Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:05, доклад

Краткое описание

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Актуальность «умения учиться», нестандартно и творчески мыслить для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования.

Вложенные файлы: 1 файл

statja-frolova.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

    Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Учитель начальных классов 

МОУ СОШ №11 г. Вольска

Фролова Светлана Николаевна

 

 

"Чтобы  человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня  - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".

Японская  мудрость.

 

   Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

    Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

     Актуальность «умения учиться», нестандартно и творчески мыслить для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетным остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании.   В концепции ФГОС НОО определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий, то есть формирование универсальных учебных действий.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную  и инициативную позицию учащихся  в учении;

- развивали бы в первую очередь  универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто  умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с  опытом их применения в практической  деятельности;

- были бы приоритетно нацелены  на развитие познавательного  интереса учащихся;

- реализовывали бы  принцип связи обучения с жизнью. 

Изучение теоретических  основ по данной теме, я пришла к  выводу, что использование проектной  деятельности на уроках и во внеурочной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий.

  «Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью». Не буду подробно останавливаться на теории вопроса, метод проектов уже достаточное время известен педагогам.

Существует  заблуждение о неэффективности  использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами.

Сегодня я хочу поделиться накопленным опытом работы использования метода проекта в урочной и внеурочной деятельности, как способа формирования УУД в начальной школе.  

Для меня, как  учителя, особое место занимает проектная  деятельность. Это создание с детьми индивидуальных, групповых проектов, монопроектов, краткосрочных и долгосрочных проектов, участие в сетевых учебных проектах. На своём опыте я убедилась, что проектная деятельность способствует развитию познавательного интереса учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения видеть, формулировать и решить проблему.

 С первого  класса я пробую приучать ребенка  к самостоятельной поисково-творческой деятельности, таким образом, пытаясь научить его   мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту.

Кто- то скажет, что проекты в начальной школе  это проблематично и вообще невозможно, но я с этим полностью не согласна. И может быть это не  полноценные проекты, выполненные учащимися самостоятельно, а  элементы проектной деятельности, но для малыша это будет проект, продукт его творческой познавательной деятельности.

        Начиная работу с первоклассниками  в 2011/2012 учебном году, выделила  для себя ряд проблем: 

      - низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

      -неумение готовить рабочее место  к учебным занятиям;

       -неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности  внимательно  слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

-невысокий уровень  развития основных мыслительных  операций;

Проведенная диагностика  уровня сформированности универсальных  учебных действий первоклассников  в начале учебного года подтвердила  необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

     Поэтому, начиная с первого полугодия 1-ого класса, вовлекала учащихся в проектную деятельность. Первым проектом, над которым работали ребята, стал сетевой проект «Моя семья- моя богатство» на сайте www.Nachalka.com. 

       Данный сетевой учебный проект проводится во время изучения раздела «Твоя семья и друзья» в рамках изучения предмета «Окружающий мир» ОС «Школа 2100» Основная цель   проекта:  формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека. Работа над проектом повысила интерес ребёнка к семье, её традициям, способствовала  воспитанию уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса.

Первые пробы участия в проекте  принесли и первые результаты.

После завершения проекта учащиеся приобрели следующие умения: 
 -личностные: 
осознание себя членом  семьи, выражающееся в интересе к её традициям, культуре и желании участвовать в её делах; 
объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и  «что я узнал» (результаты); 
 -метапредметные: 
совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; 
работать по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете). 
-предметные: 
усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций; 
освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет. 
знакомство с  некоторыми сервисами сети Интернет, используемыми во время проведения сетевого учебного проекта на сайте www.Nachalka.com.

Первый опыт работы в сети ребятам очень понравился  и во втором полугодии мы опять пришли в сеть, попробовав свои силы в новом проекте «Путешествие в Игромир».

   Исследовательский проект "Путешествие в Игромир"  увлек  детей в мир народной  игрушки. Во время проекта ребята  познакомились с видами народных игрушек разных регионов. Научились делать игрушки своими руками и сделали первые шаги в освоении ИКТ.

    Исследовательский проект "Путешествие в Игромир" был реализован в рамках предмета "Технология".

   Работая в проекте,   ребята приобрели знания и умения, необходимые современному человеку -коммуникативные умения, творчество и любознательность, критическое и системное мышление,

межличностное взаимодействие и сотрудничество.

    Результатом работы над  данным проектом было приобретение следующих умений:

       личностных- воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, ценностных установок, раскрывающих отношения к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной работы.

   метапредметных -освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; формирование исследовательских умений.

    предметных- приобретение учащимися элементарного опыта творческой и проектной деятельности; элементарных умений предметно - преобразовательной области; формирование начального уровня читательской компетентности, умение определить значение слова с помощью словаря или другого информационного источника; формирование целостного , социально - ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.

      На уроке я   использую краткосрочные проекты.  Длительность выполнения проекта ограничиваю одним - двумя уроками. Темы детских проектов стараюсь выбирать из содержания программы и темы уроков.   

    Активно использую метод  проекта на уроке литературного  чтения.  По завершении работы  над каждым разделом вместе  с ребятами мы создаем выставки  рисунков любимых героев, создаем диафильмы, выпускаем детские журналы. Проектная деятельность на уроке литературного чтения способствует решению ежедневных задач, которые ставит перед собой учитель по формированию УУД. Таким образом, работаю над формированием   следующих умений:

предметные:   формирую умение выделять главную мысль произведения по шагам:– выдвигать предположения по иллюстрации, заглавию, ключевым словам.

Учу предполагать жанр и содержание произведения, читать произведение самостоятельно и под руководством учителя, делить содержание произведения на последовательно выстроенные смысловые части (план), формулировать ответы на заданные учителем вопросы к каждой смысловой части, находить в тексте предложения, подтверждающие ответы на эти вопросы, определять главную мысль произведения.

Метапредметные:

Познавательные:

Формирую умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, ориентироваться на развороте учебника, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД Развиваю умение слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в паре, в группе .

Регулятивные:  

Формирую  умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя,  проговаривать последовательность действий на уроке,  Учу высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учу работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты1. Развиваю умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.2. Учу Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формирую мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

        Проектная деятельность способствует формированию нравственной культуры личности школьника: 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.2. Гражданско-патриотическое воспитание.3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.4. Воспитание здорового образа жизни.5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание.

      Многие темы уроков позволяют использовать метод проектов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно, но при этом учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. В 1- 2 классах учащиеся с большим удовольствием вовлекаются в создание творческих проектов на уроках технологии. Во втором классе в рамках предмета «Технология» были проведены следующие проекты

        

№ урока 

Тема урока

Тема проекта

3

Долина пирамид

Долина пирамид

20

 Освоение компьютера. Придумываем открытку.

Праздничная открытка

26

Макет Акрополя

Макет храма


Педагогическая значимость  творческих проектов заключается в  том, что:

  • Развивает личность каждого ребенка.
  • Открывает возможности формирования жизненного опыта.
  • Реализует принцип сотрудничества учащихся и учителя.
  • Сочетает коллективное и индивидуальное творчество.
  • Стимулирует творчество и самостоятельность.

 

С целью обучения учеников начальных классов проектной деятельности,  в рамках внеурочной деятельности в нашей школе организован такой вид внеурочной деятельности как кружок «Мой первый проект».        Учащихся, занимающиеся в кружке, с большим интересом работают над индивидуальными и групповыми проектами, представляют свою работу на конкурсах школьного и муниципального уровня.

Информация о работе Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников