Профориентационная работа: реалии и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:54, реферат

Краткое описание

Основными результатами работы являются:
Изучение теории профориентации, включающее в себя рассмотрение объектов и принципов профориентации.
Изучение методологии, используемой в профориентационной работе.
Рассмотрение способов планирования профориентационной работы и помощи, профессионального воспитания учащихся.
Оценка деятельности по решению проблем, связанных с социально-профессиональной адаптацией молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Историко – теоритический аспект становления профориентационной работы. 6
1.1 Становление профориентационной работы. 6
1.2. Теория профориентации 9
Глава 2. Объекты, принципы, методы и критерии профориентационной деятельности. 11
2.1 Объекты и принципы профориентационной деятельности 11
2.2. Методология профориентации 14
2.3 Определение критериев эффективности профориентации 17
Глава 3. Основы организации и планирования 19
профориентационной работы 19
3.1 Основные организационные принципы профориентационной работы 19
3.2. Организационные модели профориентационной помощи 20
3.3. Основы составления программ профориентационной помощи молодежи 21
Глава 4. Профориентационная работа как фактор социализации молодежи. 23
4.1. Профессиональное воспитание учащихся 23
4.2. Профессиональное просвещение 24
4.3. Социально-профессиональная адаптация молодежи 27
Заключение 29
Список литературы: 31

Вложенные файлы: 1 файл

пивовар реферат.docx

— 74.02 Кб (Скачать файл)

Уровень развития каждой теории нередко определяется составом и  качеством принципов, положенных в  основу деятельности. Формулированию принципов профориентации уделяется  немало внимания. Однако нельзя сказать, что разработка системы принципов  профориентации завершена: предстоит  еще много сделать для создания стройной, непротиворечивой системы, удовлетворяющей  всем требованиям.

           

 

 

Глава 2. Объекты, принципы, методы и критерии профориентационной деятельности.

2.1 Объекты и  принципы профориентационной деятельности

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального  самоопределения человека, важно  в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки  и юноши, выбирая себе профессию  и место в социальной структуре  общества.

«Принцип  сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

          Последним принципом в этой  группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта  и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.»

«В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими  принципами. Это следующие принципы:

  • Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
  • Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников –это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;

 

  • Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс
  • Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;
  • воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;
  • взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.
  • дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;
  • оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных  форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;
  • соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации».

Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и  специфические принципы, характеризующие  профориентационную деятельность как общественное явление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Методология профориентации

«К основным положениям, оказывающим существенное влияние  на постановку всей профориентационной работы относятся идеи концептуального характера. Одна из них - идея организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии. Эта идея была распространена до середины 30-х годов и носила название “диагностической концепции”. Здесь широко использовались тесты. Несовершенство этих тестов, их неправильное использование, а также ряд других причин привели к тому, что идея диагностического исследования была заменена другой, так называемой воспитательной концепцией”. Последняя нередко противопоставлялась первой как единственно правильная, Однако и тогда уже было ясно, что и диагностика и воспитание - одинаково важные и органически связанные направления практической работы по профессиональной ориентации учащихся.»

    К идее методологического  характера относится идея дифференцированного  подхода к проведению профориентационной  работы с учащимися. Она предусматривает  предварительную классификацию  учащихся по группам в зависимости  от их жизненных и профессиональных  планов и соответствующую воспитательную  работу в этих группах. Дифференциальный  подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, а следовательно, и более эффективно.

    « В социологии  получила распространение идея  социально-профессиональной ориентации, которая объясняет обусловленность  выбора профессии не столько   ориентацией на ту или иную  профессию, сколько направленностью  личности на желаемое для себя  социальное положение в обществе  и поиском  путей его достижения  с помощью избираемой для этого профессии. Таким образом, если профессиональная ориентация определяется как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, то социально-профессиональную ориентацию можно также кратко определить как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе.»

     К методологическим  вопросам профориентации относятся  и вопросы определения и развития  системы профориентации.

Прежде чем сформулировать общее определение системы профориентации, рассмотрим ряд исходных положений:

«1. Профориентация представляет собой системную деятельность, включающие целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии эффективности, уровни, направления, аспекты и другие системо - и структурообразующие элементы.

2. Система профориентации  школьников является подсистемой  общей системы трудовой и профессиональной  подготовки.

3. Система профессиональной  ориентации - это часть общей системы социальной ориентации личности в сложившейся структуре производительных сил и производственных отношений.

4. Профориентация относится  к социальным системам, которые  функционируют в обществе, она  затрагивает различные проблемы, и в том 9.

числе связанные с развитием человеческого фактора общественного производства; уже по одной только этой причине профориентацию можно считать общественной проблемой. Она может быть названа так и по другой причине. Для решения проблем профориентации недостаточно усилий одного министерства (Министерства просвещения) или одной науки (например, педагогики). Для того чтобы система профориентации стала эффективной необходима скоординированная деятельность ряда (если не большинства) министерств и ведомств, а также ученых различных специальностей.

5. На эффективность профориентации  влияет множество различных объективных  и субъективных факторов. Это  система трудно поддается организации  и управлению.»

   При неизменной  общей цели конкретные цели  и задачи работы каждой школы  зависит от потребностей кадров  в тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий  в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных  целей и задач в значительной  степени зависит и от качества  работы по каждому из этих  направлений.

   В настоящее время  система профориентационной работы  включает в себя деятельность  по следующим направлениям:

Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Предварительная профессиональная диагностика, направленная на  выявление  интересов и способностей личности к той или иной профессии.

Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии  со стороны специалистов-профконсультантов.

Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые  с наибольшей вероятностью смогут успешно  освоить  данную профессию и выполнять  связанные с нею трудовые обязанности.

Социально-профессиональная адаптация.

Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы – это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т.д.

  

 

 

 

 

 

2.3 Определение критериев эффективности профориентации

 К числу наиболее  важных методологических вопросов  относятся и вопросы определения критериев эффективности профориентации. Сейчас эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним.

Этот критерий важный, но недостаточный. Ведь, например, запланированного процента учащихся можно добиться разными  средствами, и в том числе не всегда оправданными с педагогической, социальной, психологической и экономической  точек зрения. И если это показатель становиться главной целью и  самоцелью профориентации, притом без  серьезной диагностической и  воспитательной работы с учащимися, то вся эта работа приобретает  своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий  доверие к ней со стороны учащихся и их родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной работе с молодежью, при выявлении их реальных интересов  и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего  как их личным склонностям, так и  потребностям города, района, села, в  котором они живут, общества в  целом.

   «Вот почему с  педагогической точки зрения  эффективность выбора профессии  означает меру соответствия индивидуального  выбора профессии рекомендациям  педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации  основаны на учете как личных, так и общественных потребностей. Соответственно чем больше число  учащихся избирают рекомендованные  им профессии, тем выше действенность  профориентационной работы педагогов,  школы.

Если учащиеся заранее  наметили и согласовали свои планы  жизненного и профессионального  самоопределения, то процент школьников, добившихся реализации своих планов, служит одним из показателей эффективности  профориентации при условии, что  намеченные ранее планы отвечают потребностям региона, страны в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

Информация о работе Профориентационная работа: реалии и перспективы