Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 21:35, курсовая работа
Введение
Суть и текстура педагогической работы, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Традиционно научный анализ этих актуальных феноменов заменяется едиными рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество воспитателя неподражаемо, это настолько же высочайшее умение, как творчество композитора и живописца — а может и куда наиболее трудоемкое.
Под понятием «педагог» часто имеют в виду и профессию, и общественную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В настоящей жизни грань между профессиональной и непрофессиональной работой провести не так просто. Владея трудоемким внутренним приспособлением, специальность включает большое количество разнородных предметно-инструментальных и об
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологическая характеристика педагогической деятельности.
1.1 Понятие и содержание педагогической деятельности……………………..........................................................................5
1.2 Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности…………………………………………………………………..…13
1.3 Психологическая характеристика профессии-педагог……….…………………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………….……22
Список использованных источников……………………………….…………..24
- необходимостью адаптации способов изложения учебного материала к учащимся, имеющим различный уровень способностей, сенсорной организации, видов мышления и т. п., и отсутствием способностей эту адаптацию осуществлять;
- профессиональными и личностными установками учителя на доминирование и личностными установками учащихся на уважение и сотрудничество;
- готовностью осуществлять монолог и транслирование знаний и неготовностью к диалогу (не владение технологией диалогового обучения);
- необходимостью видеть психологическую проблему ученика, свою, коллектива и отсутствием знаний для ее осознания и формулирования. [10,с.76].
Оценка качества психологической подготовки должна приобрести принципиально новую направленность и фиксировать, в какой мере выпускник владеет когнитивной, операциональной и личностной компетенциями, а не только знаниями, как это имеет место в настоящее время.
При создании
нового стандарта психологической
подготовки бакалавра по направлению
«педагогика», работу над которым
начали вузы, можно обеспечить условия
для принципиального прорыва
в качестве подготовки учителя, для
которого психологическое знание станет
основой его профессионализма. [1,с.67].
Заключение
В заключении
можно сделать вывод о том,
что каждый, кто выбирает профессию
педагога, берет на себя ответственность
за тех, кого он будет учить и воспитывать,
вместе с тем отвечая за самого
себя, свою профессиональную подготовку,
свое право быть Педагогом, Учителем,
Воспитателем. Достойное выполнение
профессионального
Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.). Например, такое позитивное профессиональное качество, как умение человека адекватно оценивать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей. Формирование этого качества требует от будущего педагога развития рефлексивного мышления, высокого уровня познавательной активности и волевой саморегуляции.
Во-вторых,
будущий педагог должен овладеть
общей культурой
В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «Другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения, общения.
В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, т.е. «фасилитатора». Это обязывает студента — будущего педагога развивать свои организаторские, коммуникативные способности для того, чтобы уметь управлять процессом усвоения учениками знаний, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг студентов.
Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами — заповедями его психолого-педагогической деятельности:
— уважай в ученике Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности — относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);
— постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);
— передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
Эти постулаты суть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.
В
данной работе я проанализировала психолого-педагогическую
литературу по изучаемому вопросу и
следовательно, я выполнила поставленные
в работе задачи, рассмотрела особенности
психологической характеристики педагогической
деятельности.
Список использованных источников
1.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Норма, 2009. – 671 с. – ISBN 5-980-74686-8
2. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В.В. Давыдов. – Томск, 2008. – 420 с. – ISBN 5-6071-6344-6
3.Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2008. – 208 с. – ISBN 5-97-379414-4
4.Зимняя,
И.А. Педагогическая психология [Текст]
/ И.А. Зимняя. – М.: Инфра-М, 2009. – 228 с. –
ISBN 5-16-697034-3
5. Немов, Р.С. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Высшая школа, 2004. – 196 с. – ISBN 5-06-960389-7
6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Прогресс, 2007. – 380 с. – ISBN 5-01-687043-5
7. Петрушин, В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя [Текст] / В.И. Петрушин. – М., 2007. – 160 с. – ISBN 5-901030-46-10
8. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность [Текст] / Г.Б. Скок. – М.: Прогресс, 2007. – 315 с. – ISBN 5-01-870634-3
9. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Искусство, 2007. – 580 с. – ISBN 5-210-46803-4
10. Стоунс, Э. Психопедагогика [Текст] / Э. Стоунс. – М.: РИОР, 2008. – 217 с. – ISBN 5-0963-4374-5
Информация о работе Психологическая характеристика учебной деятельности