Профилактика эмоционального выгорания сотрудников образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:45, аттестационная работа

Краткое описание

Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания 5
1.2. Основные фазы синдромаэмоционального выгорания педагогов ДОО. 7
1.3. Профессиональные требования к личностным качествам педагога 14
1.4. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального 17
выгорания.
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2. 1.Психолого- педагогические условия восстановления здоровья
педагогов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Профилкатика эмоционального выгорания педагогов ДОУ.docx

— 65.68 Кб (Скачать файл)

 

 

Для решения задач программы определены   основные направления профилактики профессионального выгорания сотрудников:

  • психологическая поддержка;
  • психологическое консультирование;
  • психологическая коррекция.

За основу были взяты основные методы:

  • психологическая диагностика;  
  • психологические беседы;
  • психологическое просвещение;
  • психологическая коррекция;
  • психологическое консультирование.

Психологическая поддержка предусматривает  осуществление работы  по трем направлениям:

·        информирование;

·        эмоциональная поддержка;

·        повышение значимости педагогической профессии.

Современная система образования требует от педагога как профессионала быстроты и точности его действий и должного уровня сформированности его эмоциональной сферы. Педагог, как субъект воспитательно-образовательного процесса, воздействует на личность ребенка через призму сформированности своей актуально-целостной сферы, поэтому, если он подвержен эмоциональному выгоранию», то нуждается не только в психо-терапевтической помощи, но и в приобретении конструктивных навыков саморегулирования

субъективной личностной сферы.

Понимая значимость проблемы  и организуя психологическую помощь воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия,  нами начата работа по обучению воспитателей осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приемам и способам саморегуляции. 

Для решения   задачи по снижению негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния,  организовывались  встречи педагогов с психологом на которых,  участники  обсуждали результаты диагностического обследования,  выявляли причины, влияющие на эмоциональное выгорание, делились своими  способами защиты от стресса: сон, прогулка, спорт, домашняя уборка, общение с животными, слушание музыки, массаж, увлечения. Проводились групповые консультации.

Для того, чтобы ознакомить педагогов с техниками  самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний для предупреждения и преодоления возможных последствий психического  перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности был проведен диспут: «Влияние психоэмоционального состояния педагога детского сада на его  педагогическую деятельность».

В ходе диспута педагоги сделали вывод, что  немаловажную роль в сопротивлении выгоранию и преодолении этого состояния играет любовь к своей профессии, когда человек состоялся как специалист и  получает  моральное удовлетворение от своей деятельности. Кроме того, творческий потенциал  педагога,  потребность повышения  квалификации, участие  в инновационных проектах  являются мощными факторами  антивыгорания. 

Организованный  семинар на тему:  «Способы выхода из конфликтных ситуаций»   позволил сделать  вывод, что риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком уровне развития грамотности общения.

Педагогом-психологом разработаны треннинговые занятия:

·     Азбука общения;

·     Эмоциональная сфера и др.

На занятиях воспитатели с большим интересом знакомились с понятием и критериями психологического здоровья, техникой развития позитивного мышления, способами регулирования своего эмоционального состояния, механизмами психологической защиты, упражнениями на умение  расслабляться. В ходе работы с педагогом-психологом для укрепления уверенности и жизнерадостности как ресурсов  «антивыгорания» педагоги  овладели навыками позитивного мышления, которое  придаёт уверенность в трудных жизненных ситуациях, создаёт почву для преодоления жизненных стрессов. Педагоги  в ходе сеансов с психологом хорошо усвоили, что мысли, убеждения, внутренний диалог оказывают созидающее влияние на жизнь человека в целом. Значительно развивает сопротивление выгоранию активный  отдых, включающий в себя различные формы здорового образа жизни. 

«Не выгорать»  позволяют и техники стрессоустойчивости, упражнения по саморегуляции предложенные педагогом-психологом. 

