Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:54, реферат
Основными результатами работы являются:
Изучение теории профориентации, включающее в себя рассмотрение объектов и принципов профориентации.
Изучение методологии, используемой в профориентационной работе.
Рассмотрение способов планирования профориентационной работы и помощи, профессионального воспитания учащихся.
Оценка деятельности по решению проблем, связанных с социально-профессиональной адаптацией молодежи.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Историко – теоритический аспект становления профориентационной работы. 6
1.1 Становление профориентационной работы. 6
1.2. Теория профориентации 9
Глава 2. Объекты, принципы, методы и критерии профориентационной деятельности. 11
2.1 Объекты и принципы профориентационной деятельности 11
2.2. Методология профориентации 14
2.3 Определение критериев эффективности профориентации 17
Глава 3. Основы организации и планирования 19
профориентационной работы 19
3.1 Основные организационные принципы профориентационной работы 19
3.2. Организационные модели профориентационной помощи 20
3.3. Основы составления программ профориентационной помощи молодежи 21
Глава 4. Профориентационная работа как фактор социализации молодежи. 23
4.1. Профессиональное воспитание учащихся 23
4.2. Профессиональное просвещение 24
4.3. Социально-профессиональная адаптация молодежи 27
Заключение 29
Список литературы: 31
Составной
частью профпросвещения
Значительное
место в работе по
Ознакомление
учащихся с профессиями в
Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
Санитарно-гигиенические
условия труда; требования к
возрасту и здоровью; элементы
творчества, характер трудностей, степень
ответственности, специальные
хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
Пути
получения профессии, курсы, техникумы,
вузы; связь профессиональной подготовки
с учебой и трудовой деятельностью
в школе; уровень и объем
«Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.
Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.
Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.
Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии.
В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе.
Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую.
Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.
Социально-психологическая
адаптация заключается в
В процессе приспособления к трудовому коллективу можно выделить три стадии:
В заключение проведенной работы мы получили следующие результаты:
1.Изучили теорию профориентации, включая факты, закономерности, принципы (принцип сознательности, принцип соответствия выбираемой профессии, принцип активности и принцип развития)
2.Изучили методологию, используемой в профориентационной работе, которая помогает повысить эффективность практической работы, включающую в себя:
3.Рассмотрели способы планирования профориентационной работы и помощи, профессионального воспитания учащихся
4. Произвели оценку деятельности
по решению проблем, связанных
На основе полученных
результатов можно сделать
1. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации.
2. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности .
3. Подробное рассмотрение содержания и основных методов работы по профессиональной ориентации позволяет отметить в заключение, что «профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема»
1. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения» Н.С. Пряжников, Москва, Издательство НПО «Модэк» 2002 год, 392 стр.
2. «Профессиональная ориентация молодежи» А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др., М.: Высшая школа 1989 год – 272 стр.;
3. Информационно-методический и дидактический журнал «Имидж N2, март 2002 год Статья «Профориентация: проблемы, опыт, перспективы» Пустовая Е.Н.
4.Журнал «Отдел кадров», N3 (14) от 01.03.2002 Статья «О профессиональной ориентации молодежи»
Информация о работе Профориентационная работа: реалии и перспективы