Психокоррекционные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая коррекция. Однако, реализуя на практике психокоррекционные методы, психолог нередко сталкивается с большими трудностями. Овладев многочисленными методами психокоррекционных воздействий, например, нейролингвистическим программированием, психорегу-лирующими тренировками, психогимнастикой и пр., психолог-практик нередко бездумно применяет их без связи с теоретическим обоснованием, без учета сложной структуры дефекта у ребенка, его клинико-психологических и индивидуально-типологических характеристик. В результате такого подхода можно получить обратный эффект и вместо помощи ребенку спровоцировать у него нервно-психическое расстройство.

Содержание

Введение................................................. 3
Глава 1. История развития методов психологической коррекции
детей с проблемами в развитии ............................ 4
Глава 2. Теоретические и методологические проблемы психологической коррекции детей и подростков с проблемами развития.................................. 22
Глава 3. Психическое недоразвитие
и основные психокоррекционные технологии ............... 53
Глава 4. Психокоррекционные технологии
при задержке психического развития у детей и подростков ... 82
Глава 5. Психологическая коррекция при поврежденном
психическом развитии .................................. 137
Глава 6. Психологическая коррекция детей
с искаженным психическим развитием .................... 159
Глава 7. Психокоррекционные технологии
для детей с церебральным параличом...................... 209
Глава 8. Психокоррекционные технологии при дисгармонии
психического развития у детей и подростков................ 274
Глава 9. Эмоциональные нарушения в детском возрасте,
пути их коррекции и психокоррекционные технологии ...... 322
Глава 10. Психологическая коррекция
родительско-детских отношений ......................... 372
Заключение .............................................. 389
Литература....................*.......................... 392

Вложенные файлы: 1 файл

psixokorrekcionnyietexnologiidlyadeteysproblemamivrazvitii.doc

— 2.26 Мб (Скачать файл)

Во-вторых, нельзя создать универсальную психокоррекциои-ную  программу для детей с проблемами в развитии. Это обусловлено тем, что, кроме структуры дефекта и степени тяжести его проявления, необходимо учитывать время возникновения дефекта, уровень развития межфункциональных связей, типологические и индивидуально-психологические особенности ребенка, а также предшествующую социальную ситуацию развития.

В-третьих, как подчеркивалось выше, коррекционная  работа с ребенком должна строиться  не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической  деятельности, а как целостная осмысленная деятельность. При этом необходимо проводить коррекционную работу как с самим ребенком по изменению его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.

В-четвертых, важно, чтобы психологическая коррекция  детей с проблемами в развитии носила опережающий, предвосхищающий  характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком

44

в ближайшей  перспективе в соответствии с  законами и требованиями возрастного развития и формирования личности. То есть при разработке стратегических основ психологической коррекции необходимо ориентироваться на перспективу развития.

В-пятых, специфика  конкретных задач психокоррекционной программы зависит от типа детского учреждения, которое посещает ребенок (специализированный детский сад, вспомогательную школу, обучение на дому и пр.). Важно, чтобы психокоррек-ционная программа была согласована с другими специалистами, которые работают с ребенком (логопед, педагог-дефектолог, учитель, врач-психиатр и пр.).

Рассмотрим  стратегические задачи, так как они  являются общими для всех детей с проблемами в развитии.

В практике психокоррекционной работы традиционно выделяются три основные модели коррекции: общая, типовая и индивидуальная (А. А. Осипова, 2000).

Общая модель коррекции — это система оптимального возрастного развития личности в целом. Она включает в себя щадящий охранительно- стимулирующий режим для ребенка, соответствующее распределение нагрузок с учетом психического состояния, организацию жизнедеятельности ребенка в школе, в семье и в других группах.

Типовая модель коррекции основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игрогерапии, семейной терапии, психорегулирую-щих тренировок и пр.

Индивидуальная  модель коррекции ориентирована на коррекцию различных нарушений у ребенка или подростка с учетом его индивидуально-типологических, психологических, клинико-пси-хологических особенностей. Это достигается в процессе создания индивидуальных психокоррекционных программ, направленных на коррекцию имеющихся недостатков с учетом индивидуальных факторов.

Все эти три  модели тесно связаны и взаимозависимы, хотя имеют разные задачи. Так, общая модель психокоррекции ориентирована на профилактическую работу с ребенком, типовая модель — на оптимизацию, стимулирование психического развития, а индивиду-

45

альная модель — на коррекцию недостатков в  развитии ребенка с учетом его  клинико-психологических и индивидуально-психологических особенностей.

Эффективность психокоррекционного процесса в  значительной степени зависит от умения психолога составить психокоррек-ционную программу. При этом необходимо учитывать следующие методические требования:

•  четко  сформулировать основные цели психокоррекционной работы;

•  выделить круг задач, которые должны конкретизировать основную цель;

•  определить содержание коррекционных занятий с учетом структуры дефекта и индивидуально-психологических особенностей ребенка, развития ведущего вида деятельности;

•  определить форму работы с ребенком (групповая, семейная, индивидуальная);

•  отобрать соответствующие методы и техники с учетом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей ребенка;

•  запланировать  форму участия родителей и  других лиц в кор-рекционном процессе;

•  разработать  методы анализа оценки динамики психокоррекционного процесса;

•  подготовить помещение, необходимое оборудование и материалы.

Целенаправленное  психокоррекционное воздействие на ребенка и подростка с проблемами в развитии осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных блоков:

•  диагностический;

•  коррекционный;

•  оценочный;

•  прогностический.

В диагностический  блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной среды.

