Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 14:27, дипломная работа
Целью исследования является проведение сравнительного анализа психологических особенностей процесса школьной адаптации в сельской и городской школах.
Для реализации цели выделяются следующие задачи:
1) осуществление теоретического анализа механизмов школьной дезадаптации;
2) выделение сфер анализа школьной дезадаптации;
Введение 3
Глава I Теоретический анализ факторов школьной дезадаптации 5
§ 1 Нарушение школьной адаптации как междисциплинарная проблема 5
§ 2 Основные проявления и факторы школьной дезадаптации 15
§ 3 Нарушение психического развития и школьная дезадаптация 19
§ 4 Основные принципы и содержание психологической диагностики школьной дезадаптации 24
Глава II Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте 31
§ 1 Программа исследования 31
§ 2 Полученные результаты, анализ и интерпретация 32
Выводы 45
Заключение 46
Список использованной литературы 47
В детском
рисунке нередко проявляются
такие эмоциональные
Кроме
методов психологической
Организация и порядок проведения психодиагностического обследования детей с признаками нарушения школьной адаптации могут устанавливаться психологом самостоятельно. Однако, исходя из наиболее вероятных причин дезадаптации, связанных с теми или иными вариантами интеллектуального недоразвития, первичный этап психодиагностической процедуры должен быть ориентирован на анализ познавательной деятельности ребенка. Этот этап должен иметь своим результатом оценку уровня интеллектуального развития ребенка (в сопоставлении с возрастной нормой). [14]
Итак, успешная реализация практических задач, вытекающих из основных положений представленной концепции, возможна лишь при достаточной готовности членов педагогического коллектива к восприятию всех вероятных аспектов и факторов школьной дезадаптации и к сотрудничеству с психологом, который в свою очередь, должен иметь высокий уровень как профессиональной, так и социальной компетенции. [6]
Акцент на профилактике школьной дезадаптации как ведущим направлении педагогической стратегии в отношении детей группы риска, делает актуальным внедрение в практику работы школьных учреждений, системы диагностирования начавших учиться первоклассников.
Следует обратить внимание на то, не нарушены ли познавательные процессы, проверяется обучаемость ребенка, сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий. Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.
Профессиональное внимание к детям, оценка динамики развития в конкретных условиях обучения и воспитания должны быть частью деятельности педагога-психолога.
Целью
исследования является проведение сравнительного
анализа психологических
Для реализации цели выделяются следующие задачи:
В качестве гипотезы
– процесс адаптации в
Объект: психологические особенности процесса адаптации к школе.
Предмет исследования: особенности познавательной, коммуникативной, личностной сфер, характеризующие процесс школьной адаптации.
В исследовании принимали участие: учащихся первых классов, общеобразовательная школа № 2 с. Нижнедевицк у УВК № 1 города Воронежа, в возрасте 7-8 лет. Всего было обследовано 40 детей, среди них мальчиков – 21, девочек – 19.
В работе была использована следующая батарея методик:
По материалам психологической диагностики при помощи методики ²исследование интеллекта у детей² (адаптация детского варианта методики Векслера) в двух группах, экспериментальной (сельской) и контрольной (городской), на первом году обучения, в максимально приближенных условиях проведения исследования, были получены следующие результаты, выраженные в средних значениях:
Экспериментальная группа
По результатам исследования видно, что у испытуемых средний уровень запаса знаний в различных сферах жизнедеятельности, что свидетельствует о достаточно хорошей осведомленности. Об этом можно судить по количеству набранных средних значений (12) в субтесте № 1 ²Осведомленность². По номограмме оценок это значение относится к норме. Кроме этого, из учащихся данной группы в достаточной степени развито абстрактное мышление, смысловая ориентировка, на высоком уровне сформирована способность оценивать прошлый опыт, о чем говорит результат, полученный в субтесте № 2 ²Понятливаость² (11).
Отличается высокая особенность концентрация произвольного внимания, достаточное для данного возраста овладение навыками арифметических операций, о чем свидетельствует показатель субтеста № 3 ²Арифметический² (12).
Высокий усредненный показатель этой группы, полученный в субтесте № 4 ²Сходство² (18), свидетельствует о достаточном уровне сформированности мыслительных операций: анализа и синтеза.
Результаты субтеста № 5 ²Словарь² (9), говорят об уровне ниже среднего в языковом развитии, эрудированности, о некоторой бедности словарного запаса.
На достаточно высоком уровне находятся показатели объема внимания и умение сосредотачиваться на заданиях, о чем свидетельствуют результаты субтеста № 6 ²Повторение цифр² (13).
При анализе невербальной части методики были получены следующие результаты:
В усредненном показателе у испытуемых на достаточном уровне сформирована способность охватывать ситуацию в целом, ориентация на практических ситуациях, о чем свидетельствуют результаты субтеста № 8 ²Последовательные картинки² (13).
Показатель субтестов № 9, 10 ²Кубики Кооса², ²Сложение фигур² (11, 9) свидетельствуют о несколько сниженном уровне развития пространственной ориентации, конструктивного мышления, моторной координации. По номограмме результаты попадают в зону нормы.
В ходе проведения исследования у всех испытуемых наблюдается стремление детей получить одобрение, давать правильные ответы, в результате чего можно предположить, что число и характер, скорее всего, является результатом недостаточных знаний в некоторых областях.
