Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 10:15, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении становления личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Задачи:
изучить динамику показателей личностного самоопределения на этапе юношеского возраста;
рассмотреть типы и уровни профессионального самоопределения;
рассмотреть соотношение профессионального и личностного самоопределения;
рассмотреть методы активизации профессионального и личностного самоопределения.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1 Личностное самоопределение в юношеском возрасте 5
1.2 Профессиональное самоопределение и его становление в раннем юношеском возрасте 9
1.3 Типы и уровни профессионального самоопределения 11
1.4 Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения 14
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. 17
2.1 Основные методы профориентации 17
2.2 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения 22
2.3 Профориентационные игры и упражнения с классом 24
2.4 Игры-дискуссии 25
2.5 Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
2.2 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения
В последние годы наблюдается возрождение интереса к вопросам профессионального выбора и планирования карьеры. Если в 90-е гг. XX в. самоопределение выпускника школ многие считали исключительно «личным делом» подростка и его родителей, то в последнее время профориентация все больше рассматривается как элемент государственной кадровой политики. Поэтому процесс психолого-педагогической поддержки выбора профессии, вуза или колледжа после школы также должен быть управляемым.
Для активизации самоопределения нужны специальные методы, которые мы называем методами активизации профессионального и личностного самоопределения.
Главное требование к методам активизации профессионального и личностного самоопределения — понятность и доступность для практического использования. Они должны включаться в разнообразные программы профориентационной работы с подростками и в различные виды профессионального консультирования.
Поскольку эти методы предполагают создание условий для формирования творческой позиции специалистов, помогающих самоопределяющимся подросткам, они не должны ограничивать работу педагогов и психологов жесткими и неизменными инструкциями. Наоборот, активизирующие методы предполагают значительную импровизацию при их использовании.
Важной особенностью активизирующих методик является также то, что на их проведение отводится определенное время. Например, большинство профориентационных игр с классом и активизирующих опросников рассчитаны на 40-45 минут (на урок), карточные и настольные игры — примерно на 1,5-2 часа работы в режиме индивидуальной и групповой консультации. Некоторые групповые карточные игры могут занимать даже по 2,5-3 часа. [14, c. 300]
Профориентационные игры с классом предназначены для работы с учащимися VII-XI классов. Конечно, по своему содержанию и активизирующим возможностям они уступают деловым играм и психотерапевтическим процедурам, но они, в отличие от названных процедур, рассчитаны на реальные условия работы в школе (ограниченность временем урока, необходимость работы с целым классом и т. п.). При проведении профориентационных или психологических курсов подобные игры могут быть использованы в дополнение к диагностическим процедурам, дискуссиям, индивидуальным консультациям и лекционным формам работы. Опыт показал, что если они занимают примерно 25-30% от общего количества часов, то воспринимаются учащимися не как развлечение, а как естественная форма работы. [15, c. 93]
Можно назвать следующие конкретные игровые методики:
Игровые профориентационные упражнения и микроситуации обычно используются в работе с подгруппой (8-15 человек) или с малой группой (6-8 человек). Многие игры основаны на довольно эффективной процедурной модели, когда участники рассаживаются в круг, как при работе в психотерапевтических группах.
Для проведения подобных занятий профконсультант должен обладать хотя бы минимальным уровнем психотерапевтической культуры (не навязывать своего мнения, всячески демонстрировать свои поддержку и эмпатию участникам, организовывать их реальное взаимодействие, создавать условия для самовыражения всех участников группы и т. п.).
Можно назвать следующие игровые профориентационные упражнения: «Профессия на букву…», «Подарок» («Любимое блюдо», «Маскарадный костюм», «Человек-профессия», «Автопортрет» (профориентационный вариант), «Кто есть кто?», «Самая-самая», «Цепочка», «Ловушки-капканчики», «Этипафия», «А вот и Я!», «Звездный час», «День из жизни» («Ночь из жизни») и др. [17]
Очень популярны среди школьных профконсультантов игровые микроситуации (для 3-6 человек), в которых моделируются различные элементы профессионального общения, связанные обычно с конфликтностью. Например, ситуации общения продавца с покупателями, инспектора ГАИ с нарушителями, зубного врача с клиентами, продавца-ларечника с рэкетирами, экскурсовода с иностранными туристами и т. п. [18]
Эти методики используются при работе с классом. Полезными они могут оказаться не только для школьников, но и для студентов и специалистов, работающих с подростками. Главные цели использования данных процедур — актуализация важных проблем, связанных с самоопределением и планированием своей жизни, и формирование культуры групповых размышлений и дискуссий по этим проблемным вопросам. Предполагается, что со временем внешняя культура (приобретенная в ходе общения с другими людьми), постепенно становится культурой внутренней, когда человек уже наедине с собой размышляет, рассматривает различные варианты решения своих проблем.
Можно выделить методы, которые уже практически используются в работе с разными аудиториями. К ним относится игра-дискуссия «Заработная плата работника» (ЗПР). Как показывает практика, не только многие подростки, но и взрослые не понимают того, почему представители одних профессий получают большую зарплату (сотни тысяч рублей), а представители других профессий зарабатывают ничтожные деньги, выполняя при этом ничуть не менее сложную и ответственную работу. Сокращенное название данной игры — ЗПР — свидетельствует о своеобразной «задержке» в понимании этого явно несправедливого положения. Данная игра не призвана как-то изменить ситуацию, ее цель — активизировать размышления по поводу важнейшего фактора профессионального выбора — обоснованности зарплаты. Ведь в профессиональной деятельности недоразумения и обиды, связанные с заработной платой, могут стать причиной смены профессии и неудачной карьеры. Проблема в том, чтобы сделать эти размышления более обоснованными.
Другая игра-дискуссия — «Свобода. Ответственность. Справедливость» (СОС) — призвана активизировать размышления старшеклассников о перспективных вариантах развития страны, основанных на принципах свободы, ответственности и справедливости. Социальное проектирование (а может, даже и фантазирование) — важное условие формирования полноценных граждан, которым небезразлично будущее страны, ведь они собираются реализовать свои способности для общего блага через выбранную профессию. [19, c. 84]
К особой группе активизирующих методов относятся схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения. С одной стороны, эти схемы могут выступать как некоторые теоретические модели, а с другой — как самостоятельные методики. Психологический смысл их использования заключается в возможности максимально обобщенно рассмотреть наиболее сложные вопросы, связанные с принятием решения и планированием перспектив развития самоопределяющейся личности. По сравнению со многими другими формами работы, схемы позволяют сложное представить в простой и понятной (наглядной) форме. Однако некоторые схемы (например, ценностно-нравственного плана) следует применять в ненавязчивой форме. Лучше просто иметь эти схемы в своем арсенале и использовать только тогда, когда без них рассмотреть какой-то важный для учащихся (или для клиента) вопрос не удается. Можно также специально создавать проблемную ситуацию, чтобы у участников занятия появилось желание самостоятельно построить некоторую обобщенную модель для рассмотрения интересующей их проблемы. [20 c. 265]
Информация о работе Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте