Профилактика девиантного поведения младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Проведенный анализ современного состояния проблем педагогической практики, нормативных документов позволяет говорить о недостаточно компетентной оценке педагогами причин и характера возникновения девиации в поведении детей младшего школьного возраста, несвоевременном выявлении возможных отклонений, что порождает круг новых, еще более сложных проблем, разрешение которых становится с каждым годом все более трудным. Именно эти проблемы, возникающие в дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для формирования стойких отклонений в поведении, проявляющихся в дальнейшем в подростковом возрасте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………...
1.1 Понятие девиантного поведения в психологии и педагогике………...
1.2 Отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста…...
1.3Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников…………………………………………………………………...
1.4 Профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности………………………………………
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………...……...………………………………..
2.1 Характеристика исходного уровня девиантного поведения у учащихся экспериментального класса………………………........................
2.2 Профилактическая работа с младшими школьниками, склонных к девиантному поведению во внеурочной деятельности……………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .....docx

— 86.23 Кб (Скачать файл)

Дети  не растут самостоятельно. Какой характер, какие привычки и наклонности  заложены в детстве, с тем и  пойдет человек по жизни. В основе воспитания - формирование привычки к правильному поведению, т. е. такой привычки, когда ребенок уже не может поступить иначе, когда правильное поведение становится его потребностью.

Школа в  жизни ребенка (наряду с семьей и  группой сверстников) занимает довольно важное место. Большую часть времени  учащийся проводит в ее стенах, здесь  в ходе учебного процесса он познает  мир, учится читать и писать, изучает  законы и явления природы и  общества, усваивает правила и  нормы человеческого общежития. Учебная деятельность в школьные годы остается ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей  и подростков. Однако раскрыть индивидуальные способности ребёнка не всегда удаётся  на уроке, тогда на помощь приходит внеурочная деятельность. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности  детей в неформальном общении  в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. К специфической  форме внеурочной работы относится  организация продленного дня.

Организация внеурочной деятельности детей, в том  числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь.

 

1.4 Профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

 

Дети  с отклоняющимся поведением как правило активны и являются участниками общественно полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, игровой и др. Однако доля их участия в этих видах деятельности и сила влияния последних на формирование и развитие личности разные.

Деятельность  становится интересной и значимой, если она приносит эмоциональное удовлетворение чувству достижения намеченной цели[16]. Не менее важным в отношении к деятельности и результативности коррекционного воздействия на подростков является включение их в позицию активного участника данного вида деятельности.

Профилактическая направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым детям  предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.

Внеурочная  воспитательная деятельность (в отличие  от учебно-познавательной) не только представляет возможность ребенку свободы  выбора действия, но и создает условия  для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Воспитательно-коррекционный  потенциал внеурочной деятельности зависит от ее характера и содержания, от того места, которое она занимает в едином педагогическом процессе, от тех задач, которые решаются в  ходе ее осуществления[19]. Так, например, общественно полезная и трудовая деятельность решает задачи развития познавательного

 интереса  к различным видам труда, вооружения  школьников трудовыми умениями  и навыками, формирования основ  культуры умственного и физического  труда, положительного отношения  к труду как высшей ценности, наконец, воспитания у учащихся  высоких моральных качеств, трудолюбия, целеустремленности, деловитости и  предприимчивости, долга и ответственности.

Вместе  с тем внеурочная воспитательная деятельность сама по себе не решает проблем  предупреждения отклонений в поведении, в преодолении недостатков развития личности ребенка. Для того, чтобы она обладала необходимым потенциалом, воспитательная работа должна быть соответствующим образом организована и педагогически инструментирована, снабжена общепедагогическими и специальными методами, приемами и средствами.

Поскольку деятельность является ведущим средством  формирования личности, то методами профилактики целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению, профилактики отклонений в поведении.

Выделяют  четыре группы методов, направленных на исправление отклоняюшегося поведения личности:[10]

- методы разрушения отрицательного типа характера: метод "взрыва" и метод реконструкции характера;

- методы перестройки мотивационной сферы и самосознания: а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков; б) переориентировки самосознания; в) переубеждения; г) прогнозирования отрицательного поведения;

- методы перестройки жизненного опыта: а) предписания; б) ограничения; в) переучивания; г) переключения; д) регламентации образа жизни;

- методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения: а) поощрения и наказания; б) соревнования; в) положительной перспективы

А. Д. Гонеев отмечает, что, организуя воспитательную работу с учащимися, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения школьников, как действенный компонент воздействия на личность. Он выделяет следующие приемы коррекционного воздействия коллектива на девиантных школьников:[3]

- доверия — учащийся выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить себя;

- постепенного приучения к деятельности на общую пользу — поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

- поддержки коллективистических проявлений — поощрение и одобрение коллективом усилий учащегося выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;

- недоверия — коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному учащемуся из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

- отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы — коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;

- осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов школьника;

- переключения критики на самокритику, побуждающей учащегося дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

- включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

Коллективистический характер совместной деятельности - сильный  фактор в изменении личности и  характера поведения подростка, однако немаловажна позиция подростка к самому себе, к оценке своих действий и поступков, желание исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, заняться своим самосовершенствованием и самовоспитанием.

На основании  исследований отечественных и зарубежных ученых — педагогов и психологов, а также опыта семейного воспитания, В.В. Чечетовым, доктором психологических наук, были определены методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении детей[17]

Таблица 1. «Методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в  поведении детей».

 

Нарушения

Проявление

Причина

Воспитательные методы и приемы

Непослушание - отказ слушаться кого-нибудь (oтца, мать, других членов семьи)

Невыполнение принятого в семье  распорядка, режима дня, отказ выполнять  трудовые обязанности, поручения, уроки

• Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний).

 • Нарушение этики общения  (неосторожно сказанное, слово)  и норм поведения.

 Несогласованность в требованиях  родителей и членов семьи к  ребенку.

 • Непедагогичные методы  воспитания.

 • Недостаток родительского  внимания.

 • Отсутствие доверия или  привязанности между ребенком  и родителями.

 • Преобладание наказаний  над поощрениями

• Не ругать, не читать нотаций часто.

 • Не считать непослушание  ребенка из ряда вон выходящим  явлением.

 • Выражать огорчение по  поводу его поступка, действия, ошибки.

 • Поговорить доброжелательно  без упреков и повышения голоса.

 • Проявлять любовь и внимание

Агрессивность - действия, имеющие целью  причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другим

гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить родителей, других членов семьи

• Авторитарный стиль воспитания.

 • Деформация системы ценностей  членов семьи.

 • Упущения в нравственном  воспитании детей.

 • Подражание героям кино- и видеофильмов.

 • Чувства голода и усталости. 

 • Чрезмерное количество  ограничений по отношению к  ребенку.

 • Стремление самоутвердиться

• Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков  и поведения.

 • Вовлекать в межличностные  отношения.

 • Учить понимать переживания  других; отождествлять себя с Другим человеком, менять свое мнение и позицию, сопоставляя их с мнениями и позициями других людей для пре­одоления эгоизма.

 • Создать спокойную, доброжелательную  атмосферу в семье. 

 • Предъявлять требования  в различных формах, уважая личность  ребенка.

 • Обоснованно применять  методы поощрения и наказания  с учетом психофизиологических  и половозрастных особенностей  детей.

 • Сдерживать вспышки гнева  и раздражения при оценке поступков  и действий ребенка,

 • Проявлять любовь

Упрямство -

 неуступчивость, стремление добиться  своего вопреки здравому смыслу

Сердитость, злость, сопротивление, настаивание  на том, что хочется только ребенку

• Нарушение взаимоотношений родителей  с ребёнком.

 • Неумение поддержать ребенка  в трудной ситуации.

 • Игнорирование интересов  и потребностей ребенка. 

 • Утверждение родительского  авторитета силой

• Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение.

 • Не унижать ребенка.

 • Не применять принуждения.

 • Откладывать решение спорной  проблемы на какое-то время, 

 • Привлекать к решению  спорной проблемы друзей ребенка. 

 • Контролировать себя и  свои действия

Каприз-прихоть, проявление необычного состояния отклонение от обычного нормального поведения

Бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, попытки усуситъ, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью

• Неосторожно сказанные слова  членов семьи,

 • Отсутствие требовательности  со стороны взрослых.

 • Отрицательная реакция  родителей на капризы.

 • болезненное состояние. 

 • Чрезмерная родительская  любовь.

 • Беспрекословное выполнение  родителями всех желаний и  прихотей ребенка.

