Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 05:15, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: выявить возможности проектного метода как средства развития общетрудовых умений. Задачи исследования: Изучить теоретические положения проектной деятельности. Изучить и продумать систему заданий по созданию проектов для учащихся 8-го класса на уроках технологии.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. Теоретические основы проектной деятельности………………………5 Типология методов обучения ……………………………………………..5 Проект в системе уроков…………………………………………………..8 Вывод………………………………………………………………………11 Глава II. Содержание проектной деятельности учащихся 8-го класса на уроках технологии………………………………………………………….……12 2.1. Организация и проведение исследования ………………………………12 2.2. Тематика проектов по технологии в 8-ом классе по программе СимоненкоВ.Д…...………………………………………………………………15 2.3. Анализ и интерпретация результатов…………………………………....23 2.4. Выводы……………………………………………………………..…..……25 Заключение………………………………………………………………………27 Список литературы………………………………………………………..……29
Творческие проекты
учащихся К.Ай-Суу, О.Аяны и О.Чаяны
(см. Приложение 1,
2)
2.3. Анализ и
интерпретация результатов
Заключительный этап содержит
анализ результатов опытно-исследовательской
работы.
Оценка эффективности применения
проектного метода показывает, что в связи
с его внедрением происходят качественные
изменения процесса обучения в целом.
Учащиеся всегда были готовы
к уроку, оставались на дополнительные
занятия и были заинтересованы в работе,
старались более качественно обработать
изделие. В ходе исследовательской работы
учащиеся получили определенные знания
и умения, которые им пригодятся в дальнейшем
обучении в старших классах. Защита творческого
проекта способствовала развитию речи,
расширению кругозора.
Изменения были отмечены и в
содержании общетрудовых умений: увеличилось
количество общетрудовых умений так, например
если на начальном уровне были выявлены
у 5 учащихся, то после проведения формирующего
эксперимента были выявлены у 6 учащихся,
это Егозарян Оля, Кулагина Лена, Белова
Катя, Борданова Оля, Гаспарина Лена, Мартынцева
Аня.
Наиболее значимым для нашего
исследования является констатация следующего
факта: применение метода проекта, как
средства форсирования общетрудовых умений
школьников привело к изменению начального
(выявленного в ходе констатирующего этапа)
уровня сформированности общетрудовых
умений у учащихся. Так, например, если
высокий исходный уровень сформированности
общетрудовых умений был выявлен у 2 учащихся,
после формирующего эксперимента их число
увеличилось до 4 человек. Количество учащихся
с выявленным средним исходным уровнем
сформированности общетрудовых умений
уменьшилось с 3 до 2 человек (за счет перехода
одного учащегося на более высокий уровень
развития общетрудовых умений). Число
учащихся с низким исходным уровнем сформированности
общетрудовых умений снизилось с 2 до 1
человека.
Изменения уровня развития
общетрудовых умений учащихся неизменно
приводит к изменению характера учебной
деятельности. Было установлено, что при
непосредственном вовлечении в активную
деятельность, учащиеся с интересом воспринимают
учебный материал. Активный поиск, приводящий
учащегося к собственным «открытиям»,
которые являются результатом его усилий
и напряжённой работы, приносят удовлетворение,
прежде всего, ему самому.
Учебная деятельность в этом
случае становится более интересной, радостной
и желанной.
При использовании метода проекта
общетрудовые умения (читать и строить
чертеж, снимать и записывать мерки, выполнять
машинные швы, выполнять раскрой ткани,
проводить примерку и исправлять дефекты,
оценивать качество изделия) формируются
легче, чем при использовании традиционных
методов. Поскольку учебная деятельность
более интересная, желанная то и на уроке
атмосфера более комфортная и формировать
умения легче, когда учащиеся идут на контакт
с учителем.
2.4. Вывод: для большей объективности
оценивания творческого проекта рекомендую:
исходить не только от мнения учителя,
но и мнение класса и самооценки самого
ученика. В комплексе всех критериев ставиться
соответствующая оценка
Использование метода проекта даёт эффективность в формировании общетрудовых умений.
Способствует изменению отношения
к предмету технология;
В процессе работы особенно
используются межпредметные связи с другими дисциплинами.
Учитель технологии сам должен
быть:
Знаком с методом проекта, как
активизации общетрудовых умений;
Уметь строить систему работы
по развитию общетрудовых умений;
Использовать различные методы
и приёмы активизации деятельности учащихся,
направленные на формирование у них способов учебно - познавательной деятельности;
Использовать метод проекта,
как средство формирования общетрудовых умений.
Заключение
Задача трудовой подготовки
учащихся в нашей стране может быть осуществлена
более успешно, если использовать метод
проекта.
Выбор седьмого класса для проведения
опытного исследования был обусловлен
многими факторами. Особенно важно использовать
с учащимися 8 классов. Именно в 12-13 лет
можно с уверенностью говорить о том, что
проектный метод обучения интересен для
данного возраста. Самостоятельность
начинает ярко проявляться именно в подростковом
возрасте, а творческий проект направлен
в большей степени на самостоятельность
учащихся, а также при выполнении творческого
учебного проекта в наибольшей степени
удовлетворяются доминирующие потребности
данного возраста - потребность в общении
со сверстниками и потребность в самоутверждении.
