Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 05:15, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: выявить возможности проектного метода как средства развития общетрудовых умений. Задачи исследования: Изучить теоретические положения проектной деятельности. Изучить и продумать систему заданий по созданию проектов для учащихся 8-го класса на уроках технологии.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. Теоретические основы проектной деятельности………………………5 Типология методов обучения ……………………………………………..5 Проект в системе уроков…………………………………………………..8 Вывод………………………………………………………………………11 Глава II. Содержание проектной деятельности учащихся 8-го класса на уроках технологии………………………………………………………….……12 2.1. Организация и проведение исследования ………………………………12 2.2. Тематика проектов по технологии в 8-ом классе по программе СимоненкоВ.Д…...………………………………………………………………15 2.3. Анализ и интерпретация результатов…………………………………....23 2.4. Выводы……………………………………………………………..…..……25 Заключение………………………………………………………………………27 Список литературы………………………………………………………..……29
разработка идеи выполнения
проекта с учетом экономических и экологических
ограничений;
планирование, организация
и выполнение проекта с учетом требований
дизайна и эргономики, текущий контроль
и корректировка деятельности; оценка
качества выполненной работы (своей и
чужой);
защита проекта.
Особенность системы выполнения
проектов – совместная творческая работа
учителя и учащегося. При этом имеется
возможность расширить обозначенные в
программе направления трудовой творческой
деятельности, учесть интересы учащихся,
особенности регионов. Следует иметь в
виду, что проекты любой направленности
будут педагогически эффективны только
в контексте общей концепции обучения
и воспитания. Они предполагают, с одной
стороны, отход от авторитарных методов
обучения, а с другой – предусматривают
хорошо продуманное и концептуально обоснованное
сочетание разнообразных методов, форм
и средств трудового обучения. Проекты
– это всего лишь один из компонентов
системы образования, а не самостоятельная
система.
Работа над проектами позволяет
полнее раскрыть творческий потенциал
учителя, но в то же время при использовании
проектного метода обучения задачи, стоящие
перед учителем, усложняются. Учитель
должен подробно определить основные
и дополнительные цели и этапы работы,
позволяющие сформировать творческие
навыки и развить инициативу подростка.
Учитель должен постоянно пополнять
свои знания по тематике проектов, выступать
«играющим тренером» в работе над проектом.
Вывод
Типология проектный метод
имеет одну важную дидактическую особенность:
вся деятельность школьника должна ориентироваться
на формирование его мышления, в основе
которого лежит личный опыт.
Школьник сам, пробуя, ошибаясь
и вновь выходя на правильный путь в поиске,
пропуская через себя все, как он убежден,
пригодится понадобится в дальнейшей
жизни.
Глава II Содержание
проектной деятельности учащихся 8-го
класса на уроках технологии
2.1. Организация и
проведение исследования
Исследование проблемы использования
проектного метода как средства формирования
общетрудовых умений проводилось в период
первой и второй четверти 2012-2013 учебном
году. База исследования: Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села
Кызыл-Арыг Тандинского кожууна РТ.
Цель исследования:
выявить готовность учителя
по использованию метода проектов в учебном
процессе;
Для достижения поставленной
цели на этапе констатирующего эксперимента
нами были использованы следующие методы
исследования:
- беседа учителем;
- опрос учащихся
Определения степени использования
проектного метода учителем технологии
в процессе формирования общетрудовых
умений у учащихся. Для этого была проведена
беседа с учителем.
Вопросы беседы:
Используете ли Вы в работе
проектный метод?
Как Вы считаете, нужно ли работая
по проектному методу заполнять рабочую
тетрадь?
Для достижения поставленной
цели нами была использована методика
тестирования учащихся
В исследовании приняли участие
учащиеся 8 класса МБОУ СОШ с.Кызыл-Арыг
Тандинского кожууна РТ.
Цель данного этапа заключалась
в выявлении у учащихся сформированности
общетрудовых умений (читать и строить
чертеж, снимать и записывать мерки, выполнять
машинные швы, выполнять раскрой ткани,
проводить примерку и исправлять дефекты,
оценивать качество изделия).
таблица 1
№ п/п
Ф.И. учащихся
общетрудовые умения
уровни
Читать и строить чертеж
Снимать и записывать мерки
Выполнять машинные швы
Проводить примерку и исправлять
дефекты
1
Б. Кулчана
-
+-
-
-
низкий
2
К. Ай-Суу
+
+
+
+
высокий
3
К. Асанга
-
+
+
-
средний
4
О. Аяна
-
+
+
-
средний
5
О. Чаяна
-
+-
+
+
средний
Уровни сформированности общетрудовых
умений:
Высокий
Учащийся активно включается
в учебную деятельность; при появлении
затруднений активно ищет выход из сложившейся
ситуации, испытывает положительное эмоциональное
отношение к выполняемой работе; умеет
читать и строить чертеж, снимать и записывать
мерки, выполнять машинные швы, проводить
примерку и исправлять дефекты.
Средний
Учащийся принимает достаточно
активное участие в уроке, но обычно эта
активность имеет лишь внешний характер;
умеет читать и строить чертеж, снимать
и записывать мерки, умеет выполнять машинные
швы, но с ошибками, умеет проводить примерку,
но испытывает затруднения при исправлении
дефектов.
Низкий
Учащийся проявляет низкую
активность на уроке; не умеет читать чертеж,
выполняет машинные швы с ошибками, не
умеет проводить примерку и исправлять
дефекты.