Были разработаны рекомендации по проблеме сохранения здоровья педагога,  сформировали у педагогов потребность к здоровому образу жизни, оказали помощь педагогам в  организации деятельность в рамках рабочего дня без нанесения ущерба их здоровью.

Мониторинг эффективности реализации программы показал – у  педагогов, прошедших курс практических занятий наблюдаются следующие позитивные изменения:

- снижается эмоциональная  нестабильность, уровень тревожности  и нервно-психического напряжения;

- уменьшается общая неудовлетворенность;

- формируется привычка к здоровому образу жизни, позитивному мировоззрению; 
- педагоги видят смысл в том, что делают и ценят свою работу.

Таким образом, результаты показывают,  что педагоги в возрасте от 40 лет стали проявлять значительную активность в социальных контактах, научились снимать эмоциональное перенапряжение с помощью треннинговых упражнений самостоятельно, у них повысился  уровень эмоциональной устойчивости.

У педагогов в возрасте от двадцати до сорока лет после встреч на теннинговых занятиях   значительно снизился уровень личной и ситуативной тревожности. 

Выполненное исследование вносит определенный вклад в решение проблемы психологической коррекции профессионального выгорания педагогов. Перспективными являются разработки в области профилактики профессионального выгорания в рамках концепции динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека, разработки стратегии индивидуального консультирования в зависимости от фазы выгорания, педагогического стажа и структуры эго-идентичности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость продолжения этой работы закономерна, она должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.

Самочувствие педагогов далеко не личное дело, от него напрямую зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы

Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Некоторые педагоги, подвергшиеся эмоциональному выгоранию, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми, другие же остаются работать, но, не зная как преодолеть «эмоциональное выгорание», не могут отдаться работе со всей душой, как это было раньше.

«Человеческий фактор» всегда играл ведущую роль в системе образования. От способности педагога быть воспитателем своих учащихся, учитывать их индивидуальные способности и склонности, от их умения создавать благоприятный социально-психологический климат в коллективе зависит эффективность учебной деятельности. Особенно данный показатель велик если педагог не испытывает негативных эмоций, которые могут стать предвестниками развития синдрома эмоционального выгорания.

Руководителю необходимо так структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. Необходимо ввести систему поощрений педагогов: премии по итогам года и участия в методической работе; благодарность в приказе; ценный подарок; направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации; представление к награждению. Удовлетворению потребности в признании, самоутверждении, самовыражении служат такие формы работы, как участие в педагогических чтениях; обобщение опыта работы педагога; смотр педагогических достижений; ежегодный конкурс "Воспитатель года" и др. Для того чтобы изменить учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми на личностную необходимо знакомить педагогов с современными исследованиями по теории воспитания, обучать основам личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Для этого методист должен направлять педагогов на специальные курсы, конференции, открытые занятия, участия в методических объединениях и др.

Характеризуя проведеннуюработу как завершенную на данном этапе,следует констатировать, что она не исчерпала (и не может исчерпать) всеаспекты этой сложной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В.Бойко. – М. : Информационно - издательский дом «Филин», 1996. – 87 с.
    2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. – 348 с.
    3. Журнал «Обруч», №3 -2002г, №1 – 2006г.
    4. Журнал «Управление ДОУ», №4 -2004г.
    5. Ключников С.Ю. Искусство управления собой. - СПб.: Питер, 2003.
    6. Мамонтов С.С.. Жизнь без ошибок/ С.С. Мамонтов. – СПб.: Питер, 2002.
    7. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Психология и педагогика. М. 1999.
    8. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж. “Вопросы психологии”,1994 г., N 6.
    9. Шитова И.Ю. Проблемы педагогической профессии и пути их разрешения. Интернет 2002г.
    10. Щуркова, Н. Е. Классное руководство / Н. Е. Щуркова. – М.:Просвещение, 2000. – 244 с.

 


Информация о работе Профилактика эмоционального выгорания сотрудников образовательной организации