Опираться же можно на формы
организации занятий, которые привлекают
подростков - это сложный учебный материал,
а также возможность строить самому свою
познавательную деятельность за пределами
школы.
Подростки испытывают большое
эмоциональное удовлетворение от исследовательской
деятельности, а творческий проект - это
и есть исследовательская работа.
Данный метод можно применять
не менее успешно на других предметах,
но такой предмет, как «Технология» дает
наибольшие возможности для развития
творческих способностей с помощью творческого
проекта. А цель воспитания - всестороннее
воспитание личности.
Типология проектный метод
имеет одну важную дидактическую особенность:
вся деятельность школьника должна ориентироваться
на формирование его мышления, в основе
которого лежит личный опыт.
Школьник сам, пробуя, ошибаясь
и вновь выходя на правильный путь в поиске,
пропуская через себя все, как он убежден,
пригодится понадобится в дальнейшей
жизни.
Для большей объективности
оценивания творческого проекта рекомендую:
исходить не только от мнения учителя,
но и мнение класса и самооценки самого
ученика. В комплексе всех критериев ставиться
соответствующая оценка
Использование метода проекта даёт эффективность в формировании общетрудовых умений.
Способствует изменению отношения
к предмету технология;
В процессе работы особенно
используются межпредметные связи с другими дисциплинами.
Учитель технологии сам должен
быть:
Знаком с методом проекта, как
активизации общетрудовых умений;
Уметь строить систему работы
по развитию общетрудовых умений;
Использовать различные методы
и приёмы активизации деятельности учащихся,
направленные на формирование у них способов учебно - познавательной деятельности;
Использовать метод проекта,
как средство формирования общетрудовых умений.
Список литературы
Глущенко А.Г. Трудовое воспитание
младших школьников во внеклассной работе: кн. для учителей нач. классов/ А.Г.Глущенко – М.: Просвещение,1998. – 160с.
История педагогики: Учебник
для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева.- 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение,1999. – 447с., ил.
Колесникова И.А. Педагогическое
проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова – Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия»,2005. – 288 с.
Крылов А.С. Что такое творческий проект и как над ним работать// Учитель года/ А.С. Крылов – Екатеринбург, 2002. февраль
2002.
Кругликов Г.И. Методика преподавания
технологии с практикумом: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений/ Г.И. Кругликов – М.: Издательский центр «Академия»,
2002. – 480с.
Методика трудового обучения:
учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ «Преподавание труда и черчения в 4-8 кл. сред. общеобразоват. шк.»/Л.В. Мельникова, Л.В. Осипова, Т.Б. Фридман; Под ред. Л.В. Мельниковой.-М.:Просвещение,1985.-224с., ил.
Мухина В.С. Возрастная психология,
детство, отрочество: Учебник для студентов вузов/ В.С. Мухина – М.: «Академия»,1999.-422с.
Основы творческо-конструкторской
деятельности: Методы и организация: Учебник
для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик,А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование,2006.-432.
Педагогика: Учеб. пособие для
студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение,1993. – 608с.
Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. Заведений/ И.П. Подласый – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1996.- 426с.:ил.
Программы общеобразовательных
учреждений. Технология трудовое обучение
1-4 классы, 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2005.
– 240с.
Практикум по возрастной и педагогической
психологии: Для студентов пед. уч. заведений / Авт. – сост. Е.Е. Данилова; Под
ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Академия»,
1998. – 160С.
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений
сред. проф. образования. - М.:Мастерство,2001.-272с.
Технология: Учебник для учащихся
7 класса образовательной школы /В.Д. Симоненко , О.В. Табурчак, Н.В. Синица и др.; Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана – Граф,2000.-240с.:ил.
Титов В.Н. Выбор цели в поисковой
деятельности: методы анализа и поиска решения в технике/ В.Н. Титов – М.: 1991.-190с.
Учителям и родителям о психологии
подростка: Науч. – попул. /Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер и др.; Под ред. Г.Г.Аракелова. – М.: Высш. шк., 1990.-304с.: ил.
Чус А.В. Данченко В.Н. «Основы технического творчества», Киев,1997.- 183с
Колесникова И.А. Педагогическое
проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова – Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия»,2005. – 3 с.
Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование,2006.-220.
Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.:
Издательский центр «Академия», 2004. –
256 с.
«Учитель года»: лучшее от лучших.№1,февраль 2002.
Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1996.- 319с.:ил.
Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 50 с.
Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 51 с.
Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 56 с.
Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 74 с.
Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 99 с.
Чус А.В. Данченко В.Н. Основы технического творчества,Киев,1997.- 93с
Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – М.:
Издательский центр «Академия», 2004. –
105 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1-4 классы, 5-11 классы.- М.: Просвещение, 2005. – 234с.
Кругликов Г.И. Методика преподавания
технологии с практикумом: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-252с.
Мухина В.С. Возрастная психология, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: «Академия»,1999.-305с.