 • Проявление протеста в  ситуации необоснованного подавления  взрослыми самостоятельности и  инициативы ребенка. 

 • Перевозбуждение нервной  системы ребенка

• Разумно организовать режим дня  ребенка.

 • Создать здоровую морально-психологическую атмосферу в семье.

 • Проявлять умеренную требовательность.

 • Вырабатывать у ребенка  привычку считаться с мнением  и интересами других людей. 

 • Соблюдать режим сна,  питания и т. д. 

 Устранять источник впечатлений.

 • Отвлекать ребенка от  того, что стало причиной каприза  (обнять, погладить по голове, поцеловать, проявить доброжелательность).

 • Проявлять спокойствие  и равнодушие в момент каприза. 

 • Избегать угроз, упреков,  насилия, физических наказаний.

 • Спокойно и ласково поговорить  с ребенком после того, как  он успокоится, придет в себя.

 • Проявлять любовь

Гиперактивность - (греч. hyper - сверху-непроизвольные движения при нарушении нервной системы

Чрезмерная подвижность; неспособность  к продолжительной концентрации внимания (реагирование на движение, звуки, свет)

• Употребление матерями алкоголя и наркотиков в период беременности.

 • Осложнение беременности  и родов, 

 • Соматические заболевания  в ранней детстве.

 •  Физические и психические  травмы.

 • Нарушения центральной  нервной системы

 • Стрессы и переутомление  матери

• Разумно организовать распорядок дня.

 • Выделить для ребенка  отдельную комнату или уголок.

 • Создавать спокойную обстановку  при подготовке ребенком уроков.

 • Упреждать конфликтные  ситуации.

 • Подбирать игры, которые  способствуют концентрации внимания, выработке выдержки, координации  движений.

 •поддерживать малейшие проявления позитивного поведения.

 • избегать частых наказаний

 

Замкнутость -

скрытность, отдаленность, отчужденность, обособленность необщительность

Неразговорчивость, молчаливость, скрытность и обособленность

• Авторитарный стиль семейного воспитания.

 • Индивидуально-психологические  и половозрастные особенности. 

 • Недостатки воспитания  в учреждениях (детский сон,  школа-интернат).

 • Способ защиты от чрезмерной  опеки взрослых

• Проявлять терпение и тактичность в игра и общении с детьми.

 • Установить дружеские отношения  во время игры, совместного труда  и досуга.

 • Включать ребенка в различные коллективное дела (игры, соревнования, конкурсы, спектакли).

 • Проявлять ласку и любовь

Гнев - чувство сильного возмущения, негодования

Проявление агрессивности, плач, крик, битье посуды, швыряние книг, игрушек, предметов, повышение голоса, насильственые действия по отношеиию к животным, младшему брату или сестре, употребление оскорбительных слов и выражений

• Неудовлетворение потребностей ребенка.

 

• Оскорбление.

 

• Применение принуждений и наказаний.

 

• Нарушение этики взаимоотношений  и общения.

 

• Несправедливое отношение к ребенку.

 

• Состояние болезни

•Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка.

 

• Не наказывать.

 

• Оставлять на время в покое.

 

•Отвлекать ребенка от того, что  становится причиной гнева

 

Драчливость - склонность ребенка к  физическим столкновениям, драке

 

(Насильственные действия по отношению ко младшим братьям,  сестрам, животным, драки с детьми на улице и в школе

• Желание привлечь внимание отца, матери, других членов семьи.

 

•Соперничество между детьми.

 

• Притеснения в отношении младших  братьев и сестер со стороны более  сильного старшего ребенка.

 

• Отсутствие в семье справедливости по отношению к детям.

 

•Отсутствие в семье контроля за соблюдением дисциплины и порядка

• Выяснить причины драки.

 

• Развести детей по комнатам, предоставляя возможность успокоиться.

 

•Лишать на время телевизора, компьютера.

 

• Давать поручения по дому.

 

• Устанавливать требования по защите прав каждого ребенка.

 

• Установить правило, чтобы в семье  не подшучивали над другими зло  и обидно.

 

• Не разрешать старшему ребенку  дразнить младшего.

 

• Быть справедливыми и беспристрастными посредниками при ссорах детей

Воровство - склонность воровать чужие  вещи и деньги

В зависимости от возраста может проявляться  как воровство игрушек, вещей, денег, продуктов питания, спортивных товаров, мобильных телефонов, велосипедов

• Мечта ребенка иметь заветную вещь.

 

• Желание сделать подарки друзьям.

 

•Стремление укрепить свое положение (ста-

 

тус) в коллективе ровесников.

 

•Месть родителям за невнимание, недостаток

 

любви к нему.

 

• Способ компенсации за свою безрадостную

 

жизнь в детском учреждении.

 

• Способ самоутверждения в жизни.

 

•Выполнение требований взрослых

• Разъяснять, как себя вести по отношению  к чужим вещам.

 

• Не устраивать публичных судилищ  над ребенком дошкольного возраста при возвращении взятой у другого  игрушки или вещи.

 

• Не вешать ребенку ярлык "вор", тем самым унижая его достоинство.

 

• Не вспоминать о воровстве в  случае, если это вызывает гнев.

 

• Не предрекать будущее.

 

• Не применять физическое наказание

 

Ложь (лживость) -  намеренное искажение  истины, фактов и явлений действительности

В зависимости от возраста может проявляться  как мнимая и настоящая ложь в  силу разных причин

 

• Мечта добиться признания, похвалы своихдостоинств.

 

• Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых.

 

•Желание доказать свое превосходство  над кем-то.

 

• Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь.

 

• Способ защититься от неприятностей  со стороны друзей.

 

•Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей.

 

• Чрезмерная строгости дисциплина в семье, основанная на страхе.

 

•Приспособление.

 

• Симуляция болезни

• Избегать запретов и наказаний.

 

• Своевременно замечать попытки  лжи и предупреждать пользование  ее результатами.

 

• Исключать из методов семейного  воспитания запугивание.

 

• Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, поддержку.

 

• Не лгать

Скорбь, глубокая печаль, страдания в  результате разлуки, утраты

Шок, отчаяние,гнев, тревога, страх, чувство вины

 

•Проявление замкнутости, тревожности, раздражительности, беспокойства во сне

Потеря любимой игрушки, вещи, животного.

 

• Разлука с матерью, отцом, братом, сестрой, другими членами семьи.

 

• Смерть родителя (родителей), других членов семьи

• Избегать длительных разлук с детьми дошкольного и младшего школьного  возраста.

 

• Не обманывать детей, давать точную и конкретную информацию о случившемся  с учетом их возраста.

 

• В случае смерти родителей или  близких людей дать возможность  детям присутствовать на похоронах.

 

• Успокоить ребенка, приглушить у  него чувство вины

 


 

Филонова Л.Б. предложила методику контактного взаимодействия, целью которой является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

Контактное  взаимодействие — это такая модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях[14]. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования и изучения и коррекции.

Взаимодействие  психолога с девиантным детьми  разворачивается в шести стадиях.

На каждой стадии используется специфическая  тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи.

Таблица 2. «Специфическая тактика взаимодействия»

Стадия

 

Содержание и характер контакта

Основная

Тактика

Результат

1 . Расположение

к общению

Использование общепринятых норм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных  реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные  темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости 

 

Одобрение,

согласие,

безусловное

принятие 

Принятие

согласия

2. Поиск

общего интереса

Переход с нейтрального на личностнозначимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам

Ровное отношение,

заинтересованность,

подчеркивание уникальности личности

Положительный

эмоциональный

фон, согласие

3. Выяснение

предполагаемых

положительных

качеств

Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам.

Отношение к отрицательным качествам  других. Поиск отрицательных качеств  у себя

Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению.

Принятие того, что

предлагает партнер,

авансирование доверием

Создание

ситуации

безопасности, безусловное принятие личности

4. Выяснение

 

предполагаемых опасных качеств

Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения.

 

Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах.

Подчеркивание положительных и  учет негативных качеств. Советы по качествам

Принятие позитивного без

 

обсуждения,

 

сомнения, возражения

Ситуация

 

доверия, открытости

5. Адаптивное

 

поведение

 

партнеров

Подчеркивание динамики представлений  о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к  особенностям другого.

Открытые высказывания; стимулирование

 

диалога, советы

Определение объекта

 

и предмета

 

изменения и

 

преобразования

6. Установление

 

оптимальных

 

отношений

Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление  планов по самоизменению

Общие намерения

Согласие на

 

выполнение

 

принятого

 

плана

Информация о работе Профилактика девиантного поведения младшего школьного возраста во внеурочной деятельности