Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении становления личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Задачи:
изучить динамику показателей личностного самоопределения на этапе юношеского возраста;
рассмотреть типы и уровни профессионального самоопределения;
рассмотреть соотношение профессионального и личностного самоопределения;
рассмотреть методы активизации профессионального и личностного самоопределения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1 Личностное самоопределение в юношеском возрасте 5
1.2 Профессиональное самоопределение и его становление в раннем юношеском возрасте 9
1.3 Типы и уровни профессионального самоопределения 11
1.4 Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения 14
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. 17
2.1 Основные методы профориентации 17
2.2 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения 22
2.3 Профориентационные игры и упражнения с классом 24
2.4 Игры-дискуссии 25
2.5 Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиональное и личностное самоопределение в юношестком возрасте.docx

— 70.89 Кб (Скачать файл)
  1. Методы профессиональной психодиагностики (в идеале - помощь в самопознании):
  • беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
  • открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);
  • опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. "пригодные для большинства", это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);
  • опросники профессиональных способностей: требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий - "профпригодность формируется в самой трудовой деятельности" (по Е.А. Климову);
  • "личностные" опросники (требуется особая подготовка профконсультантов при их использовании, понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации); по-настоящему личность нельзя "просчитать" (возникает масса проблем); настоящий личностный тест - это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на "референдумах" и при "голосованиях", когда испытывается способность противостоять изощренной пропаганде); примечательно, что иногда о человеке можно много сказать по его поведению в общественном транспорте (тест на "жлобовство"); таким образом, получается, что тест на "личностность" - это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, но с другой стороны, это проявление своей нравственной позиции в "мелочах" жизни, т.е. очень сложно оценить личность в обыденном, "усредненном" режиме жизни;
  • проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования);
  • методы наблюдения - это один из основных научно-практических методов работы психолога - по Е.А. Климову (при условии владения этим методом, т.е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);
  • сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в положение "стукачей" и доносчиков);
  • психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);
  • "профессиональные пробы" в специально организованном учебном процессе по типу "F-теста" японского профессора Фукуямы (см. Укке, 1990), что обычно требует очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение "заинтересованности" фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень подходит к условиям современной РФ;
  • использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
  • исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с "испытательным сроком");
  • использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
    1. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
  • группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); своеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали "Клубы ищущих работу" и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;
  • тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);
  • сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); иногда они позволяют клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;
  • "пламенные" публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;
  • профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
  • личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно самостоятельно в себе развивать);
  • различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;
  • "праздники труда", повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т.е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не "торжественное заорганизованное мероприятие").
  • Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:
  • построение "цепочки" основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;
  • построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных "деревьев" и "ветвей"), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;
  • использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации). [13]

 

2.2 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения

 

В последние годы наблюдается  возрождение интереса к вопросам профессионального выбора и планирования карьеры. Если в 90-е гг. XX в. самоопределение выпускника школ многие считали исключительно «личным делом» подростка и его родителей, то в последнее время профориентация все больше рассматривается как элемент государственной кадровой политики. Поэтому процесс психолого-педагогической поддержки выбора профессии, вуза или колледжа после школы также должен быть управляемым.

  • Самоопределение предполагает процесс, в котором участвует сам молодой человек, а также специалисты (психологи, педагоги, профконсультанты), помогающие ему сделать свой выбор более осознанно и самостоятельно. По сути, самостоятельность и осознанность формируются у самоопределяющегося подростка постепенно, а выбор он делает уже без помощи специалистов. [11]

Для активизации самоопределения  нужны специальные методы, которые  мы называем методами активизации профессионального и личностного самоопределения.

Главное требование к методам активизации профессионального и личностного самоопределения — понятность и доступность для практического использования. Они должны включаться в разнообразные программы профориентационной работы с подростками и в различные виды профессионального консультирования.

Поскольку эти методы предполагают создание условий для формирования творческой позиции специалистов, помогающих самоопределяющимся подросткам, они  не должны ограничивать работу педагогов и психологов жесткими и неизменными инструкциями. Наоборот, активизирующие методы предполагают значительную импровизацию при их использовании.

Важной особенностью активизирующих методик является также то, что на их проведение отводится определенное время. Например, большинство профориентационных игр с классом и активизирующих опросников рассчитаны на 40-45 минут (на урок), карточные и настольные игры — примерно на 1,5-2 часа работы в режиме индивидуальной и групповой консультации. Некоторые групповые карточные игры могут занимать даже по 2,5-3 часа. [14, c. 300]

2.3  Профориентационные игры и упражнения с классом

 

Профориентационные игры с классом предназначены для работы с учащимися VII-XI классов. Конечно, по своему содержанию и активизирующим возможностям они уступают деловым играм и психотерапевтическим процедурам, но они, в отличие от названных процедур, рассчитаны на реальные условия работы в школе (ограниченность временем урока, необходимость работы с целым классом и т. п.). При проведении профориентационных или психологических курсов подобные игры могут быть использованы в дополнение к диагностическим процедурам, дискуссиям, индивидуальным консультациям и лекционным формам работы. Опыт показал, что если они занимают примерно 25-30% от общего количества часов, то воспринимаются учащимися не как развлечение, а как естественная форма работы. [15, c. 93]

Можно назвать следующие  конкретные игровые методики:

  • ценностно-нравственные профориентационные игры: «Пришельцы», «Три ветерана» («Три судьбы»), «Остров», «Спящий город», «Существо» (с элементами экологического воспитания); 
  • пробно-ознакомительные игры: «Стажеры-инопланетяне», «Ассоциации» (профориентационный вариант), «Угадай профессию», «Вакансия», «Новичок-Наставник», «Завод» («Кооператив», «Музей»); 
  • игры, в которых отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях: «Профконсультация», «Приемная комиссия», «Пять шагов», «Советчик». Особенностью этих игр является их высокая динамика (темп), что позволяет решать проблемы, связанные с организацией дисциплины учащихся на уроке. [16, c. 101]

Игровые профориентационные упражнения и микроситуации обычно используются в работе с подгруппой (8-15 человек) или с малой группой (6-8 человек). Многие игры основаны на довольно эффективной процедурной модели, когда участники рассаживаются в круг, как при работе в психотерапевтических группах.

Для проведения подобных занятий профконсультант должен обладать хотя бы минимальным уровнем психотерапевтической культуры (не навязывать своего мнения, всячески демонстрировать свои поддержку и эмпатию участникам, организовывать их реальное взаимодействие, создавать условия для самовыражения всех участников группы и т. п.).

Можно назвать следующие  игровые профориентационные упражнения: «Профессия на букву…», «Подарок» («Любимое блюдо», «Маскарадный костюм», «Человек-профессия», «Автопортрет» (профориентационный вариант), «Кто есть кто?», «Самая-самая», «Цепочка», «Ловушки-капканчики», «Этипафия», «А вот и Я!», «Звездный час», «День из жизни» («Ночь из жизни») и др. [17]

Очень популярны среди  школьных профконсультантов игровые  микроситуации (для 3-6 человек), в которых моделируются различные элементы профессионального общения, связанные обычно с конфликтностью. Например, ситуации общения продавца с покупателями, инспектора ГАИ с нарушителями, зубного врача с клиентами, продавца-ларечника с рэкетирами, экскурсовода с иностранными туристами и т. п. [18]

2.4 Игры-дискуссии

 

Эти методики используются при работе с классом. Полезными они могут оказаться не только для школьников, но и для студентов и специалистов, работающих с подростками. Главные цели использования данных процедур — актуализация важных проблем, связанных с самоопределением и планированием своей жизни, и формирование культуры групповых размышлений и дискуссий по этим проблемным вопросам. Предполагается, что со временем внешняя культура (приобретенная в ходе общения с другими людьми), постепенно становится культурой внутренней, когда человек уже наедине с собой размышляет, рассматривает различные варианты решения своих проблем.

Можно выделить методы, которые  уже практически используются в работе с разными аудиториями. К ним относится игра-дискуссия «Заработная плата работника» (ЗПР). Как показывает практика, не только многие подростки, но и взрослые не понимают того, почему представители одних профессий получают большую зарплату (сотни тысяч рублей), а представители других профессий зарабатывают ничтожные деньги, выполняя при этом ничуть не менее сложную и ответственную работу. Сокращенное название данной игры — ЗПР — свидетельствует о своеобразной «задержке» в понимании этого явно несправедливого положения. Данная игра не призвана как-то изменить ситуацию, ее цель — активизировать размышления по поводу важнейшего фактора профессионального выбора — обоснованности зарплаты. Ведь в профессиональной деятельности недоразумения и обиды, связанные с заработной платой, могут стать причиной смены профессии и неудачной карьеры. Проблема в том, чтобы сделать эти размышления более обоснованными.

Другая игра-дискуссия — «Свобода. Ответственность. Справедливость» (СОС) — призвана активизировать размышления старшеклассников о перспективных вариантах развития страны, основанных на принципах свободы, ответственности и справедливости. Социальное проектирование (а может, даже и фантазирование) — важное условие формирования полноценных граждан, которым небезразлично будущее страны, ведь они собираются реализовать свои способности для общего блага через выбранную профессию. [19, c. 84]

2.5 Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения

 

К особой группе активизирующих методов относятся схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения. С одной стороны, эти схемы могут выступать как некоторые теоретические модели, а с другой — как самостоятельные методики. Психологический смысл их использования заключается в возможности максимально обобщенно рассмотреть наиболее сложные вопросы, связанные с принятием решения и планированием перспектив развития самоопределяющейся личности. По сравнению со многими другими формами работы, схемы позволяют сложное представить в простой и понятной (наглядной) форме. Однако некоторые схемы (например, ценностно-нравственного плана) следует применять в ненавязчивой форме. Лучше просто иметь эти схемы в своем арсенале и использовать только тогда, когда без них рассмотреть какой-то важный для учащихся (или для клиента) вопрос не удается. Можно также специально создавать проблемную ситуацию, чтобы у участников занятия появилось желание самостоятельно построить некоторую обобщенную модель для рассмотрения интересующей их проблемы. [20 c. 265]

Информация о работе Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте