить детей  с разнообразным природным материалом  и его свойствами (ломается, склеивается, слоится, плавает, намокает);

- учить делать  поделки.

Тема недели: «У бабушки на кухне»

3.

Конструирование.

«Широкие дорожки»

З.К:

- учить создавать  постройки методом прикладывания  деталей друг к другу;

- продолжать учить  различать и называть строительные  детали;

- воспитывать бережное  отношение к строительному материалу.

Тема недели: «Бабушкины сказки»

4.

Ручной труд.

«Листопад»

З.Р.Т:

- продолжать знакомить  детей с разнообразным природным  материалом и его свойствами (ломается, склеивается, слоится, плавает, намокает);

- учить делать  поделки.

 

Ноябрь

«Край родной, на век любимый»

Тема недели: «Мой город»

1.

Конструирование.

«Заборчики»

З.К:

- учить создавать  более сложные постройки методом  пристраивания деталей;

- закреплять умения  аккуратно выкладывать детали  друг за другом;

- продолжать учить  различать и называть строительные  детали.

 

Тема недели: «В магазине игрушек»

2.

Ручной труд.

«Зайка»

З.Р.Т:

- познакомить детей  с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется);

- научить преобразовывать  кусочек ткани в картинку; - воспитывать  трудолюбие, аккуратность.

 

Тема недели: «Домашние животные»

3.

Конструирование.

«Заборчики» (по показу воспитателя.)

З.К:

- учить создавать  более сложные постройки методом  пристраивания деталей;

- продолжать учить  различать и называть строительные  детали;

- познакомить с  правилом выполнения постройки (детали  должны чередоваться по цвету, размеру).

].

Тема недели: «Дикие животные»

4.

Ручной труд.

«Мишка косолапый»

З.Р.Т:

- продолжать знакомить  детей с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется);

- учить преобразовывать  кусочек ткани в картинку; - воспитывать  трудолюбие, аккуратность.

 

Декабрь

«Зимушка – зима»

Тема недели: «Здравствуй зимушка-зима!»

1.

Конструирование.

«Скамеечки»

З.К:

- учить детей  различать и называть строительные  детали;

- учить создавать  более сложные постройки, комбинируя  детали по разному.

 

Тема недели: «Зимние забавы»

2.

Ручной труд.

«Снеговик»

З.Р.Т:

- продолжать знакомить  детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом);

- воспитывать умение  доводить начатое дело до конца.

Тема недели: « Новый год к нам идет»

3.

Конструирование.

«Узкие и широкие ворота».

З.К:

- учить создавать  более сложные постройки, комбинируя  детали по-разному;

- учить детей  различать и называть строительные  детали;

- уточнить представление  детей о размерах (узкий - широкий, высокий – низкий).

 

Тема недели: «Новый год к нам идет»

4.

Ручной труд.

«Зимний лес»

З.Р.Т:

- продолжать знакомить  детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом);

- воспитывать умение  доводить начатое дело до конца.

 

Январь

«Зимние забавы»

Тема недели: «В гостях у снежной бабы»

2.

Ручной труд.

«Снегирь»

З.К:

- познакомить детей  с новым материалом для изготовления  поделок и его свойствами (легкий, не тонет, впитывает воду, плавится, красится), бывает разного цвета  и толщины, им наполняют игрушки, мебель;

- воспитывать умение  радоваться результату своего  труда.

 

Тема недели: «С новосельем»

3.

Конструирование.

«Мебель» (стул и стол).

З.К:

- учить создавать  постройки, комбинируя детали по- разному;

- продолжать учить  различать и называть строительные  детали;

- закреплять умения  строить стол, стул.

 

Тема недели: «диагностика»

4.

Конструирование. По замыслу.

З.К:

- закреплять полученные  умения детей;

- создавать условия  для проявления самостоятельности, творческих способностей.

 

 

Февраль

«Дуют ветры февраля»

Тема недели: «Мы едем, едем, едем»

1.

Конструирование.

«Транспорт» (автобус и грузовик).

З.К:

-учить создавать  более сложные постройки, комбинируя  детали по- разному;

- продолжать учить  различать и называть строительные  детали.

 

Тема недели: «Наша армия родная»

2.

Ручной труд.

«Самолет построим сами»

З.Р.Т:

- продолжать учить  детей делать поделки из разнообразного бросового материала используя знакомые приемы работы;

- развивать интерес, творчество.

Тема недели:» Поздравляем наших пап»

3.

Конструирование.

«Транспорт» (разные машины).

З.К:

- учить создавать  более сложные постройки, комбинируя  детали по разному;

- продолжать учить  различать и называть строительные  детали;

- уточнить знания  детей о транспортных средствах.

Тема недели: «Проводы зимы»

4.

Ручной труд.

«Поезд мчится»

З.Р.Т:

- продолжать учить  детей делать поделки из разнообразного бросового материала используя знакомые приемы работы;

- развивать интерес, творчество.

 

Март

«Весна идет, весне дорогу»

Тема недели: «Мамин праздник»

1.

Конструирование.

«Домик для зайки»

З.К:

- учить создавать  более сложные постройки, комбинируя  детали по-разному;

- закреплять знание  строительных деталей;

- учить детей  взаимодействовать друг с другом.

Тема недели: «Весеннее превращение»

2.

Ручной труд.

«Подарок для мамы»

З.Р.Т:

- продолжать знакомить  детей с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется);

- радоваться полученному  результату.

 

Тема недели: «Нарядные матрешки»

3.

Конструирование.

«Домик с заборчиком».

З.К:

- закреплять умение  сравнивать и анализировать постройки;

- учить преобразовывать  постройки, добавляя детали;

- закреплять знание  строительных деталей.

Тема недели: «Нарядные матрешки»

4.

Ручной труд.

«Цветочная поляна»

З.Р.Т:

- продолжать знакомить  детей с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется);

- радоваться полученному  результату.

.

 

Апрель

«Земля наш общий дом»

Тема недели: «Магазин одежды»

1.

Конструирование.

«Лесенка»

З.К:

- учить создавать  более сложные постройки, комбинируя  детали по-разному;

- закреплять знание  строительных деталей.

 

Тема недели: «Путешествие к звездам»

2.

Ручной труд.

«Солнышко лучистое»

З.Р.Т:

- закрепить знания  о ткани, бумаге, вате;

- воспитывать умение  доводить начатое дело до конца.

Тема недели: «Все работы хороши»

3.

Конструирование.

«Лесенка к домику»

З.К:

- учить создавать  более сложные постройки, комбинируя  детали по-разному;

- закреплять знание  строительных деталей.

 

Тема недели: «Водное царство»

4.

Ручной труд.

«Кораблик»

З.Р.Т:

- продолжать учить  детей делать поделки из разнообразного бросового материала используя знакомые приемы работы;

- развивать интерес, творчество.

 

Май

«Цветущая весна»

Тема недели: «Комнатные растения. Насекомые»

1.

Конструирование.

«Мост для автомобиля»

З.К:

- учить устойчиво располагать детали;

- закреплять умение  сравнивать и использовать в  речи понятия: широкий (ая) – узкий (ая);

- развивать умение  отражать в постройке представления  о знакомом предмете, передавая  его основные признаки.

.

Тема недели: «День победы»

2.

Ручной труд.

«Подснежники»

З.Р.Т:

- закрепить знания  о ткани, бумаге, вате;

- воспитывать умение  доводить начатое дело до конца.

Диагностика

3.

Конструирование.

«Найди по описанию»

З.К:

- учить выделять  в фигуре ее отличительные  особенности;

- развивать мышление, речь.

Тема недели: «Деревья»

4.

Ручной труд.

«Почки и листочки»

З.Р.Ч:

- закрепить знания  о ткани, бумаге, вате;

- воспитывать умение  доводить начатое дело до конца.

[

Тема недели: «Быть здоровыми хотим»

5.

Конструирование по замыслу.

З.К:

- закреплять полученные  умения детей;

- создавать условия  для проявления самостоятельности, творческих способностей.

[

 

Информация о работе Продуктивная деятельность