Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:32, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: изучение проблемы развития творческой деятельности детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении учителя начальной школы.
Введение……………………………………………………………………3
1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста……………………………………………………………………………7
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста……………..7
1.2 Познавательное и умственное развитие младших школьников……9
2 Средства развития творческой деятельности младших школьников..16
2.1 Условия развития творческих способностей младших школьников………………………………………………………………………16
2.2 Система творческих заданий как средство развития творческой деятельности младших школьников……………………………………........ ..20
2.3 Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий…………………….25
Заключение………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………….. 30
Приложение 1……………………………………………………………32
Приложение 2……………………………………………………………34
Приложение 3…………………………………………………………….35
Приложение 4…………………………………………………………… 38
Развивает умения учащихся быстро находить оригинальные решения. Позволяет учащимся изменять точку зрения на объекты, ситуации, явления в зависимости от условий. Развивает умения рассматривать объекты средствами изменения его количественных и качественных характеристик
Системный оператор
Развивает умения учащихся рассматривать объекты, ситуации, явления помощью алгоритма системного мышления. Позволяет учащимся рассматривать объекты как системы. Развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Побуждает учащихся прогнозировать развитие объекта и его функции
Ресурсный подход
Побуждает учащихся совершенствовать системы с помощью внутренних и внешних ресурсов, получать оригинальные решения, близкие к идеальности
Закономерности развития систем
Развивает умение учащихся
целенаправленно совершенствова
Адаптированный алгоритм решения изобретательских задач
Развивает умение выделять противоречивые свойства. Развивает умение планировать творческую деятельность. Позволяет организовать эффективный поиск решения. Способствует выполнению задания на качественно новом уровне
Приемы разрешения противоречия
Способствуют развитию умений выделять противоречивые свойства. Развивают умение рассматривать объекты в противоречиях. Развивают умения разделять противоречивые свойства в пространстве и во времени
Типовые приемы устранения противоречий
Повышают эффективность поисковой деятельности. Развивают умение качественной генерации идей. Развивают умение разрешать противоречия
Приложение 4
Сочетание форм организации при выполнении творческого задания
1. Постановка задачи
Индивидуальная
Позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.
Групповая
Представляет совместный взгляд членов группы на поставленную ситуацию. Развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей. Развивает умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.
Коллективная
Позволяет обмениваться опытом определения направления поиска. Расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию. Представляет различные точки зрения на уровень представленной ситуации.
2. Сбор необходимой информации
Индивидуальная
Развивает исследовательские умения учащихся по организации поиска необходимой информации (классификационные умения, умение сужать поле поиска, выделять существенные признаки)
Групповая
Развивает умения распределять функции и роли между участниками группы, планировать деятельность, определять меру ответственности участников группы.
Коллективная
Расширяет индивидуальный опыт по рассматриваемой проблеме через обмен необходимой информацией между учащимися. Развивает умение совместной организации поисковой деятельности учащихся. Выявляет собственные организационные возможности учеников.
3. Решение
Индивидуальная
Позволяет самостоятельно использовать освоенные методы, реализовать опыт творческой деятельности, предложить собственную версию решения задачи.
Групповая
Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности. Развивает умения планировать решение задачи в соответствии с выбранным методом, распределять функции между участниками группы, совместно обсуждать ход решения задачи, отстаивать личную позицию.
Коллективная
Позволяет обмениваться опытом применения методов творчества при выполнении задания. Расширяет возможности учащихся в выборе оптимального из множества предложенных способов решения задачи.
4. Анализ творческого продукта
Индивидуальная
Вырабатывает умение самоанализа. Позволяет демонстрировать и защищать полученный творческий продукт.
Групповая
Позволяет демонстрировать совместный продукт, полученный группой. Развивает умения оценивать уровень выполнения творческого задания, сопоставлять собственные результаты с результатами работы других групп.
Коллективная
Позволяет сопоставить субъективные результаты выполнения задания учащимися и определить объективный уровень полученного результата (на фоне класса).
1 Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1988.
2 Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2000.
3 Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М.: Центр "Педагогический поиск", 2001.
4 Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.
5 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 1997
6 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 1990, №9. – С.31.
7 Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998.
8 Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
9 Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
10 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 1990, №9. – С.31.
11 Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985
12 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
13 Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
14 Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.
15 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990
16 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2000.
17 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2000.
18 Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 1990
19 Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 1990
20 Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. — М.: Академия, 2000.