Проектное обучение как способ развития личности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть проектное обучение как способ развития личности школьника.
Задачи исследования:
• изучить теоретические основы проектного обучения;
• экспериментально доказать эффективность проектного обучения.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы проектного обучения
1.1 Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века
1.2 Этапы работы над проектом
2. Практическое применение проектного обучения
2.1 Основные положения проводимого исследования
2.2 Опытно – экспериментальная работа и ее результаты
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Методы проектного обучения.doc

— 234.05 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «АмГПГУ») 
 

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И ЮРИСПРУДЕНЦИИ 
 
 
 
 
 

Сильвестров Илья Николаевич 
 
 

Проектное обучение как способ развития личности школьника. 
 
 

Специальность: «История и обществознание»

  
 

Курсовая работа

по педагогике 
 
 
 

Комсомольск-на-Амуре, 2012 
 

      Работа выполнена на кафедре истории федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Амурский гуманитарно-педагогический  государственный университет» 
 
 
 
 

          Научный руководитель:  Малыгон Л.И., к.пед.н., доцент кафедры педагогики профессионального образования. 
           
           
           
           

     Защита курсовой работы состоится: « 30 » мая 2012 г. в 8ч. 30 мин., в аудитории «212»  
 
 
 

      Оценка ___________________     __________________________

                                                      (подпись руководителя)  
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение

1. Теоретические основы проектного обучения

1.1 Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века

1.2 Этапы работы над проектом

2. Практическое применение проектного обучения

2.1 Основные положения проводимого исследования

2.2 Опытно - экспериментальная работа и ее результаты

Заключение

Список литературы

 

      Введение

 

     Перспективной для современной школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.

     Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно - и полипредметного, индивидуального и группового проектов.

     Цель работы: рассмотреть проектное обучение как способ развития личности школьника.

     Объект исследования - личность школьников 5 - 9 классов.

     Предмет исследования - проектное обучение как способ развития личности.

     Задачи исследования:

     изучить теоретические основы проектного обучения;

     экспериментально доказать эффективность проектного обучения.

     Методы научного исследования:

     1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме;

     2. Беседа с преподавателями и школьниками;

     3. Анкетирование среди школьников и преподавателей;

     Гипотеза: личность школьника будет развиваться эффективней если учитель будет использовать метод проектов.

 

     1. Теоретические основы проектного обучения

     1.1 Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века

 

     Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями [1, с. 56].

     В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

     Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

     Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества [1, с. 58].

     Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

     самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

     учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

     приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

     развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

     развивают системное мышление [4, с. 6].

     Классификация учебных проектов:

     Разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.

     Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель - участие обучаемых в групповой деятельности.

     Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

     Основные требования к использованию метода проектов:

     Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме (проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду).

     Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров).

     Повествовательные проекты, цель которых - получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).

     Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п. [7, с. 91].

     1.2 Этапы работы над проектом

 

     Работа над проектом включает четыре этапа:

     - планирование;

     - аналитический этап;

     - этап обобщения информации;

     - этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

     I. Планирование.

     Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.

     Цели первичного обмена мнениями:

     1. Стимулирование потока идей

     Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.

     2. Определение общего направления исследовательской работы

     Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать свое отношение каждому. Затем педагог:

     - Выделяет наиболее удачные;

     - Определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов;

     - Помогает учащимся сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем;

     - Продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект для группы и т. д.

     Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом, формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе - проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

     Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы [10, с. 42].

     II. Аналитический этап.

     Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый учащийся:

     - Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;

Информация о работе Проектное обучение как способ развития личности школьника