Профилактика девиантного поведения младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Проведенный анализ современного состояния проблем педагогической практики, нормативных документов позволяет говорить о недостаточно компетентной оценке педагогами причин и характера возникновения девиации в поведении детей младшего школьного возраста, несвоевременном выявлении возможных отклонений, что порождает круг новых, еще более сложных проблем, разрешение которых становится с каждым годом все более трудным. Именно эти проблемы, возникающие в дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для формирования стойких отклонений в поведении, проявляющихся в дальнейшем в подростковом возрасте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………...
1.1 Понятие девиантного поведения в психологии и педагогике………...
1.2 Отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста…...
1.3Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников…………………………………………………………………...
1.4 Профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности………………………………………
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………...……...………………………………..
2.1 Характеристика исходного уровня девиантного поведения у учащихся экспериментального класса………………………........................
2.2 Профилактическая работа с младшими школьниками, склонных к девиантному поведению во внеурочной деятельности……………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .....docx

— 86.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Северный (Арктический) федеральный  университет имени М.В. Ломоносова»

 

 

 
 

Педагогики начального образования  и социальной педагогики

 
 

(наименование кафедры)

 
     
 

Федулова Валентина Михайловна

 
 

(фамилия, имя, отчество студента)

 
     
 

Институт

Педагогики и психологии

курс

5

группа

     
     
 

050708 Педагогическое образование, профиль Начальное образование

(код и наименование направления  подготовки/специальности)


 
     
     
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 
     
 

По дисциплине

Психология

 
     
 

На тему

«Профилактика девиантного поведения младшего

 
   

(наименование темы)

 
 

                школьного возраста во внеурочной деятельности»__________________

 
 

 

Работа допущена к защите

       
     

(подпись руководителя)

 

(дата)

 
                 
                 
                 
 

Признать, что работа

     
 

выполнена и защищена с оценкой

     
         
         
 

Руководитель 

       

А.В. Невзорова

 
     

(должность)

 

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

 
               
     

(дата)

         
                 
                 
     
 

Архангельск 2013

 

 

 

                                                ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...

 

1      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО                  ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………...

 

1.1 Понятие девиантного поведения в психологии и педагогике………...

 

           1.2 Отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста…...

 

1.3Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников…………………………………………………………………...

 

1.4 Профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности………………………………………

 

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………...……...………………………………..

 

 

2.1 Характеристика исходного уровня девиантного поведения у учащихся экспериментального класса………………………........................

 

2.2 Профилактическая работа с младшими школьниками, склонных к девиантному поведению во внеурочной деятельности……………………

 

Заключение…………………………………………………………………………..

 

Список использованных источников………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

 

 Изменения, происходящие сегодня в новой России в различных сферах жизни, экологическое и экономическое неблагополучие, социальная нестабильность, усиление влияния псевдокультуры, неблагоприятные семейно - бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей приводят к деформации институтов социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этих условиях возникают серьезные предпосылки для зарождения у детей отклоняющегося поведения, причинами возникновения которого, являются разнообразные факторы: от психобиологических до социальных. Формы проявления отклоняющегося поведения детей также многообразны: от незначительных проступков до общественно опасных деяний.

Рост преступности растет из года в год, тенденция к  увеличению безнадзорности и беспризорности, ранней алкоголизации, табакокурения, токсикомании и наркомании среди детей и подростков. Особую тревогу вызывает снижение «возрастных границ» детской преступности в сторону омоложения.

В младшем  школьном возрасте начинается процесс  формирования и развития личности ребенка, и девиации в поведении еще  не являются устойчивыми, характеризуются  вариативностью и, в значительной степени, обратимостью. Вот почему так необходима и образовательная, и воспитательная деятельность школы по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Проведенный анализ современного состояния проблем  педагогической практики, нормативных  документов позволяет говорить о  недостаточно компетентной оценке педагогами причин и характера возникновения  девиации в поведении детей младшего школьного возраста, несвоевременном  выявлении возможных отклонений, что порождает круг новых, еще  более сложных проблем, разрешение которых становится с каждым годом  все более трудным. Именно эти  проблемы, возникающие в дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся  основой для формирования стойких отклонений в поведении, проявляющихся в дальнейшем в подростковом возрасте.

          Таким образом, все более остро обнаруживаются противоречия между:

 

- наличием объективных предпосылок  к возникновению отклоняющегося  поведения у детей и отсутствием  научно обоснованных педагогических  условий профилактики отклоняющегося  поведения у детей на младшего  школьного возраста;

- необходимостью  и возможностью решения задач  профилактики отклоняющегося поведения  детей, с помощью разработанного  в психологической и педагогической  науке диагностического и профилактического  инструментария и недостаточно  эффективным использованием этих  возможностей в педагогической  практике.

Эти противоречия определяют проблему: какие педагогические условия способствуют профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста.

Актуальность  проблемы обусловила выбор темы исследования: «Профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста».

           Объект исследования: девиантное поведение детей.

Предмет исследования: методы и приемы профилактики отклоняющегося поведения детей  младшего школьного возраста.

Цель  исследования: изучить методы и приемы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников во внеурочной деятельности.

Гипотеза: методами и приемами, направленными  на профилактику девиантного поведения младшего школьного поведения во внеурочной деятельности являются:

  • Контактное взаимодействие

- Индивидуализированные специальные методы и приемы, связанные с характером девиации

Задачи  исследования:

- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме

- Рассмотреть сущность внеурочной деятельности

- Раскрыть подходы к определению и классификацию отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста

- Описать педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения младших школьников во внеурочной деятельности

- Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня

- Разработать программу профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и частично апробировать её.

  • Проанализировать результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО                  ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

1. 1 Понятие девиантного поведения в психологии и педагогике

 

 

На основе теоретического анализа  специальной литературы, посвященной  проблемам социальной педагогики и  психологии, можно придти к выводу о том, что трудновоспитуемость ребенка, наблюдение их норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление девиации, под которой понимается одна из сторон «явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру» [1, с. 215].

Изменчивость в социальной сфере  всегда связана с деятельностью  и выражается в поведении ребенка, является следствием его взаимодействия с окружающей средой. В результате чего, поведение может быть нормальным (взаимодействие ребенка с микросоциумом адекватно отвечает потребностям и возможностям его развития и социализации) и отклоняющимся (взаимодействие с микросоциумом нарушает развитие и социализацию ребенка вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющиеся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам). Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Данному процессу подвержены такие категории детей, как дети школьного возраста, не посещающие школу, дети-сироты, социальные сироты, а также дети, употребляющие наркотики, токсические средства, совершившие противоправные действия и отличающиеся сексуально распущенным поведением.

В курсе лекций по социальной педагогике под редакцией М.А. Галагузовой [2] отмечается, что девиации включают в себя девиантное (нарушение соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и малых половозрастных социальных групп), делинквентное (повторяющиеся асоциальные проступки детей, устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность) и криминальное поведение (противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела). Авторы пособия отмечают, что криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Следовательно, девиантное поведение является начальной стадией отклоняющегося поведения. Среди многих определений в данной работе за основу взято определение Р.В. Овчаровой, в котором подчеркивается, что «это нарушение поведения, не обусловленное психическими заболеваниями» Думается, что именно данный вид отклоняющегося поведения наиболее характерен для детей группы риска массовой образовательной школы.

В педагогике выделяют следующие факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних:

а) биологические, выражающиеся в существовании неблагоприятных физиологических и анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию;

б) психологические, включающие наличие  у ребенка психопатологии или  чрезмерного усиления отдельных  черт характера;

в) социально-педагогические, выражающиеся в дефектах школьного, семейного  или общественного воспитания, в  основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям  в ранней социализации ребенка.

В результате этого можно сделать  вывод, что именно в начальной  школе дети зачатую приобретают  негативный опыт разрыва связей со школой, стойкую школьную не успешность, ведущую в дальнейшем к отклонениям  в поведении. Следовательно, в условиях массовой образовательной школы  основной причиной девиантного поведения детей является их учебная дезадаптация, проходящая в своем развитии, по мнению педагога Галагузовой, следующие стадии [1,с.220]:

-  учебная декомпенсация (затруднение в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе);

- школьная дезадаптация (конфликты с педагогами, одноклассниками, пропуски занятий);

Информация о работе Профилактика девиантного поведения младшего школьного возраста во внеурочной деятельности