Процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: изучение проблемы развития творческой деятельности детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении учителя начальной школы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста……………………………………………………………………………7
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста……………..7
1.2 Познавательное и умственное развитие младших школьников……9
2 Средства развития творческой деятельности младших школьников..16
2.1 Условия развития творческих способностей младших школьников………………………………………………………………………16
2.2 Система творческих заданий как средство развития творческой деятельности младших школьников……………………………………........ ..20
2.3 Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий…………………….25
Заключение………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………….. 30
Приложение 1……………………………………………………………32
Приложение 2……………………………………………………………34
Приложение 3…………………………………………………………….35
Приложение 4…………………………………………………………… 38

Вложенные файлы: 1 файл

развитие творческих.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Выбор методов организации  творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности  содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).

Очевидно, в процессе обучения творчеству педагогу приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия.

Это требует от учителя  гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, тогда как  ни один из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичь цели. Такой метод называется ситуационным или творческим.16

Система творческих заданий  предполагает также применение учащимися  активных методов для организации  самостоятельной творческой деятельности.

Таким образом, системы  методов организации творческой деятельности учителя и учащихся ориентированны на единую цель и взаимно  дополняют друг друга.

В тактике творческого  стиля преподавания просматриваются  следующие линии поведения учителя:

·      умение поставить учебно-познавательные проблемы;

·      стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;

·  поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям. 17

Все это предполагает умение создавать атмосферу творчества на занятиях.

Атмосфера творчества создается  путем:

1)       Выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность (Я = Я).

При первой встрече с  первоклассниками необходимо организовать беседу о нормах общения, в ходе которой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимо контролировать в рамках формулы Я = Я.18

Продолжить эту работу во втором и третьем классе можно  с помощью решения творческих заданий на понимание друг друга  «с полуслова», разработки правил невербального общения и составления памятки «Нормы общения». А в четвертом классе в разделе «Качества творческой личности» предложить задания, содержащие противоречия в поступках человека и проанализировать их влияние на взаимоотношения между людьми.

2) Выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию (я ¹ Я). 19

При выполнении серии  заданий на познание объектов с помощью  анализаторов показать несовершенство органов чувств человека, его воображения, мышления и способности к творчеству. Опытным путем учащиеся должны прийти к выводу, что для осуществления творческой деятельности необходимо самосовершенствоваться.

3)  Создание ситуации  успеха.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Наше время – это  время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Проведенное исследование показало, что ориентация современной  школы на гуманизацию процесса образования  и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их креативности, познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.

Отсюда можно сделать  вывод, что активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных  развивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1 Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. — М.: Академия, 2000.

2  Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2000.

3 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.

4 Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 1990.

5   Гин С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. — Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000.

6   Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1972.

7 Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985

8 Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.

9  Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2000.

10 Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

11 Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.

12 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 1997.

13 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 1990, №9. – С.31.

14  Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1988.

15  Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1991.

16 Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.

17 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2000.

18  Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993.

19 Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

20 Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л.В. Трубайчук. — М.: Изд. дом «Восток», 2001.

21 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990

22 Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск, 1991.

23 Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

24 Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.

25 Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М.: Центр "Педагогический поиск", 2001.

26      Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998.

 

 

 

Приложение 1

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного  возраста

Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста

Ведущая деятельность

Новообразования младшего школьного возраста

►      в системе  отношений появляется учитель («чужой взрослый»), который является непререкаемым  авторитетом;

►      в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки как в семье);

►      ребенок  становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам;

►      взаимоотношения  со сверстниками переходят из сферы  личных предпочтений в сферу партнерских;

►      преодолевается реализм мышления, что позволяет  видеть закономерности, непредставленные в плане восприятия.

Ведущая деятельность —  учебная. Она поворачивает ребенка  на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я  стал».

Новообразования:

1. формирование теоретического  мышления;

2. рефлексия как осознание своих собственных изменений;

3. способность к планированию.

 Интеллект опосредует  развитие всех остальных функций:  происходит интеллектуализация  всех психических процессов, их  осознание и произвольность. Так,  память приобретает ярко выраженный  познавательный характер. Это связано с тем, что ребенок, начинает осознавать особую мнемическую задачу, и отделяет эту задачу от всякой другой. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит также развитие волевых процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Тематические  серии групп творческих заданий

Тематические серии

Содержание творческих заданий

Типы заданий

Возможности учебных  предметов

“Театральная”

Создание театральных  эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки

Познание 

Создание 

Преобразование  Использование  в новом качестве

Художественный труд Литературное чтение

“Бионика”

Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники

Создание 

 Преобразование

 

Окружающий мир

 

“Винни-Пух решает вслух”

Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж. Рода-ри, Л. Кэррола, А.А. Ми-лна, Дж. Толкиена, А.Линдгрен, Н.А. Некра-сова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй

Создание 

 Преобразование 

 Использование в  новом качестве

Обучение грамоте 

 Литературное чтение

 

“Технический мир”

Изучение и создание различных технических объектов

Познание. Создание

Преобразование 

 Использование в  новом качестве

Обучение грамоте 

Художественный труд

ОБЖ

“Природный мир”

Изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений

Познание  Преобразование

Обучение грамоте 

 Окружающий мир 

ОБЖ

 Литературное чтение 

 Русский язык

“Организм человека”

Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями

Познание 

 Создание 

 Преобразование 

Использование в новом  качестве

Окружающий мир ОБЖ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Функции методов  творчества на различных уровнях системы творческих заданий

I уровень

Наиболее примитивный  метод решения творческих задач, не входящий в число методов развития творческого воображения (РТВ). Его  использование на начальном уровне обучения способствует развитию умений организации поисковой деятельности, накоплению опыта организации собственной творческой деятельности учащихся, актуализирует накопленный опыт учащихся

Метод фокальных объектов

Развивает умения подбирать  нетипичные свойства к объекту, представлять и объяснять практическое назначение необычных свойств, используя элементы фантазирования, преодолевать психологическую инерцию в процессе преобразования свойств объектов

Морфологический анализ

Развивает умение генерировать большое количество вариантов ответов  в рамках заданной темы. Развивает комбинаторные умения. Производит оценку идей и детализирует наиболее удачные

Способствует развитию умения генерации идей в рамках заданной темы. Развивает умения планирования творческой деятельности. Способствует организации поисковой деятельности

Дихотомия

Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить  группировку объектов ситуаций, явлений  по выявленным характеристикам, осуществлять классификации объектов по различным основаниям, выбирать основания для классификации в зависимости от цели и конкретной ситуации Позволяет сужать поле поиска Развивает умения ориентироваться в пространстве, анализировать ситуации

     

         Синектика

Развивает умения рассматривать  объекты, ситуации, явления с различных  точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий

II уровень

Типовые приемы фантазирования

Развивают умения качественно, системно генерировать идеи; делать фантастические преобразования как самого объекта, так и его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функционирования, обитания (надсистемы) с помощью приема, заданного педагогом или выбранного самим учащимся

Моделирование

Развивает умения школьников рассматривать объект “изнутри”. Расширяет возможности учащихся в управлении поисковой деятельностью. Способствует стремлению самостоятельно объяснять ситуации, явления

Группа  методов “Преодоление психологической инерции”

Информация о работе Процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей