Проектирование модульной программы производственного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

В практическом профессиональном обучении за рубежом и в России широкое распространение получила технология, основанная на МТН - подходе. Данная технология разработана Международной Организацией Труда.
Согласно данному подходу, программа производственного обучения представляется в виде Модуля Трудовых Навыков (МТН – программа), который содержит перечень профессиональных умений и обеспечивающих их знаний, необходимых рабочему определенной профессии уровня квалификации.

Содержание

Введение 4
1. Проектирование модульной программы производственного обучения 5
1.1 Анализ содержания и структуры профессиональной деятельности 5
1.2 Анализ содержания модульных блоков 7
1.3 Составление МТН–программы 12
2. Проектирование учебной мастерской для реализации МТН-программы 15
3. Конструирование обучающего средства «Учебный элемент» 17
Заключение 24
Информационное обеспечение

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая 2015.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                             4

1. Проектирование  модульной программы производственного  обучения                    5

1.1 Анализ содержания и структуры профессиональной деятельности                        5

1.2 Анализ содержания  модульных блоков                                                                      7

1.3 Составление  МТН–программы                                                                                 12

2. Проектирование  учебной мастерской для реализации  МТН-программы                15

3. Конструирование  обучающего средства «Учебный  элемент»                                 17

Заключение                                                                                                                         24

Информационное обеспечение                                                                                         25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В практическом профессиональном обучении за рубежом и в России широкое распространение получила технология, основанная на МТН - подходе. Данная технология разработана Международной Организацией Труда.

Согласно данному подходу, программа производственного обучения представляется в виде Модуля Трудовых Навыков (МТН – программа), который содержит перечень профессиональных умений и обеспечивающих их знаний, необходимых рабочему определенной профессии уровня квалификации.

Профессиональные знания и умения в МТН – программе представляются в виде учебных элементов (УЭ), которые обеспечивают изучение модульных блоков (МБ). Модульный блок – это логически законченная часть работы в рамках производственного задания или определенная трудовая функция рабочего. Учебный элемент представляет собой часть модульного блока, которая является определенным практическим знанием или умением (навыком).

Учебные элементы оформляются как учебная брошюра, предназначенная для обучения, ориентированного как на самостоятельную работу, так и на работу под руководством инструктора (мастера профессионального обучения).

Технология модульного обучения, основанная на МТН – подходе имеет определенные особенности:

- учебная МТН - программа имеет гибкую форму, которая легко изменяется путем включения или исключения отдельных модульных блоков или учебных элементов, что позволяет учитывать индивидуальный опыт обучаемых и изменения в трудовой деятельности будущего специалиста, обусловленные современным производством;

- обучающийся осваивает программу в индивидуальном темпе в зависимости от свои психофизических возможностей и личного отношения к обучению;

- инструктор (мастер профессионального обучения) выполняет консультативную функцию, а обучающийся является активным участником учебного процесса и сам отслеживает свой образовательный маршрут и результаты обучения.

Цель выполнения курсовой работы: Проектирование производственного обучения слесаря по ремонту автомобилей средствами технологии модульного обучения, основанной на МТН-подходе.

Задачи выполнения работы:

1. Разработать модульную программу производственного обучения в виде Модуля Трудовых Навыков для производственного обучения слесаря по ремонту автомобилей.

3. Выполнить проект учебной мастерской  для реализации МТН – программы.

4. Разработать содержание обучающего средства «Учебный элемент».

Предмет проектирования: Программа модульного обучения, основанная на МТН - подходе.

Объект проектирования Процесс производственного обучения.

 

1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

1.1 Анализ содержания и структуры профессиональной деятельности

 

 

Основой для разработки содержания Модуля Трудовых Навыков (МТН-программы) является системный анализ профессиональной деятельности будущего

слесаря по ремонту автомобилей определённого уровня квалификации. Профессиональной областью данного специалиста является «Автомобильный транспорт», областью работы «Ремонт автомобилей». Анализ квалификационной характеристики позволил определить профессиональные функции, которые должен выполнять данный специалист. Описание профессиональной деятельности слесаря по ремонту автомобилей приведено в таблице 1 «Описание профессии».