В целом можно сделать заключение о достаточном для данного возраста интеллектуальном развитии учащихся этой группы.
Результат исследования интеллектуальных способностей учащихся контрольной группы можно представить в следующем виде:
В результате анализа полученных показателей выявлено, что у испытуемых данного возраста общий объем знаний, информированность, кругозор, долговременная память, ассоциативная организация опыта находится на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют результаты (14; 14) полученные в субтестах № 1, 7 ²Осведомленность², ²Недостающие детали².
Результаты субтестов № 2 ²Понятливость² и № 8 ²Последовательные картинки² свидетельствуют о достаточной смысловой организации знаний социокультурной адаптации, о высоком уровне зрительного восприятия отношений между предметами окружающей среды.
Результаты, полученные в субтесте № 3 ²Арифметический² (10), свидетельствуют о наличии высокого уровня концентрации внимания, о легкости оперирования числовым материалом.
Средний показатель этой группы, полученный в субтесте № 4 ²Сходство² (17), свидетельствует о достаточно высокой способности формирования понятий, классификаций, способности абстрагирования и сравнения.
На достаточном уровне находится сформированность пространственных ориентаций, уровень двигательной активности, о чем свидетельствуют показатели, полученные в субтестах № 10 ²Схожие фигуры² и № 9 ²Кубики Кооса². Все полученные результаты по номограмме находятся в зоне нормы.
На основе сравнительного анализа полученных результатов в двух группах – экспериментальной и контрольной – можно сделать заключение, что особых различий в общих интеллектуальных показателях не наблюдается.
Небольшое отличие между этими группами появляется на уровне сформированности словарного запаса, осведомленности, информированности в различных областях социокультурной жизни. В сельской школе этот уровень несколько ниже чем в городской.
Отличается тенденция сближения средних показателей в субтестах: ²Сложение фигур², ²Кубики Кооса², ²Кодирование² в обеих группах.
Неудачи
в сфере межличностных
Важное значение эти данные могут иметь при планировании в неучебных мероприятий, при организации самоуправления класса, где выявление и правильное использование неформальных лидеров группы являются необходимыми.
По материалам психологической диагностики исследования межличностных отношений методом социометрического опроса были получены следующие результаты:
школа города Воронежа (см. приложение таблицы № 3, 4).
На основе социометрических данных были выделены дети с различным статусом занимаемым ими в группе: лидеры – Ксения, Алексей, Дарья, – что является показателем общительности, того что, социальные контакты для них эмоционально значимы, о доверительных отношениях со сверстниками, готовности следовать требованиям группы. Эти дети охотно идут на контакт с учителями и одноклассниками, и что очень важно, этот контакт положителен, эмоционально ярок.
Кроме этого, были выявлены ²отвергаемые² – Илья, Влад, Виктор, – что может свидетельствовать об активном отвержении этих детей одноклассниками, причинами этого могут быть: трудности обучения в связи с поведением, рассторможенность, неустойчивость в достижении целей, недисциплинированность. Эти учащиеся слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению.
Кроме того, на основе анализа социометрических данных выявлены дети с узким кругом общения, изолированные – Катерина, Татьяна, что может свидетельствовать о самоизоляции, пассивности, негативизме.
По материалам психологической диагностики методом социометрического опроса в сельской школе (см. приложение таблица № 5, 6) были выявлены лидеры – Павел, Александр, Елена, – что является показателем доминантности в классе, динамичности в общении.
Выявлены ²отвергаемые², Мария, Юрий, что может свидетельствовать о нарушениях в поведении, непостоянстве интересов, трудностях в общении.
На основе анализа социометрических данных выявлен ребенок с узким кругом общения, изолированный – Алена.
Таким
образом, на основе проведения исследования
межличностных отношений
Данные, полученные при социометрическом опросе, подтверждают результаты методики М.Ю. Андрущенко ²Мой круг общения². Этот метод предназначен для выявления круга и характера отношения ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учениками.
Если рассматривать среду общения в школе со сверстниками и учителями, то получается следующая картина:
в городской школе: (см. приложение таблица № 7) лидерами в положительных выборах являются Ксения, Дарья, отвергаемые: Виктор, Влад.
Выделяются группировки в общении (Олег, Максим, Алексей, Михаил; Дарья, Мария, Ксения).
Среди
изолированных находится
Среди взрослых, с которыми дети общаются в школе, предпочтение отдаются классной руководительнице, психологу. Конфликтная ситуация прослеживается в отношениях с учителем музыки.
По материалам исследования круга общения в сельской школе были получены следующие результаты (см. приложение таблица № 8): выявлены лидеры Александр, Елена; среди отвергаемых выделяются Юрий, Мария, что подтверждает результаты социометрического опроса.
Среди предпочитаемых взрослых прослеживается тенденция предпочтения классного руководителя и учителя физической культуры. Конфликтная ситуация прослеживается с учителем музыки.
Анализируя результаты исследования, полученные при проведении методики ²Мой круг общения², можно сделать заключение о том, что показатели совпадают с результатами социометрического опроса, т.е. выявляются те же лидеры, отвергаемые, изолированные. Прослеживается тенденция формирования отдельных групп.