Профилактика эмоционального выгорания сотрудников образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:45, аттестационная работа

Краткое описание

Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания 5
1.2. Основные фазы синдромаэмоционального выгорания педагогов ДОО. 7
1.3. Профессиональные требования к личностным качествам педагога 14
1.4. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального 17
выгорания.
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2. 1.Психолого- педагогические условия восстановления здоровья
педагогов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Профилкатика эмоционального выгорания педагогов ДОУ.docx

— 65.68 Кб (Скачать файл)

К сожалению, в жизни мы зачастую сталкиваемся с проявлениями эмоционально-нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает справедливое возмущение, мы осуждаем попытки, поделить нас на достойных и недостойных уважения. Но с такой, же легкостью почти каждый, занимая свое место в системе служебно-личностных отношений, допускает эмоционально-нравственную дезориентацию. В нашем обществе привычно исполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения, что свидетельствует, если можно так сказать, о раннем периоде развития цивилизации в сфере межсубъектных взаимосвязей.

3. Симптом “расширения сферы  экономии эмоций”. Такое доказательство  эмоционального выгорания имеет  место тогда, когда данная форма  защиты осуществляется вне профессиональной  области – в общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться даже с близкими. Кстати, часто именно домашние становятся первой “жертвой” эмоционального выгорания. На службе вы еще держитесь соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкаетесь или, хуже того, готовы послать всех подальше, а то и просто, “рычите” на брачного партнера и детей. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими контактами. Вы переживаете симптом “отравления людьми”.

4. Симптом “редукции профессиональных  обязанностей”. Термин редукция  означает упрощение. В профессиональной  деятельности, предполагающей широкое  общение с людьми, редукция проявляется  в попытках облегчить или сократить  обязанности, которые требуют эмоциональных  затрат.

По пресловутым “законам редукции” субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Врач не находит нужным дольше побеседовать с больным, побудить к подробному изложению жалоб. Анамнез получается скупым и недостаточно информативным. Проводник не спешит предложить чай пассажирам. Стюардесса смотрит “стеклянными глазами”. Одним словом, редукция профессиональных обязанностей – привычная спутница бескультурья в деловых контактах.

Фаза “истощения”. Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности.

1. Симптом “эмоционального дефицита”. К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не  может помогать субъектам своей  деятельности. Не в состоянии  войти в их положение, соучаствовать  и сопереживать, отзываться на  ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом “эмоционального дефицита”.

2. Симптом “эмоциональной отстраненности”. Личность почти полностью исключает  эмоции из сферы профессиональной  деятельности. Ее почти ничего  не волнует, почти ничто не  вызывает эмоционального отклика  – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это  не исходный дефект эмоциональной  сферы, не признак ригидности, а  приобретенная за годы обслуживания  людей эмоциональная защита. Человек  постепенно учится работать как  робот, как бездушный автомат. В  других сферах он живет полнокровными  эмоциями.

Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом “выгорания”. Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: “плевать на вас”.

3. Симптом “личностной отстраненности, или деперсонализации”. Проявляется  в широком диапазоне умонастроений  и поступков профессионала в  процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная  утрата интереса к человеку  – субъекту профессионального  действия. Он воспринимается как  неодушевленный предмет, как объект  для манипуляций – с ним  приходится что-то делать. Объект  тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам  факт его существования.

Метастазы “выгорания” проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах “выгорания” личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: “ ненавижу…”, “презираю…”. В таких случаях “выгорание” смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана эта профессиональная деятельность, но, увы, они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров.

4. Симптом “психосоматических  и психовегетативных нарушений”. Как следует из названия, симптом  проявляется на уровне физического  и психического самочувствия. Обычно  он образуется по условно-рефлекторной  связи негативного свойства: многое  из того, что касается субъектов  профессиональной деятельности, провоцирует  отклонения в соматических или  психических состояниях. Порой даже  мысль о таких субъектах или  контакт с ними вызывает плохое  настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения  в области сердца, сосудистые  реакции, обострение хронических  заболеваний.

Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – “выгорание” – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

Таким образом, согласно В.В. Бойко, синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно и каждому этапу характерны определенные признаки, которые вызываются определенными факторами.

