Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:05, доклад

Краткое описание

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Актуальность «умения учиться», нестандартно и творчески мыслить для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования.

Вложенные файлы: 1 файл

statja-frolova.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Организуя работу кружка, для учащихся своего класса я поставила перед собой следующие цель и задачи.

Цель   кружка: формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем.

Задачи:

- формировать навыки сотрудничества;

- формировать навыки устной  презентации;

- обучить способам сбора и  первичной обработки информации;

- формировать умение составлять  письменный отчёт о работе  над проектом;

- формировать умение планировать  свою работу над проектом;

- формировать умение давать  оценку готовому продукту, своей  работе над проектом.

Данный вид деятельности способствует сформированности следующих компетенций учащихся:

 

    • Уровень сформированности коммуникативной компетентности

Письменная коммуникация

Ученик изложил вопрос с соблюдением  норм оформления текста и вспомогательной  графики, заданных образцом.

Устная презентация

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно.

Ученик привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос.

Продуктивная коммуникация (работа в группе)

Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем.

Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее.


    • Уровень сформированности информационной компетентности

Поиск информации

Ученик задал вопросы, указывающие  на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем  общего плана деятельности в рамках проекта.

Ученик зафиксировал исчерпывающую  информацию из указанного учителем источника.

Обработка информации

Ученик изложил те фрагменты  полученной информации, которые оказались  новыми для него, или задал вопросы  на понимание.

Ученик привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника  информации.


    • Уровень сформированности компетентности решения проблем

Постановка проблемы

Ученик объяснил причины, по которым  он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем.

Целеполагание и планирование

Ученик с помощью учителя  сформулировал задачи, соответствующие  цели проекта.

После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь  предпринятых действий.

На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить.

Оценка результата

Ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения.

Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом.


 

      Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.   

       В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества.

     Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.     Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

 

Использованные  источники

Автор

Название 

Прокудина И.В.

Статья. Проектная деятельность как  способ формирования универсальных  учебных действий младших школьников

Мельникова Е.Л.

Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.

 Воронцов  А.Б.

Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. –  М.: Просвещение, 2010.

Михеева Ю.В.

Статья. Учительская газета. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Кузнецова О.В.

Развитие универсальных учебных  действий обучающихся средствами проектно-исследовательской  деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева 
// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.

Сальникова Е.Г.

Телекоммуникационные международные  проекты как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников http://www.openclass.ru/node/238235

Дрозд Л.Л.

Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно исследовательской деятельности http://www.docme.ru/doc/37770/formirovanie-universal._nyh-uchebnyh-dejstvij

Животова Е.В.

Формирование универсальных учебных  действий в процессе использования  метода проектов обучения математики. http://festival.nic-snail.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=103&Itemid=57

Матвеева С.А.

Проектная деятельность как инструмент формирования УУД http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/proektnaya-deyatelnost-kak-instrument-formirovaniya-uud

Жукова Т.А.

Жукова Т.А. Сетевой проект - это интересно! 





Информация о работе Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников