Психологическая характеристика учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Введение
Суть и текстура педагогической работы, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Традиционно научный анализ этих актуальных феноменов заменяется едиными рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество воспитателя неподражаемо, это настолько же высочайшее умение, как творчество композитора и живописца — а может и куда наиболее трудоемкое.
Под понятием «педагог» часто имеют в виду и профессию, и общественную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В настоящей жизни грань между профессиональной и непрофессиональной работой провести не так просто. Владея трудоемким внутренним приспособлением, специальность включает большое количество разнородных предметно-инструментальных и об

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологическая характеристика педагогической деятельности.
1.1 Понятие и содержание педагогической деятельности……………………..........................................................................5
1.2 Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности…………………………………………………………………..…13
1.3 Психологическая характеристика профессии-педагог……….…………………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………….……22
Список использованных источников……………………………….…………..24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая КазГУКИ.docx

— 67.60 Кб (Скачать файл)

-  необходимостью адаптации способов изложения учебного материала к учащимся, имеющим различный уровень способностей, сенсорной организации, видов мышления и т. п., и отсутствием способностей эту адаптацию осуществлять;

-  профессиональными и личностными установками учителя на доминирование и личностными установками учащихся на уважение и сотрудничество;

-  готовностью осуществлять монолог и транслирование знаний и неготовностью к диалогу (не владение технологией диалогового обучения);

-  необходимостью видеть психологическую проблему ученика, свою, коллектива и отсутствием знаний для ее осознания и формулирования. [10,с.76].

Оценка  качества психологической подготовки должна приобрести принципиально новую  направленность и фиксировать, в  какой мере выпускник владеет  когнитивной, операциональной и личностной компетенциями, а не только знаниями, как это имеет место в настоящее время.

При создании нового стандарта психологической  подготовки бакалавра по направлению  «педагогика», работу над которым  начали вузы, можно обеспечить условия  для принципиального прорыва  в качестве подготовки учителя, для  которого психологическое знание станет основой его профессионализма. [1,с.67]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В заключении можно сделать вывод о том, что каждый, кто выбирает профессию  педагога, берет на себя ответственность  за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического  долга требует от человека принятия ряда обязательств.

Во-первых, следует объективно оценивать собственные  возможности, знать свои слабые и  сильные стороны, значимые для данной профессии качества (особенности  саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.). Например, такое позитивное профессиональное качество, как умение человека адекватно оценивать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей. Формирование этого качества требует от будущего педагога развития рефлексивного мышления, высокого уровня познавательной активности и волевой саморегуляции.

Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой  поведения, общения и педагогического  общения в частности. Педагог  — это образец, которому сознательно, а чаще неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель. Соответственно отрефлексированный и  корректируемый образ «Я» студента — будущего педагога требует постоянного  личностного, коммуникативного и профессионального  тренинга.

В-третьих, обязательной предпосылкой и основой  успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «Другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают  ли их системы ценностей, модели поведения  и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения, общения.

В-четвертых, педагог является организатором  учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время  выступает в качестве партнера и  человека, облегчающего педагогическое общение, т.е. «фасилитатора». Это обязывает студента — будущего педагога развивать свои организаторские, коммуникативные способности для того, чтобы уметь управлять процессом усвоения учениками знаний, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг студентов.

Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами  — заповедями его психолого-педагогической деятельности:

— уважай в ученике Человека, Личность (что  является конкретизацией золотого правила  древности — относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

— постоянно  ищи возможность саморазвития и  самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может  развивать вкус к учению, «умственный  аппетит» у других);

— передавай  ученику знания так, чтобы он хотел  и мог их осваивать, был готов  их использовать в различных ситуациях  и в своем самообразовании.

Эти постулаты  суть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает  личность, только характер формирует  характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.

     В данной работе я проанализировала психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу и следовательно, я выполнила поставленные в работе задачи, рассмотрела особенности психологической характеристики педагогической деятельности. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

1.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Норма, 2009. – 671 с. – ISBN 5-980-74686-8

2. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В.В. Давыдов. – Томск, 2008. – 420 с. – ISBN 5-6071-6344-6

3.Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2008. – 208 с. – ISBN 5-97-379414-4

4.Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Инфра-М, 2009. – 228 с. – ISBN 5-16-697034-3 

5. Немов, Р.С. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Высшая школа, 2004. – 196 с. – ISBN 5-06-960389-7

6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Прогресс, 2007. – 380 с. – ISBN 5-01-687043-5

7. Петрушин, В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя [Текст] / В.И. Петрушин. – М., 2007. – 160 с. – ISBN 5-901030-46-10

8. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность [Текст] / Г.Б. Скок. – М.: Прогресс, 2007. – 315 с. – ISBN 5-01-870634-3

9. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Искусство, 2007. – 580 с. – ISBN 5-210-46803-4

10. Стоунс, Э. Психопедагогика [Текст] / Э. Стоунс. – М.: РИОР, 2008. – 217 с. – ISBN 5-0963-4374-5


Информация о работе Психологическая характеристика учебной деятельности