 

 

    1. Профессиональные требования к личностным качествам педагога

 

Уровень удовлетворенности собственным трудом является чрезвычайно важным фактором, влияющим на качество деятельности в профессиях типа человек-человек, к каковым относится и труд педагогов. В трудовой деятельности, которой человек посвящает значительную часть своего времени, проявляются и формируются способности человека, его характер и особенности личности в целом. Любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. Профессию педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности. Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то высоких личностных качеств. Педагогическая литература переполнена попытками, обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие черты достойного человека, но не являющиеся производными определенной профессии. Н.Е. Щуркова в своей работе “Классное руководство”(2000г.), говорит о том, что если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то первая основная личностная черта это:

1 - интерес к жизни. Влияние этой  личностной черты на содержание  и характер работы педагога  чрезвычайно сильное, но оно незаметно  даже самому учителю. Детство, так  любящее жизнь не прощает равнодушия  кого-либо, тем более, если его  проявляет педагог. Интерес к  жизни – условие работы с  детством, это условие эффективности  воспитания, так как оно непременно  ориентировано на формирование  способности - быть счастливым, а  в основе такой способности  лежит принятие жизни как таковой  в качестве великого дара природы.

Вторая личностная характеристика, способствующая успешности работы с детьми это:

2 - интерес к человеку как  к таковому. Под ним подразумевается  такое общее отношение к человеку  как феномену в системе живых  организмов на земле. Когда внимание  кразного рода личностным проявлениям  “Я” человека связано с познанием  человеческой души, с уважением  индивидуальности, с признанием  права человека на особенности  и несходство с другими людьми  и когда в отношении к человеку  сохраняется ценностная позиция  вне зависимости от конкретных  характеристик этого человека. Если  педагогу интересен человек как  таковой, решается или легко снимается  целый ряд проблем. Решается пресловутый  вопрос “любви к ребенку”, потому  что педагогу при наличии интереса  к человеку интересен каждый  воспитанник. Нельзя любить сотни  и тысячи людей, с которыми  приходится работать педагогу  в течение своей профессиональной  жизни: для этого не хватит  духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать  с множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости  этой работы легко, если обеспечена  профессиональная компетентность. Интерес к человеку помогает  обрести профессиональное равновесие  и устоять на профессиональной  высоте, а значит, трезво искать  решение проблемы.

Третья важная личностная характеристика это:

3 - интерес к культуре. В понятие  культуры входит все, что возделывается  человеком, все, что стало преобразованием  натуры. Когда речь идет об  интересе к культуре педагога, то имеется в виду широкая  палитра его интересов к технике, науке, искусству, устройству быта, политическому устройству общества, морали, экономике, гигиене и др. форм созидания в этом мире.

Интерес к культуре у педагога означает:

- не только собственное ознакомление  с фактами развивающейся мировой  культуры, но и формирование у  детей такого пристального внимания  к данным фактам;

- не только преобразование собственной  жизни, но и приобщение детей  к корректированию привычного  содержания и хода жизни в  согласии с достижениями мировой  культуры;

- не только личное оценивание  происходящего в культуре, но  непременно целенаправленное приобщение  детей к аналитической работе  ума в оценивании культурных  продвижений либо падений их.

Одно из самых сильных противоречий воспитания состоит в том, что педагог является представителем вчерашней культуры, ему же приходится выступать в роли представителя сегодняшней, хотя он ею владеет в недостаточной степени, а иногда далек от нее. Однако это противоречие преодолевается: приобщая детей к культуре, педагог сам овладевает тем, что прививает детям.

Согласно Н.Е Щурковой перечисленные выше личностные характеристики являются базовыми. Обозначим теперь профессиональные качества, обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с воспитанниками более подробно.

К таким качествам относятся:

- наличие потребности и умений  общения, общительность, коммуникативные  качества;

- способность к эмоциональной эмпатии и пониманию людей;

- гибкость, оперативно-творческое  мышление, обеспечивающее умение  быстро и правильно ориентироваться  в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие  в зависимости от ситуации, индивидуальных  особенностей воспитанников;

- умение ощущать и поддерживать  обратную связь в общении;

- умение управлять собой, своим  психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой;

- умение управлять настроением, мыслями, чувствами

- умение снимать мышечные зажимы;

- способность к спонтанности (неподготовленной  коммуникации);

- умение прогнозировать возможные  педагогические ситуации, последствия  своих воздействий;

- хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый  лексический запас, правильный отбор  языковых средств;

- владение искусством педагогических  переживаний, которые представляют  собой сплав жизненных, естественных  переживаний педагога и педагогически  целесообразных переживаний, способных  повлиять на учащихся в требуемом  направлении;

- способность к педагогической  импровизации, умение применять  все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение  различных приемов воздействия, “приспособлений” и “пристроек”).

По мнению Н.Е. Щурковой все перечисленные личностные качества не заменяют профессионализма, и поэтому вредны призывы к самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим профессиональным обучением, но, тем не менее, их влияние сильно и основательно. Выявленные личностные качества сберегают физическое, психическое здоровье педагога и укрепляют его духовные силы.

 

 

    1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными.

Информация о работе Профилактика эмоционального выгорания сотрудников образовательной организации