Психологические аспекты патриотического воспитания молодежи (в системе обязательной подготовки граждан к военной службе)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении влияния психологических аспектов патриотического воспитания молодежи как социальной системы.
Задачи исследования:
1. Обозначить психофизиологические проблемы молодежи, как объекта военно-патриотического воспитания.
2. Проанализировать методологические основы военно-патриотического воспитания, его цели и задачи, основные методы.
3. Наметить возможные критерии эффективности военно-патриотического воспитания.

Содержание

Введение

Психофизиологические проблемы молодежи, как объекта
военно-патриотического воспитания

Военно-патриотическое воспитание: сущность, содержание, система

Эффективность военно-патриотического воспитания
и ее критерии

Заключение

Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

n1.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


 

Институт высшего профессионального  образования

 

Кафедра управления социальными  и экологическими системами

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

«Психологические  аспекты патриотического воспитания молодежи

(в системе  обязательной подготовки граждан  к военной службе)»

 

                                                                                                                            

 

   Выполнил:

                                                                            

                                                                                                                 

                                                                                         Научный руководитель:

 

 

 

 

 

                                                          Москва - 2011 

Содержание

 

 

 

 

      Введение

 

  1. Психофизиологические проблемы молодежи, как объекта

военно-патриотического  воспитания

 

  1. Военно-патриотическое воспитание: сущность, содержание, система

 

  1. Эффективность военно-патриотического воспитания

и ее критерии

 

     Заключение

 

     Список источников  и литературы

 

 

Введение

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Составной частью патриотического  воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к  военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется  специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Актуальность темы обусловлена состоянием современного общества, в котором очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Следствием этого является не желание современной молодежи служить в рядах Вооруженных Сил.

На сегодняшний день подрастающее поколение не хочет не то что вступать, а даже думать о службе в рядах Вооруженных сил России. Встает вопрос почему? Потому что сегодня вряд ли у кого вызовет удовлетворенность отражение в литературе и искусстве, жизнь современной Армии.

Цель данной работы заключается в рассмотрении влияния психологических аспектов патриотического воспитания молодежи как социальной системы.

    • Задачи исследования:

1.  Обозначить психофизиологические  проблемы молодежи, как объекта  военно-патриотического воспитания.

2. Проанализировать методологические основы военно-патриотического воспитания, его цели и задачи, основные методы.

3.  Наметить возможные критерии  эффективности  военно-патриотического  воспитания.

Научно-практическая значимость исследования заключается в следующем:

- определение психологических  аспектов патриотического воспитания  в разностороннем развитии молодежи;

- показать значение расностронней  практической реализации, выраженной  в комплексе проводимых в данной  среде мероприятий в контексте  патриотического воспитания молодёжи.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и использованной литературы.

Во введении показана актуальность исследования, определены цель и задачи, объект исследования, обозначена научно-практическая значимость работы. В первой главе рассматриваются психофизиологические проблемы молодежи, как объекта военно-патриотического воспитания. Вторая глава посвящена военно-патриотическому воспитанию, рассмотрению его сущности и содержания. В третьей главе раскрыто понятие эффективности военно-патриотического воспитания и ее критериев.

1. Психофизиологические  проблемы молодежи, как объекта  военно-патриотического воспитания

Известно, что любая воспитательная система имеет объект, на который  она воздействует. В качестве объекта военно-патриотического воспитания выступают различные группы населения страны. В этой связи рассмотрим специфические особенности молодежи как особой социально-возрастной группы общества. Эта группа имеет сложную структуру, в которой ученые выделяют подгруппы по классовой и национальной принадлежности, по основному виду деятельности (учащиеся и работающая молодежь), по месту жительства (городская, сельская). Безусловно, каждая из данных подгрупп имеет свои особенности, но в то же время российской молодежи принадлежат и общие черты.

Расширение спектра духовных интересов  молодежи закономерно рождает у  нее и новое отношение к  проведению своего свободного времени. У молодых людей усиливается  потребность в более содержательном досуге. Бесцельное времяпрепровождение, «знакомство» со спиртными напитками, наркотиками - оборотная сторона медали, реальный и нередко бурный протест молодежи против неумения увлечь ее интересным делом. Эта организационная беспомощность часто способствует проявлению инфантильного отношения юношей к участию в самой организации досуга, к потребительскому стереотипу мышления.

Анализ основных социальных потребностей молодежи имеет важное значение для  повышения эффективности военно-патриотического  воспитания. Потребности в творческом, интересном, приносимом моральное и материальное удовлетворение высококвалифицированном труде, например, создает благоприятные условия для формирования интересов молодежи, в  трудовой сфере, характер которого изменился под влиянием преобразований в военном деле. Возрастание общественной активности молодых людей, их политизация способствуют овладению политическими знаниями. Расширение диапазона интересов и рост общеобразовательного уровня усиливают возможность эффективного овладения боевой техникой, осознания социальной значимости воинской службы.1

Прежде чем перейти к анализу  черт молодежи на социально-психологическом  уровне, необходимо отметить, что еще  нередко особенности сознания современной  молодежи, своеобразие ее психологии и поведения объясняют преимущественно явлениями акселерации и именно с этих позиций подходят к анализу молодежных проблем.