 

Таблица 1 - Описание профессии

 

 

Профессиональная область:

 

Наименование профессии:

Область работы:

Описание функций:

 

  1. Разбирает, ремонтирует и собирает грузовые, легковые автомобили и автобусы до 9,5 м,
  2. Выполняет ТО, ремонт, сборку, регулировку и испытание приборов средней сложности.
  3. Определяет и устраняет неисправности в работе узлов и механизмов автомобиля.
  4. Устанавливает сложные агрегаты и узлы.
  5. Соединяет паяет провода приборов электрооборудования

Организационная структура: подчиняется бригадиру, мастеру

Требования к поступающему:

 

- Образование среднее (полное) общее;

- Возраст не моложе 16 лет;

- Допускается к работе по  медицинским показаниям

- Медицинские ограничения регламентированы  перечнем противопоказаний Минздрава.


На основании проведенного анализа профессиональных функций, слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда будет изучать следующие модульные блоки:

МБ 1 «Ремонт двигателя»

МБ 2 «Ремонт электрооборудования автомобиля»

МБ 3 «Ремонт трансмиссии автомобиля»

МБ 4 «Ремонт несущей системы автомобиля»

МБ 5 «Ремонт механизмов управления автомобиля»

Для определения последовательности изучения каждого модульного блока и необходимой материально-технической базы для его изучения выполнено описание модульных блоков, которое представлено в таблице 2 «Перечень и описание модульных блоков».

 

Таблица 2 - Перечень и описание модульных блоков

 

Название и описание модульных блоков

Используемое

оборудование

(инструменты)

МБ №1 Ремонт двигателя

Изучается устройство и виды неисправностей двигателя. Изучаются правила техники безопасности при ремонте автомобиля. Выбирается инструмент для ремонта двигателя. Организуется рабочее место. Выполняется ремонт двигателя.

 

МБ №2 Ремонт трансмиссии

Изучается устройство и неисправности агрегатов трансмиссии. Изучаются правила техники безопасности при ремонте автомобиля. Выбирается инструмент для ремонта агрегатов трансмиссии. Организуется рабочее место. Выполняется ремонт агрегатов трансмиссии.

 

МБ№3 Ремонт электрооборудования.

Изучается устройство и неисправности приборов электрооборудования. Изучаются правила техники безопасности при ремонте автомобиля. Выбирается инструмент для ремонта приборов электрооборудования. Организуется рабочее место. Выполняется ремонт приборов электрооборудования.

 

МБ№4 Несущих систем.

Изучается устройство и неисправности агрегатов несущей системы. Изучаются правила техники безопасности при ремонте автомобиля. Выбирается инструмент для ремонта агрегатов несущей системы. Организуется раб7очее место. Выполняется ремонт агрегатов несущей системы.

 

МБ№5 Механизмов управления

Изучается устройство и неисправности механизмов управления. Изучаются правила техники безопасности при ремонте автомобиля. Выбирается инструмент для ремонта механизмов управления. Организуется рабочее место. Выполняется ремонт механизмов управления.

Стенд для ремонта двигателя

Набор ключей и приспособлений

 

 

 

Стенды для ремонта карданной передачи, коробки передач, заднего моста, сцепления,

раздаточной коробки

Набор ключей и приспособлений

 

Набор гаечный ключей,

Набор съемников,

Измерительные приборы (амперметр, вольтметр),

 

 

 

 

Набор ключей и приспособлений,

Гидравлический пресс.

 

 

 

 

 

 

Набор ключей и приспособлений,

Стенд для ремонта карданных валов и рулевых механизмов


 

1.2 Анализ содержания модульных блоков

 

Деятельность, выполняемая в рамах модульного блока, осуществляется в виде последовательных этапов («Шагов работы»). При пошаговом овладении деятельностью формируются профессиональные знания и умения («Навыки»), которые определят перечень дидактических единиц – учебных элементов (УЭ). Пошаговая последовательность овладения профессиональными умениями в рамках каждого модульного блока приведена в таблицах 3- 6 «Анализ модульных блоков».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 – Анализ модульного блока 1

 

Название модульного блока: Ремонт двигателя

 

Профессиональная область: Автомобильный транспорт

 

Область работы: Ремонт автомобилей

Шаги работы

Навыки

1. Изучает устройство двигателя.

 

2. Изучает виды неисправностей двигателя.

 

 

3. Изучает правила техники безопасности при ремонте автомобиля.

 

4. Выбирает инструмент для ремонта двигателя.

 

 

5. Организует рабочее место.

 

 

 

6. Выполняет ремонт двигателя.

 

- определение устройства двигателя.

 

- определение видов неисправностей двигателя.

 

- определение правил техники безопасности при ремонте автомобиля.