На основе анализа была составлена
диаграмма, позволяющая определить исходный
уровень сформированности общетрудовых
умений для каждого учащегося 8 класса.
Высокий уровень выявлен у одного
учащихся (К. Ай-Суу)
Средний уровень выявлен у трёх
учащихся (К. Асанга, О. Аяна О.Чаяна).
Низкий уровень выявлен у двух
учащихся (Б. Кулчана).
2.3. Тематика проектов
по технологии в 8-ом классе по программе
Симоненко В.Д.
Разработка примерных
планов-конспектов уроков по темам: выполнения
проектов и выбор темы; защита творческих
проектов
В школьной программе отводиться
10 часов на проведение уроков по творческим
проектам, также существует резервные
8 часов, которые можно выделить при необходимости
на проекты. Но я рассмотрю 3 плана-конспекта,
т. к. расписать все творческое проектирование
в задаче курсовой работы не стояла.
Урок 1.
Тема: Этапы выполнения творческого проекта
и выбор
Цели: ознакомить учащихся с
направлениями, по которым можно выбрать
тему творческого проекта, последовательностью
выполнения творческого проекта; учить
выбирать тему, руководствуясь актуальностью
проблемы; поиску аргументированных решений;
развивать умение выполнять логические
операции по проектированию; воспитывать
интерес к творческой деятельности.
Оборудование: лучшие творческие
проекты по теме «Семейная экономика».
Словарь: проектирование, составляющие
проектирования; аргументированность
проекта, объект проектирования, клаузура,
пояснительная записка, критерии оценки
проекта.
Ход урока
I. Организация урока.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся
к уроку.
II. Сообщение темы урока.
Любую выполняемую работу (стирка
белья, ремонт комнаты и т. д.) можно рассматривать
как творческий проект. Каждый проект
- это реализация вашего замысла. Как правильно
выполнить его? Какова последовательность
проектирования? Об этом вы узнаете сегодня
на уроке.
III. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя.
Проектирование как сфера профессиональной
деятельности.
Что же такое проектирование?
Проектирование - это поиск аргументированных
решений, необходимых для достижения выбранной
цели с учетом заданных условий.
Проектирование является неотъемлемой
частью нашей жизни как домашней, так и
производственной. Проект может быть выполнен
в любой сфере деятельности: технической,
экономической, социальной и т. д.
Приведите примеры тем проектов
по разным сферам деятельности: технической,
художественной и т. д. (Ответы учащихся.)
2. Изучение составляющих проектирования.
Учащиеся под руководством
учителя изучают составляющие проектирования,
представленные в учебнике.
Этапы выполнения проекта:
1) Организационно-подготовительный:
выбор темы;
разработка идей;
обоснование выбора;
подбор материалов для выполнения
проекта;
предварительный расчет себестоимости.
2) Технологический:
конструирование изделия;
составление плана изготовления
изделия;
выбор оборудования;
изготовление изделия.
3) Заключительный:
оформление проекта;
оценка проекта.
Критерии оценки проекта.
Учащиеся под руководством
учителя изучают критерии оценки творческих
проектов.
3.Просмотр лучших творческих
проектов.
Учащиеся вместе с учителем
просматривает лучшие творческие работы
учащихся, обращая внимание на оформление
проектов. Дать оценку проектам по пяти
критериям.
4. Тематика творческих
проектов по теме «Семейная
экономика».
Предлагаю вам варианты тем
творческих проектов:
Расчет себестоимости продукции,
выращенной на приусадебном участке.
Использование компьютерных
программ для ведения семейного бюджета.
Разработка варианта ведения домашней
книги учета доходов и расходов.
Составление коллекции этикеток
различных товаров.
Разработка вариантов ведения
предпринимательской деятельности с использованием приусадебного
участка.
Сравнение компьютерных программ,
используемых для ведения семейного бюджета.
Составление алгоритма действий
покупателя при выборе какого-либо товара.
Совсем не обязательно выбирать
темы, перечисленные выше. Вы можете придумать
тему по своему усмотрению, ту, которая
более актуальна для вас.
IV. Практическая работа.
Задание: выбрать или придумать
тему творческого проекта по разделу «Семейная
экономика», обсудить выбор темы с учителем,
составить план работы над проектом.
Уроки
2-3 Тема: Защита творческих проектов
Цели: проверить усвоение учащимися
знаний по теме «Семейная экономика»;
формировать навыки творческой деятельности;
развивать умение логично излагать свои
мысли, убедительно доказывать преимущества
своего творческого проекта; воспитывать
интерес к изучаемому материалу, рациональному
ведению семейного бюджета.
Оборудование: лучшие творческие
проекты по теме «Семейная экономика».
Словарь: проектирование, составляющие
проектирования; аргументированность
проекта, объект проектирования, клаузура,
пояснительная записка, критерии оценки
проекта.
Ход урока
I. Организация урока.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся
к уроку.
II. Сообщение темы урока.
Семья не может существовать
без денег. Все мы получаем деньги и тратим
их. Но многие ли из вас умеют грамотно,
разумно, целенаправленно вести семейной
или свой личный бюджет?
Сегодня на уроке вы поделитесь
со всеми нами своими способами решения
проблем по учету семейных или личных
доходов и расходов, накопления средств
на приобретение дорогостоящих предметов.
Ответ, полученный вами при выполнении
проекта, несомненно, будет полезен вам
в течение всей жизни.