Профессиональное мышление воспитателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение профессиональное мышление воспитателя детского общеобразовательного учреждения и способы его развития.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) Описать сущность и особенности педагогической профессии.
2) Проанализировать состояние разработанности структуры профессиональной педагогической деятельности воспитателя ДОУ.

Содержание

Введение 3
I. Теоретическое обоснование сущности и своеобразия профессионального мышления воспитателя ДОУ 6
1.1. Сущность и особенности педагогической профессии, её развитие 6
1.2 Профессиональная педагогическая деятельность воспитателя ДОУ её виды и структура 12
1.3. Профессиональное развитие и самовоспитание воспитателя ДОУ 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ И СПОСОБЫ ЕГО РАЗВИТИЯ.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми, в целостном педагогическом процессе является образовательная и воспитательная работа. Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармонического развития личности. А образование – это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельности дошкольников. Педагогическая и воспитательная деятельность – понятия тождественные. Такое понимание соотношений воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания. Обучение рассматривается, изолировано от воспитания. Если сравнить в общих чертах деятельность образования, имеющую место, как в процессе обучения, так и во вне занятий, и воспитательную работу, которая осуществляется в целостном педагогическом процессе, то можно сделать заключение, что преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только занятий, имеет обычно жёсткие временные ограничения, строго определённую цель и варианты способов её достижения. Важнейшим критерием эффективности обучения является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо она достижима в ограниченные временными рамками организационной формы срока. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. [9, С. 18]. Содержание обучения можно жёстко запрограммировать, что не допускается в воспитательной работе. Формирование знаний, умений и навыков из области этики, эстетики и других наук и искусств, изучение которых не предусмотрено учебными планами, по существу есть нечто иное, как обучение. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, ко всему окружающему, к самому себе. Результаты обучения – практики однозначно определяются его деятельностью, т.е. способностью вызвать и направить познавательную деятельность воспитанника. Обучение имеет дискретный характер. Оно обычно не предполагает взаимодействия с воспитанниками в подготовительный период, который может быть более или менее продолжительным. Особенность воспитательной работы состоит в том, что даже при условии отсутствия непосредственного контраста с воспитателем воспитанник находится под его посредственным влиянием. Обычно подготовительная часть в воспитательной работе более продолжительная, а нередко и более значима, чем основная часть. Результаты деятельности воспитанников легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно – количественных показателях. В воспитательной работе соотношение результатов деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности. Очень трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно воспитателя. [19, С. 47].

Таким образом, отмеченные различия в организации деятельности обучения и воспитательной работы показывают, что обучение значительно легче по способам его организации и реализации, а в структуре целостного педагогического процесса оно занимает подчинённое положение. Если в процессе обучения практически всё можно доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающая роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность об воспитатель обучения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к деятельности в целом, т.е. от результатов не только обучения, но и воспитательной работы.

Какова же структура педагогической деятельности воспитателя ДОУ? По данным исследования Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности воспитателя детского образовательного учреждения три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно – содержательную, отбор материала, планирование и построение педагогического процесса, конструктивно – материальную, (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса), конструктивно – оперативную (планирование своих действий). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами детского образовательного учреждения, представителями общественности, родителями. Любая деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога разнообразных умений.

Конструктивная деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога аналитических, прогностических и проектированных умений. Аналитические умения: осмысливать каждое педагогическое явление, правильно диагностировать педагогическое явление, вычленять основную педагогическую задачу. Прогностические умения – чётко представлять в сознании конечный результат. Проективные умения: переводить цели и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи, учитывать потребности учащихся, отбирать виды деятельности, планировать индивидуальную работу с воспитанниками, планировать систему приёмов стимулирования активности детей.

Организаторская деятельность – относят мобилизационные, развивающие и ориентационные умения.

Мобилизационные умения – это умение привлечь внимание детей и развивать у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребность в знаниях. Информационные умения включают в себя умение изложить материал, работать с источниками. Ориентационные умения – умение сформировать ценностные установки воспитанников, куда входят отношения к труду, явлением природы и общества.

Коммуникативная деятельность имеет: Перцептивные умения – умения понимать других, их личностные особенности, определять характер переживаний, видеть главное в человеке. Умение общения – умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость, анализировать поступки, разрешать конфликты воспитанников.

