Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:43, курсовая работа
Проведенный анализ современного состояния проблем педагогической практики, нормативных документов позволяет говорить о недостаточно компетентной оценке педагогами причин и характера возникновения девиации в поведении детей младшего школьного возраста, несвоевременном выявлении возможных отклонений, что порождает круг новых, еще более сложных проблем, разрешение которых становится с каждым годом все более трудным. Именно эти проблемы, возникающие в дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для формирования стойких отклонений в поведении, проявляющихся в дальнейшем в подростковом возрасте.
Введение……………………………………………………………………………...
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………...
1.1 Понятие девиантного поведения в психологии и педагогике………...
1.2 Отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста…...
1.3Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников…………………………………………………………………...
1.4 Профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности………………………………………
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………...……...………………………………..
2.1 Характеристика исходного уровня девиантного поведения у учащихся экспериментального класса………………………........................
2.2 Профилактическая работа с младшими школьниками, склонных к девиантному поведению во внеурочной деятельности……………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Педагогики начального образования и социальной педагогики |
||||||||||||||||||||
(наименование кафедры) |
||||||||||||||||||||
Федулова Валентина Михайловна |
||||||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество |
||||||||||||||||||||
Институт |
Педагогики и психологии |
курс |
5 |
группа |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА |
||||||||||||||||||||
По дисциплине |
Психология |
|||||||||||||||||||
На тему |
«Профилактика девиантного поведения младшего |
|||||||||||||||||||
(наименование темы) |
||||||||||||||||||||
школьного возраста во внеурочной деятельности»_________________ |
||||||||||||||||||||
Работа допущена к защите |
||||||||||||||||||||
(подпись руководителя) |
(дата) |
|||||||||||||||||||
Признать, что работа |
||||||||||||||||||||
выполнена и защищена с оценкой |
||||||||||||||||||||
Руководитель |
А.В. Невзорова |
|||||||||||||||||||
(должность) |
(подпись) |
(инициалы, фамилия) |
||||||||||||||||||
(дата) |
||||||||||||||||||||
Архангельск 2013 |
Введение………………………………………………………… |
|
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………... |
|
1.1 Понятие девиантного поведения в психологии и педагогике………... |
|
1.2 Отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста…... |
|
1.3Причины и следствия отклоняющегося
поведения младших школьников…………………………………………………… |
|
1.4 Профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности……………………………………… |
|
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………….. |
|
2.1 Характеристика исходного уровня девиантного
поведения у учащихся экспериментального
класса………………………............... |
|
2.2 Профилактическая работа с младшими школьниками, склонных к девиантному поведению во внеурочной деятельности…………………… |
|
Заключение…………………………………………………… |
|
Список использованных источников……………………………………………… |
Введение
Изменения, происходящие сегодня в новой России в различных сферах жизни, экологическое и экономическое неблагополучие, социальная нестабильность, усиление влияния псевдокультуры, неблагоприятные семейно - бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей приводят к деформации институтов социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этих условиях возникают серьезные предпосылки для зарождения у детей отклоняющегося поведения, причинами возникновения которого, являются разнообразные факторы: от психобиологических до социальных. Формы проявления отклоняющегося поведения детей также многообразны: от незначительных проступков до общественно опасных деяний.
Рост преступности растет из года в год, тенденция к увеличению безнадзорности и беспризорности, ранней алкоголизации, табакокурения, токсикомании и наркомании среди детей и подростков. Особую тревогу вызывает снижение «возрастных границ» детской преступности в сторону омоложения.
В младшем школьном возрасте начинается процесс формирования и развития личности ребенка, и девиации в поведении еще не являются устойчивыми, характеризуются вариативностью и, в значительной степени, обратимостью. Вот почему так необходима и образовательная, и воспитательная деятельность школы по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Проведенный
анализ современного состояния проблем
педагогической практики, нормативных
документов позволяет говорить о
недостаточно компетентной оценке педагогами
причин и характера возникновения
девиации в поведении детей младшего
школьного возраста, несвоевременном
выявлении возможных
Таким образом, все более остро обнаруживаются противоречия между:
- наличием объективных
- необходимостью
и возможностью решения задач
профилактики отклоняющегося
Эти противоречия определяют проблему: какие педагогические условия способствуют профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста».
Объект исследования: девиантное поведение детей.
Предмет исследования: методы и приемы профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить методы и приемы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза: методами и приемами, направленными на профилактику девиантного поведения младшего школьного поведения во внеурочной деятельности являются:
- Индивидуализированные специальные методы и приемы, связанные с характером девиации
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме
- Рассмотреть сущность внеурочной деятельности
- Раскрыть подходы к определению и классификацию отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста
- Описать педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения младших школьников во внеурочной деятельности
- Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня
- Разработать программу профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и частично апробировать её.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. 1 Понятие девиантного поведения в психологии и педагогике
На основе теоретического анализа специальной литературы, посвященной проблемам социальной педагогики и психологии, можно придти к выводу о том, что трудновоспитуемость ребенка, наблюдение их норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление девиации, под которой понимается одна из сторон «явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру» [1, с. 215].
Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении ребенка, является следствием его взаимодействия с окружающей средой. В результате чего, поведение может быть нормальным (взаимодействие ребенка с микросоциумом адекватно отвечает потребностям и возможностям его развития и социализации) и отклоняющимся (взаимодействие с микросоциумом нарушает развитие и социализацию ребенка вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющиеся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам). Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Данному процессу подвержены такие категории детей, как дети школьного возраста, не посещающие школу, дети-сироты, социальные сироты, а также дети, употребляющие наркотики, токсические средства, совершившие противоправные действия и отличающиеся сексуально распущенным поведением.
В курсе лекций по социальной педагогике под редакцией М.А. Галагузовой [2] отмечается, что девиации включают в себя девиантное (нарушение соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и малых половозрастных социальных групп), делинквентное (повторяющиеся асоциальные проступки детей, устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность) и криминальное поведение (противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела). Авторы пособия отмечают, что криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.
Следовательно, девиантное поведение является начальной стадией отклоняющегося поведения. Среди многих определений в данной работе за основу взято определение Р.В. Овчаровой, в котором подчеркивается, что «это нарушение поведения, не обусловленное психическими заболеваниями» Думается, что именно данный вид отклоняющегося поведения наиболее характерен для детей группы риска массовой образовательной школы.
В педагогике выделяют следующие факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних:
а) биологические, выражающиеся в существовании неблагоприятных физиологических и анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию;
б) психологические, включающие наличие у ребенка психопатологии или чрезмерного усиления отдельных черт характера;
в) социально-педагогические, выражающиеся в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка.
В результате этого можно сделать вывод, что именно в начальной школе дети зачатую приобретают негативный опыт разрыва связей со школой, стойкую школьную не успешность, ведущую в дальнейшем к отклонениям в поведении. Следовательно, в условиях массовой образовательной школы основной причиной девиантного поведения детей является их учебная дезадаптация, проходящая в своем развитии, по мнению педагога Галагузовой, следующие стадии [1,с.220]:
- учебная декомпенсация (затруднение в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе);
- школьная дезадаптация (конфликты с педагогами, одноклассниками, пропуски занятий);