Диагностика психического развития ребенка включает в себя: — всестороннее клинико-психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений;

46

—  анализ мотивационно-потребностной  сферы ребенка и членов его семьи;

—  определение  уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций;

—  диагностику социальной среды ребенка (анализ неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие, формирование характера личности и социальную адаптацию).

Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:

—  коррекция неадекватных методов воспитания ребенка с целью преодоления его микросоциальной запущенности;

—  помощь ребенку  или подростку в разрешении психотрав-мирующих ситуаций;

—  формирование продуктивных видов взаимоотношений  ребенка с окружающими (в семье, в классе);

—  повышение  социального статуса ребенка  в коллективе;

—  развитие у ребенка или подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

—  формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мне-мических и интеллектуальных процессов  у детей;

—  развитие и совершенствование коммуникативных  функций, эмоционально-волевой регуляции  поведения;

—  формирование адекватных родительских установок  на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в психокоррекционный процесс;

—  создание в детском коллективе, где обучается  ребенок, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

В достижении этой цели на первый план выступает работа психолога не только с близким социальным окружением ребенка (семьей), но и с педагогами, которые обучают ребенка, и с его одноклассниками, друзьями и знакомыми. Это одна из важных задач, так как социальная интеграция ребенка с проблемами в развитии в обществе является важным фактором всестороннего воспитания его личности и личностного роста.

47

Оценочный блок, или блок оценки эффективности  коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у ребенка в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциошюго процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

Эффективность психологической  коррекции зависит от конкретных целей психокоррекционного процесса. При симптоматической коррекции результат воздействий может проявиться уже после первых занятий с ребенком. Однако в процессе психокоррекции необходимо ориентироваться не на симптомы, а на причины их порождающие. Действие каузальной коррекции может проявляться даже не сразу после окончания психокоррекционных занятий, а значительно позже.

Эффективность психологической  коррекции зависит как от объективных, так и субъективных факторов. К  объективным факторам относятся:

•  степень  тяжести дефекта у ребенка;

•  четкость поставленных коррекционных задач;

•  четкость организации психокоррекционного  процесса;

•  время  начала коррекционного процесса;

•  профессиональный и личностный опыт психолога. К субъективным факторам можно отнести:

•  установки  ребенка и родителей на психологическую коррекцию;

•  отношение  их к психологической коррекции  и к психологу. При оценке эффективности  психокоррекционных воздействий

необходимо  использовать разнообразные методы, в зависимости от поставленных психокоррекционных задач. Например, при анализе эффективности психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно использовать отчеты родителей о поведении детей до и после занятий. При оценке поведенческих и эмоциональных  реакций   ребенка  целесообразно   сочетать   метод

48

наблюдения  с проективными методами исследования личности (цвето-ассоциативные тесты, методика незаконченных предложений, рисуночные тесты и др.) При оценке эффективности коррекции познавательных процессов у детей можно использовать функциональные пробы, направленные на анализ гностических процессов, результаты педагогических наблюдений. Оценку эффективности коррекции может провести и независимая экспертная комиссия, включающая в себя не только психологов, а также врачей, педагогов и социальных работников.

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций ребенка или подростка. В ходе коррекции перед психологом встают следующие вопросы:

1.  Проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и личности ребенка в целом.

2.   Определение динамики этих изменений.

Это позволяет  психологу объективно судить о потенциальных  возможностях личности ребенка или  подростка и прогнозировать ее дальнейшее развитие.

При построении прогностических оценок психолог должен уделить особое внимание активности ребенка. Психопрогностическая оценка не должна включать в себя определение только одного-един-ственного пути дальнейшего развития ребенка. Необходимо выделение ряда различных, в том числе альтернативных, вариантов с указанием тех условий, в которых может реализоваться личность субъекта психокоррекционных воздействий.

Организационные аспекты психокоррекционных технологий Эффективность психокоррекционных воздействий в значительной степени зависит от:

•  формы  проведения психокоррекционной работы;

•  подбора  и комплектации коррекционных групп;

•  продолжительности  и режима психокоррекционных занятий.

Традиционно выделяются две формы проведения психокоррекционных занятий — индивидуальную и групповую. Выбор формы работы зависит от особенностей психического и физического развития ребенка, от его возраста и выраженности аффективных про-

49

блем. Однако в нашей практике мы использовали смешанную, т. е. индивидуально-групповую форму психологической коррекции.

Индивидуальная  психологическая коррекция выбирается в следующих случаях:

—  если проблемы ребенка или подростка имеют индивидуальный, а не межличностный характер, например, недоразвитие познавательных процессов у детей с психическим недоразвитием и задержанным развитием;

—  если ребенок или подросток отказывается работать в группе по каким-либо причинам, а именно: недостаточный социальный опыт, тяжелый физический дефект, негативное отношение родителей к групповому взаимодействию ребенка;

—  если у ребенка или подростка наблюдаются выраженные аффективные проблемы: высокая тревожность, необоснованные страхи, неуверенность в себе.

Индивидуальная  форма психологической коррекции  в основном используется в работе с детьми, имеющими тяжелые формы психических и физических нарушений: тяжелые формы психического недоразвития, выраженные парциальные формы задержанного развития, глубокие аффективные нарушения у детей с дисгармоничным, искаженным и поврежденным развитием.

Групповая форма психологической коррекции  включает в себя целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений между участниками группы в коррекцион-ных целях. Психокоррекционная группа представляет собой искусственно созданную малую группу, в которой ребенок или подросток отражают свой коммуникативный потенциал и проблемы. Группа для ребенка и подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции. Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих самосознания:

•  самопознание (когнитивный блок);

•  отношение к себе (эмоциональный блок);

•  саморегуляция (поведенческий блок) (Осипова А. А., 2000). Задачей когнитивного блока является: осознание ребенком

Информация о работе Психокоррекционные технологии