Педагогическая техника – совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности детей, и коллектива в целом; развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств – правильная дикция, ритмичное дыхание, умение управлять своим телом, регулировать свои психические состояния. [18, С. 41]. Таким образом, в отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой является цель, мотивы, действия и результат, - применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделение её компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога детского образовательного учреждения: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

 

1.3. Профессиональное развитие и  самовоспитание воспитателя ДОУ

 

Гуманизация, как общего, так и профессионального образования связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у неё стремления реализовать себя, расширять границы саморазвития и самоосуществления. Такая идеальная гуманистическая цель обрядовая, считал известный философ Э.В. Ильенко, позволит вывести каждого человека в его индивидуальном развитии на передний край человеческой культуры, на границу познанного и непознанного, сделанного и несделанного. Перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменение его отношения к миру, другим людям и к себе, повышение ответственности за свои действия и их последствия – основной результат гуманизации образования. Идея личного развития выводит цель современного педагогического образования за пределы традиционных представлений о нём как о системе передачи некоторой суммы профессиональных знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. При традиционном подходе педагог выступает лишь в качестве основы жёстко регламентированной педагогической деятельности. В рамках же гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога. В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирования у него личностной позиции. Причем это единство выглядит не как сумма свойств, а как качественно новое образование. Оно характеризуется и таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками. Вхождение в профессию, считают психологи, есть «врастание» в «супер роль», человек не может просто жить и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное он сам и его действия в профессии занимает определенное место. Следовательно, проблема выбора профессии и овладение деятельностью является частью проблемы смысла жизни. Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе врастания в профессию, выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие, возникающее в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего – «Я». Мотивы выбора педагогической профессии во многом предопределяют и мотивы учения студентов педагогического вуза. Если принять во внимание что мотив- это не что иное, как потребность, что будущих учителей такой потребностью может быть чистый познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения занять престижное положение в коллективе. Деятельность педагога представляет собой цепь различных ситуаций. Если ситуация и цель деятельности и мотив совпадают, то педагог работает с увлечением, вдохновенно, продуктивно. Педагогическая деятельность является весьма сложной и поэтому обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Важную роль играет социальные мотивы педагогической деятельности. К ним относятся чувства профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций, увлеченность предметом преподавания и удовлетворение от общения с детьми, чувство призвания [15, C. 17].

Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации воспитателя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации воспитателем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обуславливающей авторский педагогический стиль. Творческую индивидуальность педагога характеризует, прежде всего, потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору. Деятельность воспитателей – новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нём профессионализм и духовная культура. Творческая индивидуальность проявляется не только в освоении накопленной человеком культуры и развитии на этой основе индивидуальной духовной культуры. Она, прежде всего, выражается в активной преобразовательной деятельности, в процессах личностного выбора и личного вклада, полной отдачи себя [5, C. 111].

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живёт до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистерверг писал, имея в виду педагога: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [4, C. 11]. Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании. Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники выступают в качестве основных и определяют направление и глубину в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.д.) Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию. Для развёртывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приёма формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания не высоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Обязательным компонентом саморазвития должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности воспитателя называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение и др. [11, C. 47]. Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога. Надо так спланировать свою работу, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха. Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения и т.д.

Таким образом, саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны – это те изменения, которые происходят в личном развитии и профессиональном росте, а с другой – овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладеет ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия:

  • Целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;
  • Планирование: выбирать средства и способы, действия и приёмы саморазвития;
  • Самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результата саморазвития с тем, что намечалось;
  • Коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.

Овладение такими действиями требует времени и определённых умений. Поэтому исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития.

На начальной стадии овладения профессиональным самовоспитанием его цели и задачи неконкретны, их содержание не достаточно определено. На второй стадии овладения саморазвитием целепологание становиться более определённым и конкретным.

Рассудительность, самокритичность – существенные проявления саморазвития на этой стадии.

На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обосновано формирует его цели и задачи. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляется легко.

Все основные действия саморазвития – целепологание, планирование, самоконтроль, самокоррекция – осуществляются автоматически непринуждённо.

 

Заключение

По содержанию данной работы можно сделать следующие выводы:

1. В отличии  от других профессий типа «человек  – человек» заключается в том, что она относится как к  классу преобразующих, так и к  классу управляющих профессий  одновременно имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирование её духовного мира. Для успешного осуществления исследователями педагогической деятельности выделяются следующие три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

  1. Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта создание условий для их личного развития и подготовку к выполнению определенных социальных полей в обществе. Педагогическая деятельность воспитателя как профессиональная имеет место в специально организованных обществом детских образовательных учреждениях. В структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Информация о работе Профессиональное мышление воспитателя