Действительно, процесс более раннего  психофизиологического созревания подтверждается целым рядом медико-статистических исследований. Достаточно сказать, что  за последние 30 лет пятнадцатилетние подростки прибавили в росте 12 сантиметров, вес их стал больше на 11 килограммов. Половая зрелость наступает ныне, как правило, на 2 - 3 года раньше, чем несколько десятилетий назад. Результаты психофизиологического исследования призывной молодежи, проведенного сотрудниками Военно-медицинской академии кандидатом медицинских наук подполковником медицинской службы М.М. Решетниковым и кандидатом педагогических наук майором Е.П. Науменко показали, что до призыва в армию регулярные сексуальные контакты имели 18,4%, периодические - 33,3%, редкие - 19,9%, первичный сексуальный опыт имели 10,6% опрошенных, 23% приобрели его в возрасте от 14 до 16 лет. Разрыв между психофизиологической зрелостью и зрелостью социальной вызывает аномалии и коллизии, проявляющиеся в усилении агрессивности молодежи, в тотальном потребительстве, эгоистических наклонностях.2

Происходящие процессы должны подвергаться постоянному научному анализу. При  этом очень важно подходить к  изучению проблемы комплексно, в тесном сочетании медицинских, социологических, психологических исследований. С точки зрения организации военно-патриотического воспитания это особенно важно, ибо оно, как никакое другое, преследует органическое единство как социальной, так и психофизиологической зрелости личности.

Внутренний мир молодых людей  психологически необычайно сложен и  в такой же мере подвижен, изменчив. Восхождение человека не только по ступеням времени, но и по ступеням социального становления стремительно. При этом важно помнить, что восхождение в пору юности сопровождается не только благотворными порывами души, но и максимализмом, конформизмом, критиканством. Молодые люди, страдающие этими пороками, особенно трудно приживаются в воинском коллективе. Это обусловлено самой сущностью и характером ратного труда, мерилом успеха которого является совместная деятельность всех ради достижения общей цели. Противодействуя конформизму, важно формировать ответственность. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была бы с интересом и благодарностью воспринята бывает трудным и довольно тонким делом. Молодежь исключительно взыскательна к информации: она требует глубины анализа, размышлений, не приемлет избитых истин.

В системе социальных ценностей  юношества большое место занимает ориентация на предстоящую воинскую службу. Уже сама необходимость расстаться с привычной жизнью, влиться в новый коллектив, подчиненный строгим уставным требованиям, скорректировать свои планы на будущее не может не вызывать изменений не только в сознании, но и в поведении молодого человека. Это не может пройти для него бесследно и не вызвать нарушения межличностных связей. Предстоящее расставание с родителями, близкими, друзьями вызывает, хотя разные по своей силе, но достаточно серьезные переживания. Определенная озабоченность появляется перед необходимостью подчинения воле другого человека - командира, армейскому укладу, предписаниям воинской дисциплины.

По данным социологического исследования, проведенного среди призывной молодежи городов Москвы, Калуги и Ростова-на-Дону, 47% призывников на первом году службы тяжело переносят разлуку с родными, 29% встретились со значительным трудностями во время адаптации в коллективе, 26,5% опрошенных заявили, что они болезненно реагировали на строгую регламентацию армейской жизни.3

Результаты того же исследования свидетельствуют, что подавляющее большинство  молодежи (94%) оказалось неподготовленным к обслуживанию самих себя в бытовой  сфере (неумение подшить подворотничок, отсутствие навыков для осуществления  хозяйственных работ - мытье полов, уборка помещений и так далее). По мнению опрошенных офицеров, только около 24% призывников психологически готовы к службе.

Во многих случаях это является последствием излишне заботливой, чрезмерно  снисходительной родительской опеки, которая рождает боязнь и растерянность юношей перед трудностями, неспособность самостоятельно принимать ответственные решения. Вот почему важно так поставить военно-патриотическую работу, чтобы каждое мероприятие, направленное на формирование у юношества оборонного сознания, преследовало бы и цели выработки у молодых людей иммунитета к трудностям.

Подытоживая все сказанное, можно  сделать вывод о том, что российскую молодежь как объект военно-патриотического  воспитания, на мой взгляд, следует  рассматривать в двух тесных взаимосвязанных аспектах. Во-первых, как социальную группу, а также представителей различных национальностей, которым присущи общие социальные черты, унаследованные от социалистического общества. В то же время ряд социологических исследований показывает различные уровни корреляционных связей между социальным, национальным положением юношей и их ориентацией на профессию офицера, различные виды Вооруженных Сил и рода войск, степенью морально-политической и психологической готовности к перенесению трудностей воинской службы, поведением в экстремальных условиях учебно-боевой обстановки. Во-вторых, молодежь можно рассматривать как особую возрастную группу с присущими ей специфическими социально-психологическими качествами. В возрастной группе от 10 до 14 лет происходит процесс выработки отношения к защите Родины, понимание ее необходимости. Для этого возраста характерно высокое эмоциональное восприятие внешней стороны героического поведения старших поколений. В этот период молодежь склонна к подражанию действиям старших, воспринимаемых ими как в реальной жизни, так и в виде художественных образов отражаемых в литературе, кино, искусстве. Ее внимание сосредоточивается на наиболее ярких, доступных для понимания сторонах человеческого поведения. Большое место при этом занимает игровой момент. Далее стоят более сложные стадии физиологического, психологического и социального развития, рассмотренные нами выше. Все это позволяет выделить следующие социально-демографические группы молодежи или конкретные объекты воздействия всей системы военно-патриотического воспитания: первая - молодежь в возрасте от 15 до 18 лет; вторая - молодежь в возрасте от 19 до 21 года; третья - молодежь в возрасте от 22 до 30 лет.4

Чем можно объяснить такую дифференциацию объекта воспитания? Прежде всего тем, что каждая из указанных групп-слоев находится на определенном этапе - периоде социального становления в четко фиксированных общественных условиях. С другой стороны, данные группы отличаются не только степенью социальной ориентации на общественную значимость защиты социалистических завоеваний, но и возможностями личного участия в решении задач укреплении обороноспособности страны.

Информация о работе Психологические аспекты патриотического воспитания молодежи (в системе обязательной подготовки граждан к военной службе)