 

- выбор инструмента для ремонта двигателя.

 

- организация рабочего места для ремонта автомобиля.

 

- выполнение разборки двигателя.

- выполнение ремонта блока цилиндров.

- выполнение ремонта шатунно-поршневой  группы.

- выполнение ремонта газораспределительного механизма.

- выполнение ремонта системы  охлаждения двигателя.

- выполнение ремонта системы  смазки двигателя.

- выполнение ремонта системы питания двигателя.


 

 

 

 

Таблица 4 – Анализ модульного блока 2

 

Название модульного блока: Ремонт трансмиссии

 

Профессиональная область: Автомобильный транспорт

 

Область работы: Ремонт автомобилей

Шаги работы

Навыки

1.Изучает устройство агрегатов и механизмов трансмиссии.

 

2.Изучает виды неисправностей  агрегатов и механизмов трансмиссии.

 

 

 

 

 

 

3.Изучает правило техники безопасности при выполнении ремонта трансмиссии.

 

4. Выбирает инструмент для ремонта трансмиссии.

 

5. Организует рабочие место.

 

6. Выполняет ремонт трансмиссии.

- определение устройство трансмиссии.

 

-определяет неисправности сцепления.

-определяет неисправности коробки передач.

-определяет неисправности раздаточной коробки.

-определяет неисправности заднего  моста.

-определят правил техники безопасности при выполнении ремонта трансмиссии.

-выбор инструмента для ремонта трансмиссии.

 

-организует рабочие место для  ремонта трансмиссии.

-выполняет ремонт карданная  передача.

-выполняет ремонт сцепления.

-выполняет ремонт коробки передач.

-выполняет ремонт раздаточной коробки.

-выполняет ремонт заднего моста.


 

 

Таблица 4 – Анализ модульного блока 3

 

Название модульного блока: Ремонт электрооборудования

 

Профессиональная область: Автомобильный транспорт

 

Область работы: Ремонт автомобилей

Шаги работы

Навыки

  1. Изучает устройство приборов электрооборудования автомобиля

 

  1. Изучает неисправности приборов электрооборудования.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Изучает правил техники безопасности при выполнении ремонта приборов электрооборудования.
  2. Выбирается инструмент для ремонта приборов электрооборудования.
  3. Организует рабочее место.

 

  1. Выполняет ремонт приборов электрооборудования.  

-определение устройства приборов электрооборудования автомобиля.

 

 

-определяет неисправности генератора.

-определяет неисправности реле регулятора.

-определяет неисправности аккумуляторной  батарей.

-определяет неисправности стартера.

-определяет неисправности электропроводки.

-определяет неисправности приборов  освещения

-определяет неисправности звуковых  сигналов.

-определяет правила техники  безопасности при выполнении  ремонта приборов электрооборудования.

 

-выбор инструмента для ремонта  приборов электрооборудования .

 

-организует рабочие место для  выполнения ремонта приборов электрооборудования.

-выполняет ремонт генератора.

-выполняет ремонт реле регулятора.

-выполняет ремонт аккумуляторной  батареи.

-выполняет ремонт стартера.

-выполняет ремонт электропроводки.

-выполняет ремонт приборов освещения.

-выполняет ремонт звуковых сигналов.


 

 

Таблица 5 – Анализ модульного блока 4

 

Название модульного блока: Ремонт несущей системы

 

Профессиональная область: Автомобильный транспорт

 

Область работы: Ремонт автомобилей

Шаги работы

Навыки

  1. Изучает устройство несущей системы.
  2. Изучает неисправности несущей системы.

 

 

 

 

 

 

  1. Изучает правил техники безопасности при выполнении ремонта несущей системы.
  2. Выбирается инструмент для  ремонта несущей системы.
  3. Организует рабочее место.

 

  1. Выполняет ремонт несущей системы.

-определяет устройства несущей системы.

 

-определяет неисправности рессор.

-определяет неисправности амортизаторов.

-определяет неисправности переднего  моста.

-определяет неисправности независимой подвески.

 

 

 

-определяет правила техники  безопасности при выполнении  ремонта несущей системы.

 

 

-выбор инструмента для ремонта несущей системы.

 

-организует рабочие место для  выполнения ремонта несущей системы.

-выполняет ремонт рессор.

-выполняет ремонт амортизаторов.

-выполняет ремонт переднего моста.

-выполняет ремонт независимой подвески.

Информация о работе Проектирование модульной программы производственного обучения